МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
2019 – 2022 гг.
.
Смоленск2019
Содержание
Глава 1 Целевой раздел
1. Пояснительная записка 3
2. Обеспечение программы 6
3. Основные принципы реализации программы 7
4. Основные направления работы по программе 9
5. Структура программы 10
6. Содержание образования пообразовательным областям 12
7. Основные формы работы по программе 13
8. Формированиеработы в соответствии с возрастной категорией 15
9. Ожидаемые конечныерезультаты реализации Программы 17
Глава II Содержательныйраздел
1. Комплексно-тематическоепланирование содержания организованной деятельности детей с 3-7 лет:
А) Вторая младшая группа 18
Б) Средняя группа 21
В) Старшая группа 24
Г) Подготовительная группа 29
ГлаваI Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы
«Одно из высших благ в жизни человека-здоровьеи счастливое детство. Все мы знаем, что драгоценные воспоминания из нашегодетства питают и согревают нас всю жизнь. Душа ребёнка необычайно отзывчива навсякое религиозное впечатление, ребенок невольно тянется ко всему, что даеткрасоту и смысл еще неведомому для него миру, отнимите это у ребенка — и егодуша потускнеет и потеряет свое внутреннее содержание; ребенок останется вопустевшем Мире, с его мелкими будничными интересами» — так высказался орелигиозном и духовно-нравственном воспитании протоиерей Сергей Щукин (1891-1977гг.) — известный в русском зарубежье религиозный и общественный деятель ипедагог.
В настоящеевремя Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самаябольшая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развалеэкономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Нынематериальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представленияо доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности ипатриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростомагрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая идуховная незрелость. Продолжается разрушение института семьи, у детейформируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Одна изпроблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдаетсяисторическая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать примерс людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало стеми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить своюжизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятыена сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личностипоказывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многимродителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоениесоциальных норм, моральных требований и образцов поведения на основеподражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередьв семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи иценности.
Духовно-нравственноевоспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности,благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: наего этническое и эстетическое развитие, мировоззрение и формированиегражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальныйпотенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Народнаякультура – неиссякаемый источник нравственности, духовности, творчества,помогавший России выстоять во все времена. Общение к опыту православнойпедагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России,особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается вобразовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты всодержании воспитания.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерацииподчёркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитаниепатриотов России, граждан правового, демократического, социального государства,уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью ипроявляющих национальную и религиозную терпимость»
Цель программы:
Даннаяпрограмма не ставит своей целью введение ребенка в мир религии: это задачасемьи. Основная цель – созданиеусловий для полноценного духовно-нравственногоразвития детей путем приобщения их к нравственным и духовным ценностямправославной культуры, а также изучения истории и культуры своей страны.
Задачипрограммы:
1. Познавательные:
· прививать интерес детей кистории своей страны, своего народа, пробудить чувство сопричастности к ней;
· способствоватьформированию чувств любви к Родине на основе изучения национальных религиозныхи культурных традиций;
· познакомить детей ссимволикой России, Смоленской области;
· развивать представлениядетей о традициях семьи преемственности, связывающей разные поколения.
2. Воспитательные:
· воспитывать любовь иуважение к России, ее народу, истории, культуре, святыням, традициям народа;
· воспитывать уважение к нравственнымнормам, учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды,быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
· создать условия дляпроявления ребенком заботливого отношения к окружающим, способности ксопереживанию, сорадости;
· ориентировать семью надуховно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления родителей сосновами православной педагогики и психологии, формирование представлений оформах традиционного семейного уклада, способствовать восстановлению духовныхсвязей между поколениями нашего народа.
3. Развивающие
· прививатьтрудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основамручного труда, продуктивной деятельности;
· Способствоватьразвитию речевых навыков: умение правильно формулировать и излагать свои мысли,отстаивать свою точку зрения, находить аргументы в диалогах и спорах;
· Развиватьумение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи опираясь нанравственный опыт поколений.
4.
2. Обеспечениепрограммы
Нормативно-правовое:
· Основныеположения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г.;
· Основныеположения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.;
· КонституцияРоссийской Федерации;
· ЗаконРоссийской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ
· Устав МБДОУ детскийсад «Светлячок» Смоленского района Смоленской области;
· Приказ Министерстваобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования.
Кадровое:
· Повышение профессиональнойкомпетентности педагогов в области обучения дошкольников духовно-нравственномуразвитию.
Информационно-содержательное:
Созданиеинформационного банка данных:
· разработка занятий,целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановоки т. д.;
· форм работы с родителями;
· консультаций дляпедагогов.
Программа разработана для детейдошкольного возраста (младший, средний, старший возраст). Возрастной составдетей — от 3 до 7 лет.
Сроки реализациипрограммы: сентябрь 2019 года- май 2022 года.
3. Основные принципы реализации программы
В процессе приобщения дошкольников ктрадиционным нравственным идеалам, наша работа начинается с формирования такихдуховно-нравственных ценностей, как доброта, способность к состраданию, умениесопереживать, доброжелательность, жизнерадостность, трудолюбие, порядочность,послушание, честность и правдивость, почтительность, готовность прийти напомощь, целеустремлённость, ответственность. В процессе реализации программыобязательно соблюдаются основные принципы воспитания.
Принципгуманизма – уважение личностиребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основеобщечеловеческих цивилизованных норм и правил.
Принциппсихологической комфортностизаключается в снятии, по возможности, всех стрессовых факторов воспитательно-образовательногопроцесса, в создании в детском саду такой атмосферы, которая раскрепощает детейи в которой они чувствуют себя «как дома».
Принципрасширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольныхучреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детейс окружающим социумом, проникновение в мир других людей посредством различныхвидов искусства и творчества, приобщение к культуре родного края.
Принципприродосообразности –образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психическойконституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностямивосприятия. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных исоциальных процессов, согласовываться с общими законами развития человекасообразно его полу и возрасту.
Принципкулътуросообразности -воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальнойкультуры, в данном случае православия. Воспитание патриотических чувств, сцелью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережногоотношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальномукультурному наследию.
Принципопоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновенияэмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают вниманиеребенка на объекте познания, собственных действиях и поступках, что достигаетсячерез сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принциптворчества – максимальнаяориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности; развитиев ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческойдеятельности.
Принциппедагогики сотрудничества.Ребенок учится познанию мира, педагог учится постигать ребенка, от обоихтребуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.
Принципыорганизации занятий. Наглядность,сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных ииндивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность,прочность усвоения знаний, вариативный подход.
Всевышеперечисленные принципы ориентированы:
-наличность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннегои духовного мира, художественно-эстетического развития;
-насвободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;
-наединство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
4. Основные направления работы по программе:
1.Образовательное (занятия,беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники,игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи,целевые прогулки,экскурсии, концерты, просмотр видеоматериалов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории,труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков кпраздникам).
Основныехарактеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственноговоспитания, интеграция духовно-нравственного содержания вмузыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.
2. Доступность предлагаемогоматериала.
3. Подбор соответствующей наглядности,звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.
4. Организация практической деятельности детейпроводится как до и после образовательной деятельности.
5. Систематичность.
6. Организацияразных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд,конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия,походы, экскурсии, наблюдения и т.д.).
5. Структурапрограммы:
1. Блок. «Мир души моей. «Великие христианские праздники» — основы православной культуры.
Занятияданного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициямиотечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России,помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарныхпраздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основныезадачи цикла: привитьуважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желаниеподражать благим образам.
2. Блок. «Моя семья – мой дом » — нравственные ценности.
На занятиях данного блока дети знакомятся сдуховно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье,осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома,особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой ипроведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов иправилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердногоотношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельноучаствовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственныйобразцы поведения.
3. Блок. «Красная изба — Горница»— традиции народной культуры.
Занятияданных циклов знакомят детей с историей русского народа: бытом, обычаями,гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством –пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткимивыражениями малых форм русского фольклора.
