Урок-зачёт
Подготовилаучитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5
Колодько Т.И.
ЦЕЛЬ УРОКА: проверить знания учащимися теоретического материала, умениеприменять его на практике.
ХОДУРОКА
1. ОРГОМЕНТ
2. УРОК-ЗАЧЁТ
1.Вступительное слово учителя:
— Ребята, в I и II четверти, мы с вами изучили 2 раздела русского языка –«Синтаксис и пунктуация» и «Фонетика и графика».
Сегодня проводим урок-зачёт по этим темам. План урока висит перед вами. Каждыйдолжен активно работать, чтобы получить зачёт.
-Итак, ребята, начнём с общих понятий.
1. Что изучает синтаксис? А пунктуация?
2. Что изучает фонетика?
I. Начнём с понятий синтаксиса. Что вы знаете о словосочетании?
II.Разбор словосочетания
Дождливая зима — согласов.
Писать красиво — примык.
Читать книгу — управл.
3.1 Назвать слово. В котором звуков больше, чем букв
(дождливая)
3.2 Назвать слово. В которых звуков меньше, чем букв
(читать, писать)
III. 1) Что такое предложение?
2) Что составляет основу предложения?
3) Рассказать о подлежащем и сказуемом.
IV. Объяснительный диктант.
Обозначить основы предложений
Наступила зима. Дует свежий ветерок. Часто идут дожди. Темнеет рано.
4.1 Что вы можете сказать о звуковом составе слов
Дует и темнеет
V.Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
А по интонации?
VII.Самостоятельно придумать по одному предложению каждого вида и записать их.
(проверить у 3-4-х учащихся)
VIII. Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
IX.Комментированная работа
Выделить основы предложений,
Определить вид предложений по
Наличию второстепенных членов
Блёкнут травы (нераспр.)
Дремлют хаты (нераспр.)
Рощи вспыхнули вдали ( распр. )
Гаснет день ( нераспр. )
Внизу поблёскивает озеро ( распр. )
9.1Назвать гласные звуки в словах
БЛЁКНУТ и ПОБЛЕСКИВАЕТ
X.Какие бывают предложения по наличию главных членов?
XI.Выборочная работа
Выписать самостоятельно односоставные предложения
(1 вариант)
Двусоставные предложения
(2 вариант)
Зима. Наступила зима
Деревушка утонула в сугробах.
Вечереет.
Садовники окапывают деревья.
Идешь в школу?
Идут дожди.
Тишина.
11.1На какие группы делятся гласные звуки?
11.2 На какие группы делятся согласные звуки?
XII. Назовите второстепенные члены предложения. Расскажите о дополнении,определении, обстоятельстве.
XIII. Составить предложения по схемам
[ ] , и [ ].
[ ] , что [ ].
XIV. Сделать полный синтаксический разбор предложения
В вазе лежали спелые яблоки, груши и сливы.
(Пов., невоскл., прост., распр., двусост.,
осложнено однородными подлежащими )
1) Почему это предложение простое?
2) Как называются подлежащее в этом предложении? Почему?
3) Что вы знаете об однородных членах предложения?
Составить их схему:
4) Разобрать слова по составу
Спелые, груши.
5) Краткий фонетический разбор слова СПЕЛЫЕ
Спелые — 3 слога, 6 букв
[ С, п’,э, л, ы, й’, э] — 7 звуков
6) Что вы знаете о звуке [ й’]
(всегда звонкий и всегда мягкий)
XV.Чем простое предложение отличается от сложного?
XVI.Составить предложения по схемам
XVII.Развитие речи
По картинкам придумать каждому учащемуся предложение и словосочетание.
XVIII. Развитие речи
Написать сочинение – миниатюру по картинке, используя в нём все видыпредложений по цели высказывания, односоставные и сложные предложения.
3.ИТОГ УРОКА
Подвести итог всего изученного за урок. Выставление оценок.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к диктанту.