Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняяобщеобразовательная школа №2»
__________________________________________________________________
143900, Московскаяобл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1 тел/факс: 8 (495) 523-91-85
http://bal-sch2.edumsko.ru e-mail: mou2sch@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Сазонова И.Б.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №2» _____________ Степанянц О.В. Приказ от 30.08.2022г № 427 |
Рабочая программа по курсу
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7-5, 7-7 классы
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей русскогоязыка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.2022г
Председатель_________ Алаева И.Ю.
Составитель:
Юрчак Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Балашиха 2022
Рабочаяпрограмма учебного предмета родная литература для 7 класса составлена наосновании следующих нормативно-правовых документов:
· Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №287 от31.05.2021г.
· Федерального перечняучебников, рекомендованных Министерством Просвещения Российской Федерации киспользованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на2021 – 2022 учебный год.
· Постановление Главногогосударственного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» №28 от 28.09.2020 г.
· Основной образовательнойпрограммы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 2».
· Учебного плана МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2022 – 2023 учебный год.
· Положения о рабочейпрограмме МБОУ «Школа № 2»
· Примерная программа поучебному предмету «Родная литература (русская )» для образовательныхорганизаций, реализующих программы основного общего образования. Разработчики:Н.В. Беляева, М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова, М., «Просвещение», 2020 г.
Программа по родной русской литературеобеспечена УМК для 7 класса под редакцией О.М. Александровой и др. Москва,«Просвещение», 2021г.
Преподавание ведётся по учебнику: Роднаярусская литература. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательныхорганизаций. / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – М. :Просвещение, 2021, — 191 с.
Приреализации программы допускается использование дистанционных форм обучения.
В ходе реализации программы осуществляется:
1) воспитание российской гражданскойидентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурногонаследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного идоброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нёмвзаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения,ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые исоциальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни впределах возрастных компетенций с учетом региональных, этно-культурных,социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам.
Количество часов по учебному плану в неделю – 1часа, в год – 33 ч.
I. Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Предметные результаты:
Обучающийсянаучится
1) пониманиюлитературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения ипередачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознаниюзначимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине иеё людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности всистематическом чтении;
3) достижениюнеобходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебныхтекстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использованиюразных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умениеосознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценкупоступков героев;
5) умениюсамостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочнымиисточниками для понимания и получения дополнительной информации, составляясамостоятельно краткую аннотацию;
6) умениюиспользовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливатьпричинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средствавыразительности, пересказывать произведение;
7) умению работатьс разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладетьнекоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии,рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание –характеристика героев);
8) умению написатьотзыв на прочитанное произведение.
Обучающийсяполучит возможность научиться
развиватьхудожественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст наоснове художественного произведения, репродукции картин художников, поиллюстрациям, на основе личного опыта..
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видамиречевой деятельности:
2) понимание информации;
3) владение разными видамичтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
4) способность извлекатьинформацию из различных источников;
5) овладение приемами отбораи систематизации материала;
6) способность определятьцели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оцениватьдостигнутые результаты;
7) умение воспроизводитьпрослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
8) умение создавать устные иписьменные тексты разных типов;
9) способность правильно исвободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
10) соблюдение в практике речевого общенияосновных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических нормсовременного литературного языка;
11) соблюдение основных правил орфографии ипунктуации в процессе письменного общения;
12) применение приобретенных знаний, умений инавыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средствополучения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания инавыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
13) коммуникативно-целесообразное взаимодействие сдругими людьми в процессе речевого общения.
Личностныерезультаты:
1) пониманиерусского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русскогонарода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихи моральных качеств личности;
2) осознаниеэстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточныйобъем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессеречевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.
II. Содержаниеучебного предмета. Формы организации учебных занятий. Основные виды учебнойдеятельности
№ Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
1. |
6 |
Преданья старины глубокой. |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать народные песни. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Сопоставлять песенный фольклор русского и других народов России, а также народные песни и стихотворения, основанные на фольклорной традиции |
2. |
2 |
Города земли русской |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии писателей. Выразительно читать фрагменты текста. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Пересказывать эпизоды текста. Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности. Сопоставлять тематически близкие произведения. Систематизировать знания по морфологии, указывать именные части речи, отмечать отличие имён от глаголов, местоимений от остальных знаменательных частей речи. |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
3. |
4 |
Родные просторы |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Анализировать идейно-тематическое содержание стихотворения и прозаического текста, выявлять композиционные особенности. Характеризовать героев произведений, выявлять средства создания их образов. Сопоставлять тематически близкие произведения. Обсуждать музыкальной интерпретации поэтического произведения. |
4. |
5 |
Праздники русского мира |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять стихотворения русских поэтов о Пасхе. Выразительно читать рассказ и анализировать его идейно-тематическое содержание, выявлять композиционные особенности. Находить и характеризовать образ рассказчика, определять его роль в повествовании. |
5. |
5 |
Тепло родного дома. |
Читать и обсуждать теоретическую статью раздела. Знакомиться с фактами биографии писателя. Выразительно читать художественный текст, отвечать на вопросы, кратко пересказывать. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать лирического героя. Выявлять межпредметные связи |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
6 |
3 |
Не до ордена — была бы Родина |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать лирические произведения, в том числе наизусть. Определять их тематическое единство. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Определять тему, идею, идейно-художественное содержание, художественные и композиционные особенности стихотворения. Характеризовать лирического героя. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст рассказа. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности рассказа. Характеризовать героев рассказа, выявлять средства создания их образов. Письменно отвечать на проблемный вопрос. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета |
7. |
4 |
Загадки русской души |
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть. Определять их тематическое единство. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности стихотворения. Характеризовать лирического героя. Пересказывать текст (кратко, подробно, выборочно). Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном обсуждении. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности рассказа. Характеризовать героев рассказа, выявлять средства создания их образов. |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
8 |
2 |
О ваших ровесниках |
Выразительно читать прозаическое произведение (в том числе по ролям) и давать оценку прочитанному. Использовать различные виды пересказа. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, определять композиционные особенности произведений. Характеризовать и сопоставлять основных персонажей, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции.. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Планировать своё досуговое чтение |
9. |
2 |
Лишь слову жизнь дана |
Выразительно читать стихотворение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать лирического героя. Выявлять средства художественной изобразительности. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). |
Итого |
33 |
|
|