4. Блок. «Я — Смолянин»Поселок, в котором мы живём!» — национально-региональный компонент
5. Блок. «Я Россиянин»
Занятия данных циклов знакомят детей с роднымокругом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности,историческое значение города, поселка в жизни России, святыни и памятные местародного края), с историей Российского государства, государственной символикой,жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимыхлюдей земли русской.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему поселку,своей стране, уважения и признательности к основателям поселка, его защитникам,к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Смоленскогокрая, русского государства.
6. Блок. «Мир добра» — нравственныеценности.
Занятия данного цикла на основе литературныхпроизведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро изло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидетькрасоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видетьв себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выборв пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формироватьхристианское отношение к ближним.
6. Содержаниеобразования по образовательным областям
Образовательная область |
Содержание психолого — педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Формирование представления о православной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности |
Познавательное развитие |
1. Расширить представление о православной культуре. 2. Воспитывать духовно-нравственные чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к православной культуре (православным и народным праздникам и традициям), к атмосфере национального быта. Учить понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа — электрическая лампа и т.д.). |
Речевое развитие |
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском православном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие |
1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка, пляски. 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие |
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
7. Формы работы пообразовательным областям
Образовательные области |
Младший дошкольный возраст |
Средний и старший дошкольный возраст |
Физическое развитие |
1. Игровые беседы с элементами движений 2. Игра 3.Интегративная деятельность 4. Ситуативный разговор 5. Проблемная ситуация |
1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация |
Социально- коммуникативное |
1. Игровое упражнение 2. Индивидуальная игра 3. Совместная с воспитателем игра 4.Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) 5. Чтение 6. Беседа 7. Наблюдение 8. Рассматривание 9. Праздник 10. Поручение |
1. Индивидуальная игра 2. Совместная с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Речевое развитие |
1.Рассматривание 2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра 4.Ситуация общения 5.Беседа 6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением 8.Игра- драматизация 9.Чтение 10.Обсуждение 11.Рассказ 12.Игра |
1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4.Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12.Ситуативный разговор с детьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра |
Познавательное развитие |
1. Рассматривание 2. Наблюдение 3. Игра- экспериментирование 4. Исследовательская деятельность 5. Развивающая игра 6. Ситуативный разговор 7. Рассказ 8. Интегративная деятельность 9. Беседа 10. Проблемная ситуация |
1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами |
Художественно- эстетическое развитие |
1.Рассматривание эстетически привлекательных предметов 2. Игра 3. Организация выставок. Изготовление украшений 4.Слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки 5. Экспериментирование со звуками и материалами (песком, глиной) 6.Музыкально- дидактическая игра 7. Разучивание музыкальных игр и танцев 8. Совместное пение |
1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов 4. Игра 5. Организация выставок 6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально- дидактическая игра 8. Интегративная деятельность 9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение 10. Попевка, распевка 11. Танец 12. Творческое задание 13. Музыкальная сюжетная игра |
8. Формирование работы в соответствии с возрастной категорией:
Младшая группа(от 3 до 4 лет)
- Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи.
- Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах.
- Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым.
- Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи.
- Формировать интерес к малой родине и первичных представлений о ней.
Средняя группа(от 4 до 5 лет)
- Осознание принадлежности к своему городу, национальности.
- Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку. Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Развитие способности верить в себя и в свои возможности.
- Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах.
- Приобщить детей к истокам традиционной русской народной глиняной игрушки.
- Формировать духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Осознание принадлежности своему народу, республике, государству.
- Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни деревни, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины.
- Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться.
- Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества.
- Формировать элементарные представления об истории человечества через искусство (живопись, скульптура, мифы и легенды), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
- Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры.
- Формировать историческую память, представление о доброте и красоте.
Подготовительнаяк школе группа (от 6 до 7 лет)
· Воспитывать культуру чувств, пробуждать интерес к древним корням.
· Способствовать развитию ощущения себя успешной личностью,индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества.
· Продолжать развивать представления о людях разных профессий.
· Расширять представления о родном крае.
· Формировать элементарные представления об истории человечествачерез знакомство с произведениями искусства (мифы, легенды народов мира,живопись и т.д.).
· Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь кРодине.
· Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
· Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего ибудущего.
· Приобщать к отечественной святыне.
Объем нагрузки, перечень основных видов организованнойобразовательной деятельности:
В соответствии с возрастом детей продолжительностьнепосредственно образовательной деятельности составляет:
в младшей группе, возраст 3-4 года – 15 минут; (2 раза вмесяц)
в средней группе, возраст 4-5 лет – 20 минут; (2 раза вмесяц)
в старшей группе, возраст 5-6 лет – 25 минут; (2 раза вмесяц)
в подготовительной к школе группе, возраст 6-7 лет – 30минут. (2 раза в месяц)
9. Ожидаемыеконечные результаты реализации Программы
1. Усвоение ребенкомдобродетели, направленность и открытость его к добру.
2. Потребность и готовностьпроявлять сострадание исочувствие.
3. Формирование позитивногоотношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичностьотношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картинымира.
4. Приобщение к опытуправославной культуры,знакомство с формами традиционногосемейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие вдомашних делах.
5. Воспитание положительногоотношения к труду.
6. Приобщение к традициямПравославной культуры.
7. Воспитание уважительногомилосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельногоповедения, способности к совершенствованию;
8. Бережное отношение кокружающему миру.
9. Воспитание любви и чувства гордости за малуюРодину, бережного отношения к родному поселку, краю.
10. Формирование представлений о России как о родной стране, оМоскве как о столице России.
11. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучениегосударственной символики.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечныхчеловеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении егок добру и неприятии зла.
Глава II Содержательный раздел
1. Комплексно-тематическоепланирование содержания организованной деятельности детей с 3-7 лет
Вторая младшая группа (3-4 года)
Дата |
Наименова-ние блока |
Тематика мероприятий, форма проведения |
Задачи |
Взаимодействие с родителями |
ОКТЯБРЬ |
«Поселок, в котором мы живём!» |
Рассказ о поселке |
Формировать представление о поселке Богородицкое, развивать познавательный интерес, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному поселку |
1. «Мы гуляем» Фото выставка. Представленная информация была полезной? ДА 58.64% НЕТ 41.36% Проголосовало: 1071 2. Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» 3. Анкетирование «Нравственное воспитание в детском саду» |
Рассматривание иллюстраций «Мой дом» |
Цель: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, продолжать учить названия мебели, комнат |
|||
НОЯБРЬ |
«Моя семья – мой дом» |
Игровое упражнение «Назови свое имя» |
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя» |
1.Памятка «Чаще обнимайте малыша» 2. Создание фотоальбома «Домашние обязанности малыша 3-4 года» 3. Папка-передвижка «Домашние обязанности» |
«Мама, папа, я – дружная семья!» |
Учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья. |
|||
Чтение сказки «Гуси-лебеди» |
Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок. |
|||
Рассматривание альбома «Домашние обязанности» |
Дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям. |
|||
ДЕКАБРЬ |
«Красная изба — Горница» |
Заучивание потешки «Как у нашего кота» |
Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. |
1. Наглядно информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка» 2.Новогодний хоровод «Елочка» |
Дидактическое упражнение «Похвали котика» |
Учить говорить ласково с домашними животными, развитие речи. |
|||
Занятие-игра Хороводные игры |
Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. |
|||
Презентация (экскурсия в мини музей детского сада) «Жили – были дед и баба». |
Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. |
|||
ЯНВАРЬ |
«Великие христиан-ские праздники» |
Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество». |
Знакомство детей с праздником Рождество Христово. |
1. Наглядно-демонстрационный материал «Русский фольклор о зиме» 2. Папка передвижка Зимние подвижные игры 3.Консультация Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке |
Прослушивание рождественских песен. |
Приобщение к традиции празднования Рождества. |
|||
История праздника «Святки» |
Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре |
|||
ФЕВРАЛЬ |
«Мир добра» |
«Доброе слово» Разговор с детьми о добром слове на основе русских народных сказках; |
Давать знания о добрых словах и их значениях в жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и вызывавшего его чувства. |
1 Выставка совместного творчества к 23 февраля. |
Сюжетно-дидактическая игра «у нас в гостях кукла Катя». |
Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи. |
|||
«Моя любимая игрушка» |
Познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки. |
|||
МАРТ |
«Мир души моей» |
Что за праздник – «Масленица»? |
Знакомство детей с Масленицей. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям. |
