МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
РАССМОТРЕНО Методический совет МОУ ДОД ЦНТТ (протокол от _____ 2022 г. №__)
|
ПРИНЯТО Педагогический совет МОУ ДОД ЦНТТ (протокол от _____ 2022 г № __) |
УТВЕРЖДАЮ директор МОУ ДОД ЦНТТ _______А. С. Рапян приказ № ____от ____2022 г.
|
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологическая азбука»
Направленность:естественнонаучная
Возрастобучающихся: 7-13 лет
Срокреализации программы: 1 год
Видпрограммы: модифицированная
Уровеньпрограммы: ознакомительный
Составитель:
Должность:педагог дополнительного образования
высшейквалификационной категории
Ф.И.О.:Беспалая Эльвира Александровна
г. Джанкой, 2022 г.
Содержание
Раздел№1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Пояснительнаязаписка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 3
1.2. Целии задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 9
1.3. Воспитательныйпотенциал программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.4. Содержаниепрограммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 10
1.5. Планируемыерезультаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 14
Раздел№2 Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы, включающий формы аттестации . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1.Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .17
2.2.Формы аттестации. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 20
2.3.Календарный учебный график. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .23
2.4. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.5. Календарно-тематическое планирование с листом корректировки(Приложение 1) . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.6. План воспитательной работы (Приложение 2) . . … . . . . . . . . . . . . . . . . 25 2.7. Оценочные материалы (Приложение 3). . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .25 2.8. Методические материалы (Приложение 4) .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Раздел №1 Комплекс основных характеристик дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа разработана на основе авторской программыобъединения «Юный эколог — исследователь» (Г. Б. Шенкевич)
Программа является модифицированной, разработана с учётом следующихдокументов:
1. Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральныйзакон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Обобразовании в Российской Федерации по вопросам воспитании обучающихся»;
3. Федеральныйзакон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года)
4. УказПрезидента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях истратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. УказПрезидента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целяхразвития России до 2030 года»
6. Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
7. ПриказМинпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой моделиразвития региональных систем развития дополнительного образования детей»
8. ПриказМинистерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и примернымитребованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образованиядетей (с изменениями, утверждёнными приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533)
9. ПисьмоМинобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые программы)
10. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизации режима работы образовательных организаций дополнительногообразования детей (с изменениями на 27 октября 2020 года)
11. ПостановленияГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. ПриказМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительногообразования детей и взрослых»
13.Конституция Республики Крым. Принята Государственным СоветомРеспублики Крым 11 апреля 2014 года
14.Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Обобразовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года. (с изменениями на 10сентября 2019 года)
15. УставМуниципального образовательного учреждения дополнительного образования детейгорода Джанкоя, Республики Крым, “Центр научно-технического творчества”
16.ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы по учебному направлению Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города ДжанкояРеспублики Крым Центр научно-технического творчества от 25.10.18 г
17.Национальный проект «Образование» — ПАСПОРТ утверждён президиумомСовета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию инациональным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)
18.Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» — ПРИЛОЖЕНИЕ кпротоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование»от 07.12.2018 г. № 3
19.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
20.Методических рекомендаций для педагогических работников ируководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующихдополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различнойнаправленности (ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 г, утверждённых приказомМин.обр, науки и молодёжи Республики Крым от 09.12.2021 № 1948).
НаправленностьПрограммы: естественнонаучная
Актуальность.Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самыеосновы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие междуобществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значениеприобретает целенаправленная работа сотрудников дополнительного образования поформированию у подрастающего поколения экологической культуры.
Кромеэтого актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории ипрактике экологического образования в школьных образовательных программах. Назанятиях в школе дети знакомятся с природой (биологией), причём знания даются вобщем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: заобщим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о техрастениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Новизна. Содержание программы “Экологическаяазбука” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностьюразвернутостью, обширной практической деятельностью краеведческим и творческим подходом
Отличительнойособенностью этой программы является то, что дети могут проявлять свои знаниячерез творчество, то есть нарисовать рисунок, правильно передав формы и цветаизучаемого объекта; сделать поделку, но так, что бы она была похожа навыбранный объект; создать плакат, в котором выражена мысль; создать памятку,что бы запомнить материал
Педагогическаяцелесообразность — педагогические приемы, формы и методыобучения, определенные педагогом, направленны на формирование у обучающегосячувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции вколлективном процессе (команда), с одной стороны, и формированиисамодостаточного проявления всего своего потенциала при выполнениииндивидуальных заданий.
