Тема опыта:
«Методпроекта — как форма развития исследовательских способностей у обучающихся науроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Авторопыта: Науменко М.Н., учительанглийского языка, МБОУ СОШ №1 г.Мирный
Условиявозникновения, становления опыта:
Многообразиеи интенсификация сегодняшней жизни требует от нас, учителей, более пристальноговнимания к формированию исследовательских умений на всех учебных занятиях, втом числе и на уроках иностранного языка. Дело не в том, что в векинформатизации и постиндустриального, информационного общества каждый выпускникшколы должен уметь писать исследовательские работы или делать научные открытия.Целью развития умений исследовательского характера является приобретениеучащимся функционального навыка исследования как универсального способаосвоения действительности, приобретение личностного опыта познания.
Вопросыформирования исследовательской компетенции, исследовательской культуры сейчасстановятся одними из самых востребованных современными педагогами. С этой точкизрения интересны статьи Файн Т.Н., в которых приводится переченьисследовательских умений и навыков по ступеням обучения.
Предметиностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:
· мыследеятельностные: выдвижениеидеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи,выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировкапредположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно-логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение исистематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательстваи опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности,планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
· презентационные: построениеустного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и формнаглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовлениепредметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
· коммуникативные: слушать ипонимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутригруппы, находить консенсус;
· поисковые: находить информациюпо каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулированиеключевых слов;
· информационные:структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации,представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Иностранныйязык — учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средствомобучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннегоразвития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функциональногонавыка исследования — как универсального способа освоения действительности,приобретения личностного опыта познания.
Ведущееместо среди форм развития исследовательских способностей, обнаруженных варсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодняметоду проектов.
Актуальностьи перспективность опыта:
Методпроектов — способэффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющийспланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. стем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любаясознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагаетдостижение этого результата и работу по организации и планированию движения кнему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не являетсяпроектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектнымметодом.
Методпроектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем, и связывалсяон с идеями гуманистического направления в философии и образовании,разработанными американским философом и психологом Дж. Дьюи, а также егоучеником В.Х. Килпатриком. Проблемному методу много внимания уделялось вотечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). Но он не связывался сметодом проектов, и не был технологически проработан.
Накопленогромный опыт по применению метода проектов на практике. Но работ, обобщающихопыт педагогов по применению его как формы развития исследовательских способностейу обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности,недостаточно. Противоречие между необходимостью обобщения подобного опыта инеразработанностью этой проблемы на практике, привело к теме нашегоисследования: метод проекта — как форма развития исследовательских способностейу обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Теоретическаябаза опыта:
Проанализировавлитературу по данной проблеме, мы выяснили, что основоположником методапроектов, возникшего в начале XX века, считается Д. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Данной проблемой занимались также А. Шнайдер, Р. Штейнер,отечественные педагоги С.Т. Шацкий, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.С. Полат идругие. Нами были рассмотрены основные требования к проекту, изучена типологияпроектов, этапы проекта, также выявлены основные исследовательские умения,формируемые в проектной деятельности.
Выяснилось,что работ, обобщающих опыт педагогов по применению метода проектов как формыразвития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английскогоязыка и во внеурочной деятельности недостаточно. В данной связи эта проблемапредставляется наиболее актуальной и требует дальнейшей разработки.
Новизнаопыта:
Образовательныйпроцесс строится на большой исследовательской работе, использовании большогоколичества источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратитькаждую работу в продукт индивидуального творчества.
Данныйвид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Впроцессе презентации проектов уч-ся приобретают опыт публичных выступлений.Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика.
Ведущаяпедагогическая идея:
Объектисследования: проектнаяметодика обучения.
Предмет: формирование и развитие исследовательскихспособностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочнойдеятельности.
Гипотеза: использование метода проектов в практикеобучения иностранному языку способствует развитию исследовательских способностейу обучающихся.
Цель: выявить эффективность использования методапроектов при развитии исследовательских способностей у обучающихся на урокаханглийского языка и во внеурочной деятельности.
Цельпредполагает включение в себя ряда задач:
1. Изучение истории становления и примененияпроектного метода обучения.
2. Выявление основных исследовательских способностей,развиваемых в проектной деятельности.
3. Выявление и апробация проектного метода в условияхобразовательного учреждения.
4. Анализ результатов использования данной технологиив условиях образовательного учреждения.
5. Представление опыта использования метода проектовпри развитии исследовательских способностей у обучающихся на уроках английскогоязыка и во внеурочной деятельности..