1. Чаепитие с мамами по русским народным традициям. 2. Выставка творческих детских работ к 8 марта. |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама». |
Развивать умения проявлять доброе отношение к близким людям (оформление стенда «Мамочка моя»). |
|||
«С русским задором по русским просторам». Любимые сказки |
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям. |
|||
АПРЕЛЬ |
«Я – Смолянин» |
Рассматривание иллюстраций «Красота родного края» |
Закрепить и обобщить знания об окружающей природе, воспитывать любовь к родному краю. |
1. «Весенняя неделя добра». Изготовление скворечников. 2. Папка передвижка «Витаминный календарь. Весна» |
Рассказ «История Смоленской области» |
Формировать представления о родном крае |
|||
МАЙ |
«Я – Россиянин» |
Праздник – День Победы» |
Дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ. |
1.Памятка Пальчиковые игры. 2. Консультация родителей Первая помощь при укусах насекомых 3. Итоговое родительское собрание. |
Рисование «Вспыхнул праздничный салют» |
Побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному посёлку; учить изображать огоньки салюта. |
Средняягруппа (4-5 лет)
Дата |
Наименова-ние блока |
Тематика мероприятий, форма проведения |
Задачи |
Взаимодействие с родителями |
ОКТЯБРЬ |
«Поселок, в котором мы живём!» |
«Посёлок, в котором я живу» Путешествие по родному поселку, экскурсия |
Цель: Расширить представления о своей малой Родине, обогащать представления о своем поселке, воспитывать любовь к родному поселку. Закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку. |
1. Создание альбома «Достопримечательности поселка». |
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
Цель: продолжать учить брать на себя роль водителя, отвечающего за безопасность пассажиров, воспитывать любовь к родному посёлку. |
|||
Аппликация «Строим, строим дом, вырос дом, огромный дом» |
Продолжать развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к дому; учить подбирать цвет бумаги в соответствии с колоритом; учить создавать аппликации домов. |
|||
НОЯБРЬ |
«Моя семья – мой дом» |
«Народная мудрость о семье» Чтение: пословиц и поговорок о семье, сказок о семье |
Цель: знакомство с соц. категорией «Семья», формирование у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных ценностей. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. |
1. Мероприятие «День Матери». 2. Выставка рисунков «Дружная семья». |
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка и дедушка приехали!» |
Цель: учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения |
|||
Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка» |
Цель: развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям. |
|||
ДЕКАБРЬ |
«Красная изба — Горница» |
Беседа «Что такое музей?» |
Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». 2. Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала, группы к новогоднему утреннику |
«Весёлые ложки» Знакомство с предметами обихода |
||||
Занятие-игра. В гостях у Хозяюшки |
Познакомить детей с жилищем русского народа. Вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
|||
ЯНВАРЬ |
«Великие христиан-ские праздники» |
«Скоро праздник Рождества Христова» |
Разучивание колядок. Продолжаем знакомить детей с особенностями праздника Рождество Христово. |
1. Изготовление атрибутов к развлечению «Рождественские гулянья». |
Чтение «Лесное Рождество» |
Приобщение к традиции празднования Рождества. |
|||
ФЕВРАЛЬ |
«Мир добра» |
«Благодарное слово» Беседа на основе произведения Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике», Е.Фроловой «Кто выростил яблочко». |
Развивать способность проявлять добрые чувства к близким. |
1.»Папа и я спортивная семья». Физкультурный досуг. 2. Консультация «Роль отца в воспитании детей» |
Беседа «Кто такие богатыри» |
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. |
|||
Мастерская юных художников |
Рисование русских богатырей. Учить детей отображать в рисунке впечатление от увиденного. Развивать творчество, фантазию ребенка. |
|||
МАРТ |
«Мир души моей» |
Развлечение «Масленица» |
Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. |
1. Участие в подготовки развлечения «Масленица». 2.Участие в пасхальной выставке |
«Пришла весна!». Повторение заклички о весне. |
||||
Коллективная пасхальная работа |
Подготовка к празднику Пасхи. Знакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи. |
|||
АПРЕЛЬ |
«Я – Россиянин» |
«Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом). Просмотр слайдов по данной теме. |
Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; |
1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2. Помощь в посадке цветов на клумбы. |
Дидактическая игра «Собери флаг», «найди флаг Росии» |
Развивать память и внимание |
|||
МАЙ |
«Я — Смолянин» |
Праздник – День Победы» прогулка к памятнику ВОВ. |
Дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ. |
1. Памятка Пальчиковые игры. 2. Привлечь родителей к облагораживанию участка для прогулки 3. Итоговое родительское собрание. |
Рассказ о памятниках Смоленска |
Знакомство с историей Смоленской области |
Старшаягруппа (5-6 лет)
ДАТА |
Наименова-ние блока |
Тематика мероприятий, форма проведения |
Задачи |
Взаимодействие с родителями |
ОКТЯБР |
«Поселок, в котором мы живём!» |
Выставка детских рисунков «Мой любимый поселок » |
Расширить представление о родном поселке, городе Смоленске, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному поселку. |
1. Фото выставка «Улица, где я живу» 2. Родительское собрание «Традиции семьи, зачем они нужны» |
История возникновения поселка. Люди, населяющие поселок. Город, где человек родился, называется родным. |
Познакомить с историей возникновения поселка. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история поселка. |
|||
НОЯБРЬ |
2.«Моя семья – мой дом» |
«Радость послушания». Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка» |
Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. |
1. Фотовыставка «Будем знакомы — наша семья!» с рассказом о семье 2. Праздник «День матери». |
«Мудрое слово» Беседа с детьми «кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка», «Названный отец», пословиц и личного опыта детей. |
Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. |
|||
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева, Барто А.Л. Твои стихи, Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони». Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация» и т.д. |
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. Добровольность участия каждого родителя обязательное требование и условие данной работы. |
|||
ДЕКАБРЬ |
«Красная изба — Горница» |
В гостях у хозяюшки. |
Продолжать знакомить детей с традиционными народными видами женского рукоделия: прядением, плетением. Активизировать в речи детей слова: сарафан, зипун, пояс и др. Продолжать развивать любознательность, интерес к самобытной русской культуре. |
1. Совместный труд детей и родителей Благоустройство площадки для прогулок детей 2.Информационный стенд «Безопасность детей в новогодние праздники» |
Дидактическая игра «Эволюция вещей» |
Учить детей отличать старинные вещи и их современные аналоги. |
|||
Викторина Бабушкин сундук |
Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины |
|||
ЯНВАРЬ |
«Великие христианские праздники» |
«В огне рождественских свечей» разучивание рождественских песен (колядок). Просмотр презентации. |
Познакомить с событиями Рождества Христово. Развитие целостного восприятия мира. Воспитывать у детей уважение к культуре прошлого своего народа и отношение к памяти как основе нравственности. |
1.Консультация О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка |
Чтение пословиц и произведений Просмотр рождественских мультфильмов: «Морозко». «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». |
Привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам. |
|||
ФЕВРАЛЬ |
«Мир добра» |
Беседа «Хорошие и плохие поступки» Игра-ассоциация «Что такое хорошо и что такое плохо?». |
Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. Учить самостоятельно, оценивать поступки других людей. |
1. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» 2 .Консультация Как воспитать защитника Тест для пап Какой вы отец |
«Защитники земли русской» «Здравствуй Русь!» Рассматривание и обсуждение репродукции картин художников, чтение былин о богатырях. Речевая игра «о каком богатыре говорится?» |
Продолжать знакомить детей с православием на Руси, устройством и убранством храмов. Рассказывать о некоторых правилах посещения храма. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. Воспитывать любовь к Отечеству. Дать понятие, что былинный богатырь- символ несгибаемого духа, славный защитник русской земли |
|||
МАРТ |
«Мир души моей» |
«О соборах и церквях». |
Дать понятие о храме, как о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме: Рисование Храма |
1. Праздник Масленица 2.Консультация «Семейное занятие на Масленицу» 3.Участие в пасхальной выставке. |
«Будем дружно мы играть» |
Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры, уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу; воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми. |
|||
АПРЕЛЬ |
«Я – Смолянин» |
«Смоляне, их занятия и традиции» «Разнообразный мир животных Смоленщины». |
Формировать представления о традиционных занятиях смолян, особенностях одежды Закреплять знания детей о животных, проживающих на территории Смоленской области, животных, занесенных в Красную Книгу |
1.Организация выставки – поздравления к Дню Победы! 2.Консультация «Играем всей семьей — Народные игры» |
МАЙ |
«Я — Россиянин» |