В образовательной программе«Экологическая азбука» предусмотрено развитие основных видов деятельностиобучаемых с учётом их психологических возрастных особенностей.
Основная особенность младшего и среднегошкольного возраста — начало перехода от детства к взрослости. В этот периодпроисходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретаетчерты деятельности по саморазвитию и самообразованию, обучающиеся начинаютовладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.
Дополнительное образование позволяетвключать обучающихся в проектную и творческую деятельность, основу которойсоставляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,классифицировать, наблюдать, проводить наблюдение, делать выводы иумозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определенияпонятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание,характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение,умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения,структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательныхпотребностей и развитию познавательных способностей. Современных детей сейчаспросто экологией увлечь не возможно, а вот рассказывать материал с последующемзакреплением его через творчество даёт свой результат. Причём творческая работа(рисунок, плакат, поделка) будет оцениваться не с точки зрениядекоративно-прикладных технологий, а с точки зрения правильной передачиприродной формы, цвета, подачи экологического материала. Например изучаяматериал «Красная книга» обучающиеся хорошо запомнят на каких страницах«находятся» какие виды животных и растений, если сделают самодельную «Краснуюкнигу» со всеми видами страниц и соответствующими им животных и растений
Адресат Программы
АдресатПрограммы – обучающиеся от 7 до 13 лет. В группу принимаются все желающие,достигшие указанного возраста. Основание для зачисления: заявление одного изродителей (законных представителей), согласие на обработку персональных данных.
Младший школьный возраст –это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования, внастоящее время в нашей стране он охватывает период с 7 до 10 лет. Главнойчертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переходот игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущейдеятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детейразличное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возрастаигровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной дляпсихического развития. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив,но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степениуправлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых ихнеобходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, длянего существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений.Особое место в жизни ученика начальной школы занимает педагог, тренер. В этомвозрасте он для ребёнка — образец действий, суждений и оценок. От негорешающим образом зависит и принятие позиции обучающегося, и мотивация учебнойдеятельности, и самооценка ребёнка.
Средний школьный возраст – этовозраст, с 11 до 14 лет, не является еще окончательно оформившимся. Имеет местоочевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основызнаний, и старшеклассниками, входящими в избранную профессию. Этому возрастусвойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия,уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношениясо стороны взрослых. Очень важно, что в круг значимых людей для среднегошкольного возраста входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся ирискующие вместе с ним.
Уровень и направленность программы, объём и сроки её реализации
Программа «Экологическая азбука»естественнонаучной и учебно-познавательной направленности с практической,проектной и творческой ориентацией рассчитана на детей младшего и среднегошкольного возраста (7-13 лет). То есть для обучающихся 1-7 классов. Плановоеколичество учеников в группе — 10-20 человек
Уровень программы — ознакомительный
Объём программысоставляет 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год
Начало учебного года– 15 сентября
Конец учебного года– по окончанию реализации учебного плана в полном объёме
Продолжительность учебного года –36 недель
Форма обучения – очная, программа реализуется нарусском языке
Режим занятий — занятия в учебных группахпроводятся 1 (один) раз в неделю по 2 (два) академических часа (45 минут) с5-10 минутным перерывом.
Уровень освоения Год обучения |
Количество рабочих недель |
Количество в неделю |
Количество в год |
|||
Дней |
Число и продолжительность занятий в день |
Часов |
Занятий |
Часов |
||
Ознакомительный уровень 1год |
36
|
1 |
2 по 45 мин |
2 |
36 |
72 |
Особенности организации образовательного процесса. Занятияпроводятся в разновозрастных группах постоянного состава.
