Технологическая карта урока
Дата: 03.03.2021
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Барабанова О.А.
Тема: «Правописаниегласных в корне -кас-кос-
Тип урока: изучение нового материала
Цельурока:познакомить с правописанием гласных в корне-кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.
Задачи урока: изучить правила правописания гласных в корнях с чередованием, отработатьнавыки «опознавания» корней с чередованием.
Планируемыерезультаты обучения:
Предметные: знать правила, регулирующие выборбукв О или А, уметь сравнивать условия выбора
Познавательные: анализировать,перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное,самостоятельно делать выводы и т.д.), строить логические рассуждения, производитьанализ, синтез, сравнение.
Регулятивные: высказывать предположенияна основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути решенияпроблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: строить связноемонологическое высказывание, слушать и слышать других, быть готовымкорректировать свою точку зрения, работать в паре, договариваться и приходить кобщему решению, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль, договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли вустной форме.
Личностные: осознавать ценность русского языкаи богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли, развитиеинтереса к языку и чувства языка, совершенствование собственной речи в процессенаблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт),явлениями природы.
Ресурсы: УМК В.В. Бабайцевой,интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации к учению.
2. Проверка д/з. (работа в парах) |
· Сегодня вас приветствуем вместе со мной милое солнышко, которое пусть подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение. (слайд 1) · А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. · Отступите строчку для темы, запишите задание. Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. (Взять тетрадь и спроецировать для проверки) Солнце, солнечный, солнечно, солнышко, подсолнечник Какие есть замечания? Кто хочет дополнить? Ребята, тем, у кого получилось 5 и более слов, поставьте на полях два плюсика, у кого 3-4 слова – 1 плюс. В конце урока вы посчитаете общее количество плюсов, выведете результат вашей работы и сдадите тетради на проверку, а я выведу итоговую оценку, проверив грамотность записей. Будьте внимательны!
|
Приветствие учащихся. Запись учащимися числа, «Классная работа». Выполнение задания, выполнение взаимопроверки.
|
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: организация своей учебной деятельности Л: мотивация учения |
2.Актуализация знаний Цель: подвести к теме, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Постановка учебной темы и целей урока.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
4.Наблюдение над языковым материалом |
Переходим к следующему заданию, которое нужно выполнить в парах на карточке. Подпишите свои фамилии на карточке и выполните задание. Карточки в конце урока сдайте вместе с тетрадями. Работа в парах. Веселый диктант. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни. Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, став добычей работников пищевой отр..сли. Сейчас мы можем прик..снуться к результатам их работы к..сательно данного р..стения Самопроверка в парах через образец (на доске). · Были ли трудности при выполнении этого задания? · Какие слова не подходят к представленной орфограмме? · Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?) · Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корнях -кас—кос-) Запишите тему урока. · Сформулируйте цель нашего урока. Вернитесь к карточке, не учитывая слов прикоснуться и касательно, оцените себя: если все правильно, поставьте на полях ниже 3 плюса, за одну ошибку- 2, за две или три ошибки – 1 плюс. (слайд 2) Прочитайте слова на слайде. Чем они объединены? Какое задание можно придумать к данным словам? Запишите распределительный диктант. Распредели слова в зависимости от правописания. Касаться, коснуться, касание, касается, коснётся, прикоснись. · Выделите корни, сравните столбцы. В чем отличие? · Выделите суффикс А · Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней. (слайд 3) · Проверьте свои выводы, воспользовавшись помощью учебника
|
Записывают предложение и отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у доски).
Отвечают на вопросы. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.
Работают с презентацией, отвечают на вопросы. Формулируют вывод. Проверяют выполнение задания с помощью учебника. |
К: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих
П: целеполагание; выводы, обобщения. Л:самоопределение, смыслообразование, К: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5.Усвоение новых знаний.
6. Первичное закрепление знаний.