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. Беседы на тему «Традиции в армии» Прослушивание музыкальных произведений. Сюжетно — ролевые игры «Армия. Сюжет — Граница». «Победа. Война.» |
Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны. Правильное отношение к войне |
1. Экскурсия к мемориалу с возложением цветов. 3. Советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии. 4. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях. |
Подготовительнаяк школе группа (6-7 лет)
ДАТА |
Наименова-ние блока |
Тематика мероприятий, форма проведения |
Задачи |
Взаимодействие с родителями |
ОКТЯБРЬ |
«Поселок, в котором мы живём!» |
Проект «История посёлка» |
Формировать у детей понятие о принадлежности к своему посёлку, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного посёлка |
1. Создание фотоальбомов «Путешествие по посёлку» |
Экскурсия по поселку. |
Учить ориентироваться в поселке, знать места, историю |
|||
НОЯБРЬ |
«Мир добра» |
Беседа «Хорошие и плохие поступки» |
Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. |
1.Оформить альбом вместе с детьми «Любимые игры бабушек и дедушек» 2.Празднования Дня пожилого человека. 3. Праздник ко Дню Матери. |
«Давайте говорить друг другу комплименты» игровая ситуация |
учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться, когда они делают другим приятное. |
|||
ДЕКАБРЬ |
«Моя семья – мой дом» |
«Напутственное слово» Выполнение активных заданий. Чтение К.Д. Ушинский «Ветер и солнце» Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми» |
Дать понятие нравственного аспекта общения людей. Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Для чего оно нужно и что в себе несет напутственное слово. |
1. Составление генеалогического древа каждой семьи. 2. Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе — дружная семья». |
Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы» |
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ребенке. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков — им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. |
|||
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». |
Уважение и почитание людей старшего поколения. Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми. |
|||
ЯНВАРЬ |
«Великие христианские праздники» |
«Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение. |
Способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. Закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» — день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему Рождество Христово; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки. |
1. Наглядная информация «Русский фольклор зимой» 2. Участие в развлечении «Пришла Коляда накануне Рождества». 3. Подготовка атрибутов к праздникам. |
История праздника «Святки» |
Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре |
|||
ФЕВРАЛЬ |
«Красная изба — Горница» |
Оздоровительный досуг «Наша добрая матрешка». |
Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, фольклору России; познакомить с устным народным творчеством-знакомство с русской матрешкой. |
1. Организация совместной с родителями выставки детского рисунка «Мой папа солдат». 2. Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии. |
«ГЕРОИ-ОСВОБОДИТЕЛИ |
Иван Сусанин- защитник земли русской. На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства. |
|||
МАРТ |
«Мир души моей» |
«Знакомство с церковным искусством: церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон». Слушание. |
Приобщить детей к музыкальному духовному искусству на примере простых произведений духовной музыки. Рассказать о назначении и истории колоколов и колокольного звона. |
1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне. 2. Испечь куличи. 3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. |
«Великий праздник –Пасха Красная» (посиделки у самовара ) |
Продолжать знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям. |
|||
«Моя семья на празднике» |
Рисование семейных православных праздников |
АПРЕЛЬ |
«Я – Смолянин» |
Занятие-игра «Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) |
Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. |
1. Участие в выставке «Пасха Красная». 2. Наглядная информация Русский народный фольклор весной».
|
Подвижная игра«Золотые ворота» и «Ручеек» |
Знакомить детей с русско-народными играми. |
|||
МАЙ |
«Я –Россиянин» |
Музыкально – спортивный праздник «Великая Победа». Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. |
Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе; закреплять знания о том, как наш народ защищал свою Родину. Сформировать представления о празднике День Победы; раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на земле. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.. |
1. Участие в проекте «Ни кто не забыт…» 2. Помощь в Оформлении цветочных клумб |