Методыисследования: анализ литературы,наблюдение, беседа, опрос (контроль), обобщение.
Вданной работе была рассмотрена проблема развития исследовательских способностейу обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельностипосредством метода проектов. В ходе работы была изучена история становления иприменения проектного метода обучения; выявлены основные исследовательскиеумения, формируемые на уроках иностранного языка в ходе проектной деятельностина разных этапах обучения; произошло апробирование проектного метода в условияхобразовательного учреждения, удалось обосновать эффективность использованияметода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся.
Технологияопыта
Применяяметод проектов в своей педагогической деятельности, я убедилась, что могуиспользовать его при изучении практически любой темы. Главное –придерживаться основных требований к использованию методапроектов:
· наличие значимой висследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующейисследовательского поиска для её решения (например, исследование историивозникновения различных праздников в англоговорящих странах: St. Patrick’s Day,Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day; организация путешествий вразные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодёжи; проблемаобустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организацииспортивных мероприятий и т.п.);
· практическая, теоретическаязначимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующиеслужбы об экологической обстановке в данном регионе, совместный выпуск газеты,альманаха, афиши, объявления, изготовление коллажа, составление программытуристического маршрута с иллюстрациями и картой, план обустройства дома,парка, участка, планировка и обустройство квартиры, демонстрация моделей снеобходимыми комментариями, выставка, школьный спектакль, праздник и т.п.);
· самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или вовнеурочное время;
· структурирование содержательнойчасти проекта (с указанием поэтапных результатов распределением ролей;
· использование исследовательскихметодов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечныхрезультатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглогостола», творческих отчётов, защиты проекта и т.п.).
Исходяиз этого, можно определить этапы разработки структуры проектаи его проведения:
· представление ситуаций,позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой и определяютсяисточники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы,познавательные программы телевидения, Интернет и т.д;
· выдвижение гипотез решенияпоставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой изгипотез;
· обсуждение методов проверки принятыхгипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможныхисточников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
· работа в группах над поискомфактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
· защита проектов (гипотезрешения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всехприсутствующих;
· выявление новых проблем.
Наначальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему иконечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что студенты оченьзагружены в колледже и быстро утомляются); продумать какие материалы иисточники могут использовать студенты, обсудить план написания сочинения и созданияиллюстрации; выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить иобсудить примерный план работы. Выполнение проекта. Далее наступает самыйтрудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сборинформации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источникамиинформации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда напредмет исследования. Следует отметить, что не все студенты сразу и легковключаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот илииной студент не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальномууровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждомуопределиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и какпредставить свои результаты. Именно здесь происходит основная работапреподавателя английского языка со студентами, обсуждаются промежуточныерезультаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребятисчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическуюсистему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденныеграмматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуацииграмматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памятистудентов.
Продолжаетсясовершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыкинаписания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основныеязыковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическоепостроение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющемуанглийским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работапреподавателя со студентом. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждомуконкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы преподавателяна что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаютсяпредложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. Важнымусловием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательнойобстановки, располагающей к общению и позволяющей ребятам испытывать чувствоуспеха и удовлетворения от творчества.
Натретьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) ученикиработают собственно над техническим выполнением проекта. Использованиекомпьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своихсочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическимиредакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваиваютиспользование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. Устудентов появляется практическая возможность использовать знания и навыки,полученные на уроках информатики. Очень важным моментом в процессе подготовкипрезентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию ксвоему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшегокомпьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным.Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованиемцветных карандашей, акварельных красок или гуаши.
Проектнаяработа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например,проект по теме «Семья» в 5 классе может включать в себя такие задания:составить и нарисовать семейное древо, рассказать о своих предках, родителях,бабушках и дедушках, ближайших родственниках. Проект по теме «Это я» — перваяподобная работа, которую учащиеся выполняют в 5 классе. Он предполагаетсоставление и размещение в Интернете письма о себе, с целью найти друзей попереписке.
Втечение прошлого учебного года учащиеся 7 класса работали над проектом «Мойкрай родной», результатом которого стал выпуск буклетов о Сахалинской области.Дети нашли и ознакомились с информацией о Сахалине, флоре и фауне, населении иучреждениях образования.
Навтором этапе учащиеся выбрали индивидуальную форму работы. Каждый ученик решилсам отвечать за своё художественное оформление, изготовление, и поискнеобходимой информации. Кроме того, к проекту были привлечены родители, которыетакже помогли в исследовательской работе.