В некоторых случаях в группу могут быть зачислены как более младшиешкольники, так и дети более старшего возраста (при наличии интереса к данномукурсу и после собеседования с преподавателем). Набор детей разного возраста немешает усвоению материала программы, т.к.
· большую часть материала данного курса обучающиеся осваивают напрактике
· используется дифференцированный подход к школьникам разноговозраста (например, даются задания разной сложности)
· допускается помощь старших младшим, консультирование и т. д.
Такимобразом, в группах могут быть учащиеся одного возраста (одновозрастные), таки разных возрастных категорий (разновозрастные). Занятия в основномгрупповые, но при необходимости могут быть и индивидуальными.
Руководитель дополнительного образованияможет вносить изменения и дополнения в содержание программы, планируя работу с учетом интересов кружковцев, а также материально-технической базы. При необходимости проводить занятия индивидуальные и по звеньям.Распределение по темам – ориентировочное. Педагог сам может определить,
сколько часов необходимо для изучения той илииной темы и вносить изменения в планы, опираясь на собственный опыт и имея ввиду подготовленность обучающихся и условия работы данной группы.
Требования к реализации программ вканикулярное время:
Реализация программы «Экологическая азбука» осуществляется в течение всего календарногогода, включая каникулярное время (осенние, весенние каникулы и летние каникулыпри необходимости и по мере реализации программы). При выполнении программы вполном объёме в период летних школьных каникул занятия могут проводиться поутверждённому расписанию, составленному на период летних каникул в формеучебных занятий, мастер-классов, экскурсий или тематических мероприятий. Вовремя летних каникул возможно уменьшение числа детей и допускается переменныйсостав.
Направленностьобразовательной программы
Содержание образовательной программы «Экологическая азбука»естественнонаучной направленности направленона:
— интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегосяв процессе использования разнообразных видов учебной деятельности;
— воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающейсреде и собственному здоровью; экологической грамотности; культуры поведения вприроде.
— создание условий для эмоционального благополучия ребенка,творческой самореализации, а так же социального, культурного ипрофессионального самоопределения;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
При обучении экологии вырабатываютсяучебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для ихрешения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использоватьполученные результаты в практической деятельности.
Программа «Экологическая азбука»предполагает освоение материала на ознакомительном уровне. Ознакомительныйуровень предполагает использование и реализацию общедоступных иуниверсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемогодля освоения содержания программы, участие в простейших биологических конкурсахи выполнение простых практических работ. Обучающиеся познакомятся с местнойфлорой и фауной Крыма, научатся определять виды в природе, узнают о влиянийэкологических факторов и изучат основные среды обитания живых организмов,научатся элементарным правилам поведения в природе и правилам сбора природногоматериала, не нанося вреда природе.
1.2. Цели и задачи программы
Целью образовательной программы «Экологическаяазбука» является:
Формирование основ экологической грамотности детей младшего исреднего школьного возраста, а так же знаний, умений и навыков самостоятельнойпроектной и творческой деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциалаобучающегося.
Задачи:
образовательные(предметные,обучающие):
1. Углубить теоретическиезнания обучающихся в области экологии, сформировать ряд экологических понятий,составляющих адекватный возрастным возможностям школьников «первичный срез»экологии как науки.
2. Познакомитьс нормами и правилами поведения в природе.
развивающие (метапредметные):
1. Развитиепознавательного интереса у детей, творческих способностей, самостоятельностиобучающихся; умение объединять смысловое и чувственное восприятие природы;побуждение обучающихся к фантазии и творчеству.
2. Развиватьпотребность в необходимости и возможности решения экологических проблем,доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельностипо охране окружающей среды.
3. Развиватьпознавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательныекачества личности, связанные с овладением методами изучения природы,формированием интеллектуальных и практических умений;
воспитательные (личностные):
1. Формироватьу обучающихся познавательную культуру, осваиваемую в процессе познавательнойдеятельности, и эстетическую культуру как способность кэмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы; формировать знанияо единстве живой и неживой природы.
