Рабочая программа
по предмету «Окружающийприродный мир»
для обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями)
8 «е», «ж» классыс ТМНР
Разработалиучителя:
Орешина С. А.,
Вступление
Рабочая программа поокружающему природному миру для обучающихся 9 классов с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализацияпрограммы осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся VIII вида.Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организацииразнотравного обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованиеминдивидуального и дифференцированного подхода.
Цель предмета «Окружающий природный мир»: углубление сведений, раскрывающихпричинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями исостояниями природы;
Задачи предмета:
Закрепить имеющиеся у обучающихсяпредставления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ееэлементах;
Расширить представления о взаимосвязи живойи неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешнейсреды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
Выработать умения наблюдать природныеявления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итогинаблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
Сформировать знания учащихся о природесвоего края; научить бережному отношению к природе;
Планируемые результатыизучения учебного предмета и курса
Всоответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучениякаждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизическогоразвития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования крезультатам освоения образовательных программ представляют собой описаниевозможных результатов образования данной категории обучающихся
Личностныерезультаты:
— принимать статус«ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения кшколе;
— умение оценивать свои поступки, соотносить поступки с принятыми в обществеморально-этическими принципами;
—положительное отношение к процессу учения, к приобретениюзнаний и умений;
— умениевзаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовойдеятельности.
— проявлятьактивность в организации совместной деятельности и ситуативного общения сдетьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Предметные результаты:
— иметь представления о явлениях и объектахнеживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях вприроде;
— расширять представления о животном ирастительном мире; умения заботливо и бережно относиться к растениям, животным,ухаживать за ними;
— соблюдать правила поведения в природе, впомещении, на улице, классе.
— уметь различать частях суток; дни неделимесяцы, их соотнесение со временем года
— иметь представления о течении времени, сменесобытий дня, суток, недели, месяцев, смене сезонов.
Содержание учебного предмета
Программапо предмету «окружающий природный мир» представлена следующимиразделам:
─ Измененияв неживой природе актуализация знаний, уточнение представлений овлиянии солнца на смену времён года. Формирование представлений о явлениях исостояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки,оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
─ Растения иживотные в разное время года: наблюдения за растениями сада и леса вразное время года. Птицы, зимующие и перелётные. Домашние животные в разноевремя года. Лесные животные Сезонные работы в саду, огороде, труд людей вразное время года
─ Неживаяприрода:воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр(элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороныгоризонта: Направление ветра. Наблюдения за изменениями, происходящими в природесо сменой сезонов.
─ Живая природа: сравнениеи распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Растениялеса, сада. Семена. Орехи. Травы полезные и травы опасные.
Лесные ягоды.Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные.
─ Природныезоны земли: знакомство с понятиями- Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня,саванна с их растительностью и обитателями.
─ Животные: дикиеобитатели леса средней полосы и домашние животные, их внешний вид, питание,повадки, образ жизни, детёныши. Птицы зимующие и перелетные, повадки, образжизни.
─ Подводноецарствознакомство с обитателями прудов, рек, озер и морей.
─ Знакомствос названиями планет солнечной системы
─ Временныепредставления: смена событий дня, суток, недели, месяца, сезонов.Деятельность человека в контексте с течением времени и в зависимости от погоды.
Тематическоепланирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1-2 |
Лето |
2 |
3-4 |
Осень |
2 |
5-8 |
Явления природы |
4 |
9-12 |
Человек и природа |
4 |
13-14 |
Сезонные изменения |
2 |
15-20 |
Природные зоны земли |
6 |
21-26 |
Неживая природа |
6 |
27-32 |
Животный мир |
6 |
33-36 |
Подводное царство |
4 |
37-44 |
Растительный мир |
8 |
45-52 |
Солнечная система |
8 |
53-58 |
Птицы |
6 |
59-60 |
Сезонные изменения |
2 |
61-68 |
Временные представления |
8 |