Воспитание толерантности в начальной школе.
«Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» врамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфереобщественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознаниесебя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственныхценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержаниемежэтнического мира и согласия.
Толерантность — это важное качество гражданинаполиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.Толерантность в контексте духовно-нравственного развития, на котором базируетсягражданское воспитание, условие приобщения обучающихся к культурным ценностямсвоей этнической или социокультурной группы, национальным и общечеловеческимценностям.
Толерантность,наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другимикачествами личности, представляется одной из важнейших ценностей человека,поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданскоговоспитания:
— в сфере нравственноговоспитания толерантность предстает как милосердие, моральный выбор между доброми злом, должным и недопустимым;
— в патриотическом воспитаниитолерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество,любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своейгражданской, национальной идентичности;
— экологическое воспитаниеобращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающейсреде, своему краю, стране, планете;
— с точки зрения правовоговоспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам иобязанностям человека;
— эстетическое воспитаниерассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;
— в трудовом воспитаниитолерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтноговзаимодействия;
— с позициейинтернационального воспитания толерантность видится как условие межнациональногообщения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющихнациональности России.
Очень важноспособствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшемшкольном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качестваличности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современномуребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогдане живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности,по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принятьдругого человека, не похожего на тебя? Обучение младших школьниковуважительному и толерантному общению друг с другом — многоплановый процесс вучебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственноевоспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения –главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школедает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочьему сформировать нравственное сознание. На уроках я использую многоразнообразных коллективных действий, которые позволяют испытывать переживания,накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.Так же использую разнообразные формы работы на уроке:
— работа в паре, вгруппе. На таких уроках дети учатся слушать друг друга, помогать, оцениватьсвою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этомдругих, терпимо относиться к чужим ошибкам;
— использование на урокахестественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характеравозникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе,поступкам, отметкам);
— знакомство детей с такимихудожественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувствосопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
— использование игровойтехнологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторонувзаимоотношений);
— личный пример учителя.
Создаю условиядля формирования разноплановых и противоречивый жизненных ситуаций для тогочтобы дети получили опыт, а в нем их опыт толерантности. Один из наиболеепродуктивных способов формирования толерантности в процессе обучения, помоему мнению, — проектная деятельность. Младшие школьники могут активноучаствовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместнаяработа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств:терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления кдиалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативностьрешений и находить компромисс.
Большую помощьпри формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов иэкскурсий. Они способствуют:
— углублению знаний учащихсяо Родине, своем родном крае, месте рождения;
— более содержательномузнакомству с историей своей семьи;
— углублению знаний обистории, традициях, культуре народов;
— воспитанию гражданскогосамосознания и причастности к родным истокам;
— пониманию учащимися ихличной ответственности за будущее страны.
Воспитаниетолерантности у детей начальных классов направлена на то, чтобы ученикчувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть,высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.
Используемая литература:
Данилюк А.Я. Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.:Просвещение,2009
Пчелинцева И. Толерантность,как она формируется? – М.: Мозаика – синтез, 2001г.