Натретьем этапе началась исследовательская деятельность детей.
Четвёртыйэтап – это презентация проекта, т.е. защита своего буклета.
Втечение всех этапов проекта я координировала работу групп, оказывала им помощь,стараясь создать условия для творчества ребят и стимулировать их познавательнуюактивность.
Такжепроходила работа над проектом “Youth subcultures” и «Holidays in Great Britain»в 10 классе, конечной целью которого стало защита презентаций, и выпускбуклетов по теме «Вузы нашей страны». Для 9 классов проходила работа надпроектом «School of my dream».
Вначальной школе учащиеся получают возможность осуществлять проектную работу врамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не толькоиз учебников, но и из других источников. При этом школьники учатсясамостоятельно мыслить, находить и решать проблемы с самого раннего возраста,привлекают для этой цели знания из разных областей, учатся прогнозироватьрезультаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатсяустанавливать причинно-следственные связи.
Результативностьопыта:
Полученныев ходе исследования результаты подтверждают выдвинутое в начале работыпредположение о том, что использование метода проектов в практике обученияиностранному языку способствует развитию исследовательских способностей уобучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Наосновании полученных данных мы приходим к следующим выводам:
Спедагогической точки зрения, проектирование – это творческая учебнаядеятельность:
· проблемная по форме;
· практическая по способу еёпредъявления;
· интеллектуально – нагруженнаяпо содержанию;
· самостоятельная по характерудобывания знаний;
· протекающая в условияхпостоянного конкурса мнений, предложений.
Вусловиях работы над проектом:
· создаются максимальноблагоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциалаучеников; развивается их воображение, фантазия, мышление, определённые чертыличности, которые не проявляются на обычных уроках;
· формируется внутренний мотивговорения, возникает необходимость высказаться, которая диктуется желаниемпринять участие в коммуникации.
Необходимоиспользовать как можно чаще метод проектов для развития исследовательскихспособностей у обучающихся на уроках иностранного языка.
Благодаряметоду проектов учитель может расширить языковую базу учащихся и поднятьобучение иностранному языку на новый уровень, т.к. происходит формированиеменеджерских способностей учащихся. Учащийся из объекта превращается в субъект.
Данныйметод необходимо применять на всех ступенях обучения, т.к. это способствуетразвитию исследовательской деятельности учеников и формированию коммуникативнойкомпетенции.
Внеурочнаяучебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическимпродолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектнаяработа по интересам (2-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-екл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.);олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
Такимобразом, использование метода проектов на уроках иностранного языка являетсяперспективным направлением в работе учителя, так как имеет большое практическоезначение.
Адреснаянаправленность:
Идеяопыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкуюмотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки.
Опытприемлем для творчески работающего учителя, имеющего определенный опытпедагогической практики и в совершенстве владеющего содержанием программы иобразовательного курса по предмету.
Трудоемкостьопыта
связанас большой разъяснительной работой, требующей больших временных затрат, а такжеличностными и профессиональными качествами педагога, свободно владеющегонетрадиционными приемами, способами и формами организации учебного процесса.
Вывод:
Никтоне утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучениииностранному языку, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оноспособствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширениюязыковых знаний. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнкатворческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проект – этотакже реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах,средствами иностранного языка. Применение этой методики повышает интересучащихся к изучению данного предмета, а позитивная мотивация – это ключ куспеху. И, наконец, самое важное – метод проектов предоставляет ученикувозможность использовать приобретённые языковые навыки в реальных речевыхситуациях, а использование современных технологий в преподавании не толькоподогревает мотивацию ребят, не только делает уроки более разнообразными иинтересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию педагога.
Опытобсуждался
назаседании районного методического объединения учителей английского языка. Опытработы используется в течение четырёх лет, особенно продуктивно в 2012-2013учебном году.
Библиографическийсписок:
1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение,интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С.29-42.
2. Савенков А.И. Исследовательское обучение ипроектирование в современном образовании // Исследовательская работашкольников. 2004. №1. С. 22-32.
3. Обухов А.С. Исследовательская позиция иисследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательскаяработа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
4. Егорова Т.А. Развитие исследовательскихспособностей старших дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. н. М., 2006,с.5.
5. Полат Е.С. «Типология телекоммуникационныхпроектов» – Наука и школа – № 4, 1997.
6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.:Изд-во Просвещение, 2006.37
7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранногоязыка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на урокахиностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обученияиностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004.214 с.
10. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методовобучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.96 с