X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Воспитание толерантности в начальной школе.

«Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России» врамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфереобщественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознаниесебя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственныхценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержаниемежэтнического мира и согласия.

Толерантность — это важное качество гражданинаполиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.Толерантность в контексте духовно-нравственного развития, на котором базируетсягражданское воспитание, условие приобщения обучающихся к культурным ценностямсвоей этнической или социокультурной группы, национальным и общечеловеческимценностям.

Толерантность,наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другимикачествами личности, представляется одной из важнейших ценностей человека,поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданскоговоспитания:

— в сфере нравственноговоспитания толерантность предстает как милосердие, моральный выбор между доброми злом, должным и недопустимым;

— в патриотическом воспитаниитолерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество,любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своейгражданской, национальной идентичности;

— экологическое воспитаниеобращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающейсреде, своему краю, стране, планете;

— с точки зрения правовоговоспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам иобязанностям человека;

— эстетическое воспитаниерассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;

— в трудовом воспитаниитолерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтноговзаимодействия;

— с позициейинтернационального воспитания толерантность видится как условие межнациональногообщения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющихнациональности России.

Очень важноспособствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшемшкольном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качестваличности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современномуребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогдане живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности,по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принятьдругого человека, не похожего на тебя?  Обучение младших школьниковуважительному и толерантному общению друг с другом — многоплановый процесс вучебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственноевоспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения –главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школедает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочьему сформировать нравственное сознание. На уроках я использую многоразнообразных коллективных действий, которые позволяют испытывать переживания,накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.Так же использую разнообразные формы работы на уроке:

— работа в паре, вгруппе. На таких уроках дети учатся слушать друг друга, помогать, оцениватьсвою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этомдругих, терпимо относиться к чужим ошибкам;

— использование на урокахестественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характеравозникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе,поступкам, отметкам);

— знакомство детей с такимихудожественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувствосопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

— использование игровойтехнологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторонувзаимоотношений);

— личный пример учителя.

Создаю условиядля формирования разноплановых и противоречивый жизненных ситуаций для тогочтобы дети получили опыт, а в нем их опыт толерантности. Один из наиболеепродуктивных способов формирования толерантности  в процессе обучения, помоему мнению, — проектная деятельность. Младшие школьники могут активноучаствовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместнаяработа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств:терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления кдиалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативностьрешений и находить компромисс.

Большую помощьпри формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов иэкскурсий. Они способствуют:

— углублению знаний учащихсяо Родине, своем родном крае, месте рождения;

— более содержательномузнакомству с историей своей семьи;

— углублению знаний обистории, традициях, культуре народов;

— воспитанию гражданскогосамосознания и причастности к родным истокам;

— пониманию учащимися ихличной ответственности за будущее страны.

         Воспитаниетолерантности у детей начальных классов направлена на то, чтобы ученикчувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть,высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Используемая литература:

Данилюк А.Я. Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.:Просвещение,2009

Пчелинцева И. Толерантность,как она формируется? – М.: Мозаика – синтез, 2001г.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет