Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение средняя общеобразовательная школа № 29 города Липецка«Университетская»
Воспитательная программа 5В класса
«29 добрых дел»
МАОУ СОШ № 29 г. Липецка на 2022-2023гг.
Срок реализации — 1 год
Липецк, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| Наименование программы 
 | Программа по формированию у учащихся представления о добровольческой деятельности «29 добрых дел» 
 | 
| Разработчики программы 
 | Учитель иностранных языков, классный руководитель 5 В класса МАОУ СОШ № 29 г. Липецка Сукочева В.Е. | 
| Федеральное, региональное поле документов | Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07. 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный закон от 5.02.2018 г. №15-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) 
 | 
| Сроки реализации | 2022-2023 г. | 
| Цель Программы 
 | 1.Ознакомление подростков с основами добровольческой деятельности 2.Формирование у подростков ценностного отношения к окружающим людям, родному языку и культуре, природным богатствам 3.Социально-нравственное воспитание подростков с учетом стратегии развития воспитания | 
| Задачи Программы | 1.Проведение мероприятий, формирующих представление у подростков о добровольческой деятельности 2.Развитие творческих и лидерских навыков у подростков путем организации и проведения ими добровольческих акций и мероприятий под руководством педагога 4.Повышение компетентности педагогических работников по проведению КТД, вовлечение их в добровольческую деятельность школы 5.Обеспечение ценностно – ориентированного воспитания подростков | 
| Направления программы | Сферы добровольческой деятельности: 1.Военно-патриотическое волонтёрство 2.Социальное волонтёрство | 
| 
 | 3.Событийное волонтёрство 4.Межкультурное волонтёрство 5.Экологическое волонтёрство 6.Медиаволонтёрство 7.Спортивное волонтерство | 
| Исполнители Программы | МАОУ СОШ № 29 Липецка, классный руководитель 5В класса Сукочева В.Е., учащиеся 5 В класса под руководством педагога | 
| Ожидаемые результаты реализации Программы 
 | 1. Систематизация знаний о добровольчестве в Российской Федерации 2. Проявление подростками интереса к добровольческой деятельности, а также инициативы во время «лекционных» занятий, организации и проведения дел 3. Развитие у подростков социальных коммуникативных навыков со сверстниками и старшим поколением 4. Ориентир на морально-нравственные ценности в поведении 5. Получение навыков самостоятельного планирования дел, их реализация 6. Приобретение подростками знаний о культуре, истории и природных ресурсах своей страны 7. Развитие аналитических навыков | 
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральнымзаконом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ираспоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Обутверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года»
Добровольчество – один из важнейших видовдеятельности в воспитании нравственных качеств подростка. С детства такиеценности, как вера в добро, человеколюбие способствуют развитию и ростуличности. Волонтёрство пользуется популярностью в современном мире.Патриотизм, усердие, доброжелательность, сотрудничество становятся для детейосновой взаимодействия с абсолютно разными людьми. Появляется возможность ближепонять обычаи, ценности различных народов, а также людей разных возрастов ивозможностей здоровья. Разнообразие круга общения и сфер деятельностиспособствует углублению социализации, расширению ее горизонтов.
Новизна данной программы связана с изучениемучащимися каждого вида волонтерской деятельности отдельно и возможностьювыбрать для себя наиболее близкую сферу после «проб».
Данная программа имеет практико-ориентированнуюнаправленность. В ходе игр и выполнения творческих заданий, посещениякинолекториев и участия в проектах подростки смогут научиться работать вкоманде, открыть в себе творческие способности, навыки лидера, организатора,получить теоретические знания о добровольчестве и применить их на практике. Для ребят это станет колоссальным опытом, который будет подспорьем дляосознанного профессионального самоопределения обучающихся, ориентиромдальнейшей творческой и социальной деятельности, а также ключом к общению ипознавательной деятельности.
Участники программы:
Подростки 11-12 лет, проявляющие интерес кдобровольческой деятельности, а также к определённым её сферам – медиа, спорту,военнопатриотическому движению, социальной работе, межкультурной коммуникации имежнациональному взаимодействию, экологическому движению и событийно –творческому направлению.
Для участия в программе специальной подготовкиобучающихся к освоению программы не требуется. Участниками могут статьподростки, имеющие опыт волонтёрской деятельности, и ребята без опыта,неравнодушные к окружающим людям и миру в целом.
Понятийный аппарат:
Добровольчество (волонтёрство) – общественнаяработа добровольцев, добровольное участие в чем-нибудь.
Доброволец (волонтёр) — лицо (лица),осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, а также зачастуюбезвозмездно, не получая за это материального вознаграждения.
Межкультурная коммуникация — связь и общениемежду представителями различных культур, что предполагает как личные контактымежду людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность имассовая коммуникация).
Социальный — связанный с обществом, с жизньюи отношениями людей в обществе; общественный.
Гуманность (человеколюбие) или человечность —любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношениеко всему живому.
Патриотизм — это особая направленностьсамореализации и социального поведения граждан, главными понятиями которойявляются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитетаРоссии, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг иответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных началнад индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смыслжизни и деятельности личности всех социальных групп и слоев общества.
Политика мира — мирная политика, проводимаятем или иным государством, партиями, движениями, международными организациями ипрежде всего ООН. Направлена на поддержание, сохранение, защиту мира ибезопасности народов. Преследует цели недопущения подготовки и развязыванияактов агрессии против тех или иных государств в тех или иных регионах мира,направлена на предотвращение мировой войны и разоружение.
Компетенция— способность применять знания иумения, успешно действовать на основе практического опыта, то есть способностьсправляться с решением разнообразных задач.
Целевой блок программы
Цель программы: формирование у подростковначальных знаний и умений в области добровольческой деятельности.
Задачи:
— объяснить подросткам понятия «Добровольчество», «Человеколюбие»,«Неравнодушие»;
— познакомить с основными всемирными и международными праздниками сцелью расширения кругозора;
— включить обучающихся в деятельность, способствующую развитиюпервичных навыков волонтерской деятельности: выстраивание представления о сфереволонтёрской деятельности, поиск необходимого решения для образовавшейся«проблемы», сбор группы и создание плана деятельности, реализация плана,рефлексия;
Образовательные результаты для подростка:
| Основные группы образовательных результатов | Формулировка результата | Показатели результата | 
| Личностные | — проявляет интерес к волонтёрской деятельности; — проявляет интерес к культуре других народов и своего народа; — осознаёт изменения в отношении к людям разных культур, возрастов и особенностей здоровья; — улучшил навыки общения и работы в команде; | — проявляет инициативу во время занятий и реализации планов; -действует, основываясь на морально–нравственные ценности; -может рассказать о культурных ценностях своего государства; — способен выстраивать продуктивный диалог со сверстниками и старшими; | 
| Метапредметные | — развивает навыки самоанализа и анализа коллективной деятельности; — обогащает имеющийся опыт использования знаний; — улучшил свои навыки использования различных способов поиска (в справочных источниках, сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии с задачами проекта; | —способен критически мыслить, анализировать результат деятельности; — имеет опыт поиска необходимой информации для проектной деятельности; | 
| Предметные | — познакомился с понятиями «Добровольчество», «Человеколюбие», «Неравнодушие»; — попробовал принять участие в акции и событии волонтёрской направленности, организовать или провести его | —знает, что такое добровольчество; — умеет составлять план действий для оказания помощи природе и разным категориям людей. 
 | 
Учебно-тематический план:
| № п/п | Тема занятия | Краткое содержание темы | Колво учеб- ных часов | 
| 1. | «Я доброволец» | Знакомство с основными понятиями волонтерской деятельности. Составление портрета волонтера. Изучение различных сфер добровольчества. | 1,5 | 
| 2.1. | «Международный День мира» (далее МДМ) | Знакомство с понятиями «мир», «посланники мира». Объяснение значимости данного праздника | 1,5 | 
| 2.2. | «Посланники мира» | Актуализация знаний о «МДМ» и «посланниках мира». Изучение легенды о журавликах. Оригами – журавлики | 1,5 | 
| 2.3. | «Журавлик мира» | Проведение акции «Журавлик мира» для младших школьников. | 1,5 | 
| 3.1. | «Всемирный день информации о развитии» (медианаправление) | Знакомство с историей праздника. Обобщение информации о значимости деятельности медиапредставителей в волонтёрстве. | 1,5 | 
| 3.2. | «Внимание, добро!» | Изучение различных способов донесения информации до людей (подкаст, пост, статья и т.д.), «медиапробы» | 1,5 | 
| 3.3. | «Вокруг меня» | Создание макета листовок для привлечения внимания к школьной/городской акции. | 1,5 | 
| 4.1. | «День народного единства» (межкультурное направление) | Изучение истории праздника. Проведение викторины, посвященной теме многонациональности Российской Федерации. | 1,5 | 
| 4.2. | «Народы России» | Подготовка викторины и творческих номеров для учеников начальной школы. | 1,5 | 
| 4.3. | «Народы России» | Проведение акции для учеников начальной школы. Викторина и творческие номера. | 1,5 | 
| 5.1. | «Международный день инвалидов» (социальное направление) | Кинолекторий – знакомство с понятием «инвалидность», «инклюзия», просмотр социальных роликов. Обсуждение вопросов по просмотренному материалу. | 1,5 | 
| 5.2. | «Сильные духом» | Актуализация полученных знаний. Изучение биографий людей с ОВЗ, ставших известными в спорте, науке и т.д. | 1,5 | 
| 5.3. Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 | «Новогодняя игрушка» | Создание новогодних игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья. | 1,5 | 
| 6.1. | «День творчества и вдохновения» (событийное) | Разработка плана школьной творческой акции (формат будет зависеть от совместного решения педагога и учащихся). Педагог только направляет подростков, контролирует соблюдение норм школьного устава и цензуру. | 1,5 | 
| 6.2. | «Искусство вдохновляться» | Подготовка к проведению акции. | 1,5 | 
| 6.3. | «Искусство вдохновлять» | Проведение школьной акции. | 1,5 | 
| 7.1. | «Международный день родного языка» | Викторина – лекция о родном языке. (желательно участие современного писателя г. Липецка) | 1,5 | 
| 7.2. | «Литературная беседка» | Создание плана проведения литературного мероприятия. Подготовка к мероприятию. Написание сценария, отбор творческих номеров. | 1,5 | 
| 7.3. | «Литературная беседка» | Проведение творческого литературного мероприятия. Выступление школьников со стихотворениями, произведениями российских авторов и авторов- представителей народов Российской Федерации (музыкальное воплощение поэтических форм допускаются) | 1,5 | 
| 8.1. | «День Земли» (экологическое направление) | Знакомство с темой экологии в быту. Игра на знание правил экологической жизни. | 1,5 | 
| 8.2. | «Твой след на планете» | Запуск сбора пластиковых бутылок, макулатуры и акции «Пусть всегда светит солнце» (класс, оставивший свет невыключенным, получает «черную метку». Чтобы убрать её, необходимо записать видеоролик с призывом беречь планету). | 1,5 | 
| 8.3. | «ЭкоДесант» | Подведение итогов акции (радиоподкаст) | 1,5 | 
| 9.1. | «День спорта на благо развития мира» (спортивное направление) | Изучение спортивных достижений граждан СССР и РФ. Создание плана проведения спортивных соревнований. | 1,5 | 
| 9.2. | «В движении» | Первый этап соревнований (помощь в проведении) | 1,5 | 
| 9.3. | «В движении» 
 
 | Второй этап соревнований. Награждение победителей (помощь в проведении) | 1,5 | 
| 10.1. | «День победы в ВОВ» (военно-патриотическое | Кинолекторий «Памяти предков будем достойны» | 1,5 | 
| 
 | направление) | 
 | 
 | 
| 10.2. | «Путь к Победе» | Подготовка к проведению игры по станциям «Путь к Победе» | 1,5 | 
| 10.3. | «Путь к Победе» | Проведение игры по станциям «Путь к Победе» | 1,5 | 
| 11. | Итоговое занятие. | Подведение итогов дел, анализ проведенной работы. Награждение учащихся и планирование следующих этапов деятельности. | 1,5 | 
| 
 | Итого: | 
 | 43,5 | 
Методическое обеспечение:
| № п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Методы и приёмы организации образовательн ого процесса | Дидактические материалы, электронные информационны е и образовательные ресурсы | Виды и формы контроля | 
| 1. | «Вводное занятие «Я доброволец» | Презентация, игра | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (создание портрета волонтёра). | Презентация занятия, конспект занятия, доска для записей, листы с заданиями для игры | Игра как форма контроля. Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. | 
| 2. | «Международ ный день Мира» | Игра, круглый стол | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (групповая работа над созданием оригами, проведение | Презентация занятия, конспект занятия, доска для записей, листы А4 по колву участников, канцелярские принадлежности- ручки по кол-ву участников. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. | 
| 
 | 
 | 
 | мастер-класса). | 
 | 
 | 
| 3. | «Всемирный день информации о развитии» 
 | Круглый стол | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (создание медиаматериал а) | Флипчарт, канцелярские принадлежности, телефоны. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. 
 | 
| 4. | «День народного единства» | Проект | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (работа по группам по подготовке к творческому мероприятию). | Презентация занятия, конспект занятия, доска для записей, канцелярские принадлежности, зал для репетиций и проведения творческого мероприятия, техническое оборудование. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. 
 | 
| 5. | «Международ ный день инвалидов» | Мастер-класс | Словесный (беседа), практический (работа по группам – изготовление игрушек) | Доска для записей, канцелярские принадлежности, фетр, гофрированный картон и др. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. 
 | 
| 6. | «День творчества и вдохновения» 
 | Мастер-класс | Практический (подготовка творческих мастер классов). | Компьютер, локации для мастер-классов. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. 
 | 
| 7. | «Международ ный день родного языка» | Концерт | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (работа по группам по подготовке к творческому мероприятию). | Конспект занятия, практические задания, зал для проведения мероприятия, техническая аппаратура. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. 
 | 
| 8. | «День Земли» 
 | Акция | Словесный (беседа, дискуссия, лекция), наглядный (просмотр презентации), практический (работа по группам по подготовке к акции, создание подкаста). | Теоретические материалы, доступ к радиосистеме. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. | 
| 9. | «День спорта на благо развития мира» 
 | Спортивное состязание | Словесный (беседа), практический (работа по подготовке соревнований, помощь в проведении и участии) | Спортивный зал, проектор. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. | 
| 10. | «День победы в ВОВ» 
 | Игра- станции | Словесный (беседа), практический (работа по подготовке игры по станциям, помощь в проведении) | Локации для проведения игры по станциям, костюмы, канцелярские принадлежности, карты, фонари и др. | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. | 
| 11. | Итоговое занятие. | Круглый стол | Проведение анализа работы. | Грамоты участникам, проектор, флипчарт, канцелярские принадлежности | Наблюдение педагога за деятельность ю подростков. Создание карты дел. | 
Система диагностики и анализа результатов:
Проведение опроса участников в начале и в концеучебного года. Данная система поможет сформировать представление опервоначальном отношении подростков к добровольчеству и проследить развитиенавыков добровольческой и социально-коммуникативной деятельности.
Список литературы:
1.Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
2.Шведова. − 4-еизд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.
3.Словарь русскогоязыка: в 4 т. − 3-е изд. − Москва: Рус. яз., 1985−1988.
Российскийгуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. Т. 2. – Москва:
ВЛАДОС, 2002. – 720с.
4.Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенныхЗаконами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собраниезаконодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
5. Специализированное учреждение повопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО [Электронный ресурс]: URL:https://ru.unesco.org/