2. Формироватьумение и желание активно беречь и защищать природу
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы«Экологическая азбука» направлена на: воспитание чувства патриотизма ибережного отношения к русской культуре, ее традициям; формированиеэкологической культуры; развитие доброжелательности в оценке творческих работтоварищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувстваответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательныхзадач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке,проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения (благотворительныхакциях, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах, в творческих конкурсах,конкурсах проектных и научно-исследовательских работ).
Мероприятия разного уровня(Международный, Всероссийский, Республиканский, Муниципальный, Учрежденческий)направленны на формирование экологической и общей культуры, а так же намотивацию учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях, формированиецелеустремлённости, способности добиваться поставленной цели и быть успешным.(согласно рабочей программе воспитания с календарным планом воспитательнойработы).
1.4. Содержаниепрограммы
Учебный план программы «Экологическая азбука»
№ |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Учебные часы |
Форма аттестации/ контроля |
||
|
Теория |
Практика |
||||
1. |
Раздел 1. Вводное занятие Нулевой срез |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
|
|
Раздел 2. Насекомые |
10 |
2 |
8 |
|
|
2. |
Знакомство с многообразием насекомых. Работа с коллекциями насекомых, зарисовка. |
2 |
|
2 |
|
|
3. |
Знакомство со строением микроскопа. Работа с фиксированными препарата ми (цветные нитки, бумага, шёлк, отпечаток пальца) |
2 |
|
2 |
|
|
4. |
Рассмотрение строения ротовых аппаратов насекомых на постоянных препаратах |
2 |
|
2 |
|
|
5. |
Особенности внешнего строения: строение крыльев и конечностей насекомых (пчела, муха, саранча)
|
2 |
|
2 |
|
|
6. |
Насекомые опылители. |
2 |
2 |
|
|
|
|
Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма |
8 |
4 |
4 |
|
|
7. |
Красная книга. Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. |
2 |
2 |
|
|
|
8. 9. |
Создание каталога редких видов растений (животных) Крыма. Реликты и эндемики флоры и фауны Крыма. |
4 |
2 |
2 |
Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
|
10. |
Понятие о палеонтологии. Древние беспозвоночные животные. Творческая мастерская «Работа с изображениями, описаниями палеонтологическими объектами. |
2 |
|
2 |
|
|
|
Раздел 4. Особо охраняемые территории Крыма |
8 |
3 |
5 |
|
|
11. |
Охраняемые территории, причины их организации и значение. Составление памятки «Правила поведения в природе». |
2 |
1 |
1 |
|
|
12. |
Краткая характеристика заповедников Крыма. Памятники природы Крыма. Промежуточная аттестация |
2 |
2 |
|
Тестирование |
|
13. |
Ядовитые растения Крыма. |
2 |
|
2 |
|
|
14. |
Опасные животные Крыма, Чёрного и Азовского морей. |
2 |
|
2 |
|
|
|
Раздел 5. Экологические среды жизни организмов |
14 |
4 |
10 |
|
|
15. |
Наземно-воздушная среда как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к наземно-воздушной среде на примере птиц |
2 |
|
2 |
|
|
16. |
Вода как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. |
2 |
|
2 |
|
|
17. |
Почва как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к почвенной среде на примере дождевого червя. |
2 |
|
2 |
|
|
18. |
Живые организмы как особая среда обитания организмов. Изучение приспособлений паразитов к жизни внутри другого организма. |
2 |
|
2 |
|
|
19. |
Биотические факторы: внутривидовые (конкурен-ция, каннибализм), межви-довые (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз,) отношения. |
2 |
2 |
|
|
|
20. |
Секреты маскировки в животном мире |
2 |
2 |
|
|
|
21. |
Защитные покровы животных (шерсть, перья, иглы, чешуя и броня). |
2 |
|
2 |
|
|
|
Раздел 6. Экологические системы |
28 |
6 |
22 |
|
|
22. |
Экосистема. Типы экосистем. Экосистема города как среда жизни человека. Многообразие экосистем города: природно-антропогенные (водные и наземные) и искусственные |
2 |
2 |
|
|
|
23. |
Поле – искусственная система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Массовое размножение сорняков и вредителей. Борьба с ними. Знакомство с животными и птицами полей |
2 |
|
2 |
|
|
24. |
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов. Знакомство с животными и растениями луга |
2 |
|
2 |
|
|
25.. |
Экосистема леса. Знакомство с древесно-кустарниковыми породами леса, травянистой растительностью и животными |
2 |
|
2 |
|
|
26. |
Экосистема леса. Ярусность. Значение леса, лесных животных и птиц |
2 |
|
2 |
|
|
27. |
Экосистема леса. Грибы, как особая группа организмов, произрастающая в лесу |
2 |
|
2 |
|
|
28. |
Распространение семян и плодов растений. |
2 |
|
2 |
|
|
29. |
Экосистема водоема. Растительный и животный мир водоемов. Постепенное зарастание водоемов |
2 |
2 |
|
|
|
30. |
Экосистема на книжной полке |
2 |
2 |
|
|
|
31. |
Экосистема дождевой лужи (водоёма): простейшие |
2 |
|
2 |
|
|
32. 33. |
Экосистема моря. Растительный и животный мир моря |
4 |
|
4 |
|
|
34. |
Создание плакатов, листовок, рисунков по охране окружающей среды |
2 |
|
2 |
|
|
35. |
Изготовление поделок из отходов (бросового материала) под девизом «Вторая жизнь ненужных вещей». |
2 |
|
2 |
|
|
36. |
Раздел 7. Итоговая аттестация |
2 |
|
2 |
Тестирование |
|
|
Всего: |
72 |
20 |
52 |
|
|
Содержание программы «Экологическая азбука»
1.Вводное занятие (2 часа)
Теория ( 1час )Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка. Проведение инструктажапо технике безопасности во время практических работ. Предмет,структура, цели и задачи экологии.
Практика ( 1час )Работасо справочной литературой, просмотр журналов.
2. Насекомые (10 часов)
Теория (2 часа)Насекомые опылители.
Практика (8 часов) Знакомствос многообразием насекомых. Работа с коллекциями насекомых, зарисовка.Знакомство со строением микроскопа. Работа с фиксированными препарата ми(цветные нитки, бумага, шёлк, отпечаток пальца). Рассмотрение строенияротовых аппаратов насекомых на постоянных препаратах. Особенности внешнегостроения: строение крыльев и конечностей насекомых (пчела, муха, саранча)
3.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма (8часов)
Теория( 4 часа ) Красная книга. Виды растений и животных, занесенных в Краснуюкнигу. Реликты и эндемики флоры и фауны Крыма. Понятие о палеонтологии. Древние беспозвоночные животные.
Практика (4 часа) Создание каталога редких видоврастений и животных Крыма. Творческая мастерская «Работа с изображениями,описаниями палеонтологическими объектами.
4.Особо охраняемые территории Крыма (8 часов)
Теория(3 часа) Охраняемые территории, причиныих организации и значение.
Краткаяхарактеристика заповедников Крыма. Памятники природы Крыма
Практика (5 часов) Составление памятки«Правила поведения в природе». Ядовитые растения Крыма. Опасныеживотные Крыма, Чёрного и Азовского морей.
5. Экологические среды жизни организмов (14 часов)
Теория (4 часа) Биотическиефакторы: внутривидовые (конкуренция, каннибализм), межвидовые (конкуренция, хищничество,паразитизм, симбиоз,) отношения. Секреты маскировки в животном мире.
Практика (10 часов) Наземно-воздушная среда как среда обитания организмов. Изучение приспособленийорганизмов к наземно-воздушной среде на примере птиц. Вода как среда обитанияорганизмов. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Почва каксреда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к почвеннойсреде на примере дождевого червя. Живые организмы как особая среда обитания организмов. Изучение приспособлений паразитов к жизнивнутри другого организма. Защитные покровы животных (шерсть, перья, иглы,чешуя и броня).