Физкультминутка Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку |
1.Работа с учебником: чтение правила. От чего же зависит написание этих корней?(От суффикса а) Задание 1. Работа с учебником стр.166 Чтение правила. Вывод. · Вернитесь к первому заданию, проверьте, какие гласные должны быть в словах прикоснуться и касательно. Исправьтесь, если есть необходимость. · Продолжаем работу в парах, расскажите правило друг другу. · Лингвистическая сказка (слайд 4,5) Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка. Теперь применяем правило на практике. Упр.571 Самопроверка. Вспомните правило, проверьте себя. Ребята, все ли согласны, у кого есть замечания? Поставьте 3+, если выполнили без ошибок. Поднимите руки, у кого 3 + Очень хорошо, значит можно отдохнуть. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте) Все умеем мы считать (хлопки в ладоши) Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте) Руки за спину положим (руки за спину) Голову поднимем выше (поднять голову выше) Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох) Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках) На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз). |
Коллективная работа. Формулируют вывод, выполняют проверку первого задания, проговаривают правило друг другу. Работают с презентацией. Выполняют упражнение самостоятельно индивидуально, 2 человека работают у доски. Выполняют самопроверку, оценивают работу.
Все учащиеся встают из-за парт, повторяют движения за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
|
П: ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Л: устойчивый познавательный интерес. Р: умение работать в парах, самооценка. |
7.Наблюдение над языковым материалом и последующее закрепление.
|
(слайд 6) Сформулируйте задание к упражнению, используя вопрос на слайде. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса. Подчеркните необходимые слова. Как различить омонимичные корни? Взаимопроверка в парах. Выполнено без ошибок -3 +, 1 ошибка – 2 +, 3ош. 1+, дополнительный плюс поставьте, если правильно подчеркнули все слова, не относящиеся к чередованию. Найдите четвертое лишнее: А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться Самопроверка по слайду. ( слайд 7) Поставьте 3 +…
Рассмотрите иллюстрации на слайде, что представлено? (слайд 8) Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). (Приложение 1). Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________! Слова для справок: К..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной, к..снуться, к..сание, Текст на доске для проверки после выполнения работы ( Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснулся! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания!)
Рассмотрите иллюстрации на слайде, что представлено? (слайд 9) Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________. Слова для справок: К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься Текст на доске для проверки после выполнения работы
( Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной. ) |
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание, производят взаимопроверку.
Выполняют работу по карточке (приложение 1), работают со слайдом, выполняют самопроверку, оценивают выполненную работу. Работают с презентацией, выполняют задания на карточках (приложение 2 ), обозначают орфограмму, выполняют самопроверку, используя материал, представленный на проекторе.
Работают с презентацией, выполняют задания на карточках (приложение 3), обозначают орфограмму, выполняют самопроверку, используя материал, представленный на проекторе.
|
П:ориентироваться в системе своих знаний Л:потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес, осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли, развитие интереса к языку и чувства языка, совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).
Р: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. К: строить связное монологическое высказывание, лушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, работать в паре, договариваться и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме.
|
8. Рефлексия деятельности |
Какое правило изучили? Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились? Посчитайте кол-во плюсов, соотнесите результат работы со смайликом на слайде. (слайд 10) |
Ответы на вопросы учителя.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса, работа со слайдом. |
П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
9. Домашнее задание.
|
Домашнее задание: (по выбору) 1.Составить 6-7 словосочетаний с изученной орфограммой. 2. Упр.570. 3.Составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой, озаглавьте его. |
Запись учащимися задания в дневники. |
|
Приложение 1.
Приложение 2.
Вставьте слова, подходящие по смыслу,графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (пожеланию).
Текст 1.
Бежишь,едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы незаступить, иначе
засчитают______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по________________ и вижу
тольконебо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что небыло ______________!
Словадля справок: к..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной, к..снуться, к..сание.
Приложение 3.
Вставьте слова, подходящие по смыслу, графическиобозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).
Текст 2.
Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг.Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое_______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки,но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатитсеребристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по__________________.
Слова для справок:
К..снулась, к..саясь, к..сательной,прик..сновение, к..снулся, прик..снешься