6. Экологическиесистемы 28 (часов)
Теория (6 часов) Экосистема.Типы экосистем. Экосистема города как среда жизни человека. Многообразиеэкосистем города: природно-антропогенные (водные и наземные) и искусственные.Экосистема водоема. Растительный и животный мир водоемов. Постепенноезарастание водоемов. Экосистема на книжнойполке
Практика (22 часа) Поле– искусственная система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Массовоеразмножение сорняков и вредителей. Борьба с ними. Знакомство с животными иптицами полей
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов. Знакомство с животными и растениями луга
Экосистема леса. Знакомство с древесно-кустарниковыми породами леса, травянистой растительностью и животными
Экосистема леса. Ярусность. Значение леса, лесных животных иптиц
Экосистема леса. Грибы, как особая группа организмов,произрастающая в лесуРаспространение семян и плодов растений. Экосистемадождевой лужи (водоёма): простейшие. Экосистема моря. Растительный и животныймир моря. Экосистема моря. Растительный и животный мир моря. Создание плакатов,листовок, рисунков по охране окружающей среды. Изготовление поделок из отходов(бросового материала) под девизом «Вторая жизнь ненужных вещей».
7. Заключительное занятие (2 часа)
Практическаячасть. Итоговый контроль (опрос, беседа, тестирование) Выставкитворческих работ, гербариев, коллекций кружковцев
1.5. Планируемые результаты
Прогнозируемыйрезультат К концу обучения обучающиеся должны владеть начальными знаниямииз области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыкамипрактической природоохранной деятельности.
Кроме этого обучающиеся должны знать о реальныхэкологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся:защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения,сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охранаприроды как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Врезультате изучения программы обучающиеся должны ЗНАТЬ:
1.Планета Земля – наш общий дом;
2.Абиотические, биотические и антропогенные факторы;
3.Значение растений и животных в природе и жизни человека;
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма, охраняемые территории;
5. Чтотакое «наблюдение», «проект» «агитационная, природоохранная и творческаядеятельность » ;
6.Экологические правила поведения в природе.
7.Основные среды обитания живых организмов
Врезультате изучения программы обучающиеся должны УМЕТЬ:
1.Соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;
2.Работать с фиксированными и живыми объектами;
3.Оформлять натуральные наглядные пособия (гербарии, коллекции,
отдельные композиции (экспонаты));
4.Заботиться о здоровом образе жизни, о сохранении имеющихся популяций
местных видов флоры и фауны;
5.Оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, выводов;
6.Оформлять научные и творческие проекты;
7.Вести природоохранную, агитационную, проектную, творческую деятельность.
Ожидаемыерезультаты и способы определения их результативности
Требования к результатам освоения базовойобразовательной программы структурируются по ключевым задачам, отражающиминдивидуальные, общественные и государственные потребности, и включаютличностные, метапредметные и предметные результаты.
Основные личностные результатыобучения экологии:
1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине;
2. Формирование ответственного отношения к обучению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;
3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
4. Сформированность познавательных интересов и мотивов,направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения кживым объектам;
5. Формирование личностных представлений о целостности природы,осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видов деятельности;
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте ина дорогах;
8. Формирование основ экологического сознания на основе признанияценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результатыобучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальныхучебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательнойи социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебнойдеятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
У обучающихся будут сформированы универсальныеучебные действия, а именно: Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать иформулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбиратьтему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознаватьконечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средствадостижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия сцелью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствоватьсамостоятельно выработанные критерии оценки.
Адекватно воспринимать предложения иоценку учителей, товарищей, родителей.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицироватьи обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и пр.).
Уметь определять возможные источникинеобходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оцениватьее достоверность.
Строить сообщения в устной и письменнойформе; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.).
Адекватно использовать коммуникативные средства для решенияразличных коммуникативных задач: строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой коммуникации,
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;
Формировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметнымирезультатами являются следующие умения:
1. Приобретение опыта использования методов биологической науки ипроведения несложных биологических экспериментов для изучения живыхорганизмов;
2. Формирование основ экологической грамотности: способностиоценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевыеи смысловые установки в своих
действияхи поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
3. Объяснение роли экологии в практической деятельности людей,места и роли человека в природе;
4. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описаниебиологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов иобъяснение их результатов;
5. Интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человекав биосфере;
6. Преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой сточки зрения экологической допустимости.