X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

«Современныездоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды вобразовательном учреждении»

 

 

 

Подготовила:педагог-психолог

ЕфременкоИ.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Современныездоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды вобразовательном учреждении»

Новыеусловия, осознание важности и возрождение необходимости осуществлениявоспитания в системе образования, адекватного требованиям современной ситуации,диктует поиск новых путей психологической работы в образовательном учреждении.Одним из таких направлений является создание психологически безопаснойобразовательной среды ОУ с применением здоровьесберегающих технологий.

Ещераз вспомним, что такое здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающаятехнология — это целостная системавоспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка иродителей.

Цельэтих технологий — становлениеосознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний оздоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретениевалеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно иэффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощии самопомощи.

Психологическоеблагополучие, создание психоэмоционального комфорта, создание условий дляполноценного личностного, физического, когнитивного развития в совокупностипредставляет собой психологически безопасную среду в ОУ, котораяотражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов,которая проявляется в показателях психического здоровья.

Психологическаябезопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровойличности. Повышение уровня психологической безопасности способствуетличностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участниковобразовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Созданиепсихологической безопасности образовательной среды является одной из основныхзадач службы практической психологии в образовании. Ее создание возможно черезреализацию технологии обеспечения социально-психологического благополучияребенка в ОУ.

(естьтехнологии – сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образужизни, коррекционные технологии)

Технологииобеспечения социально-психологического благополучия ребенка – это совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное ипозитивное пребывание ребенка в детском доме.

Технологииобеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье воспитанника.Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности ипозитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения сосверстниками и взрослыми.

Реализуютсяданные технологии посредством специально организованных занятий с детьми,которые повседневно проводятся специалистами и педагогами в воспитании иразвитии детей.

Вкаждодневной работе с детьми все рассматриваемые далее технологии каждый из васприменял и применяет, но в условиях современной системы образования, свведением ФГОС, с возникновением различного рода проблем и трудностейвозрастного развития детей, методика применения технологиипсихолого-педагогического сопровождения изменяется, дополняется,совершенствуется.

Вобщем контексте давайте мы вспомним все виды технологиипсихолого-педагогического сопровождения развития ребенка и по ходу я ужепознакомлю вас с новыми комбинациями использования этих технологий, областью ихприменения, возможностью их использования в условиях детского дома.

Самаязнакомая и распространенная технология – это:

Игротерапия– метод, который базируется наприменении ролевой игры, как средства воздействия на личностное развитие.

Игротерапиявключает: игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, дидактическиеигры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, народные игры.

Занятияигротерапией позволяют установить контакт с ребенком, снижают эмоциональное имышечное напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, решают проблемыэмоционально-волевой и коммуникативной сфер, влияют на развитие речи ипознавательных процессов. Область применения – повседневная, форма организацииигротерапии – может быть и индивидуальной и групповой.

Средствамиигротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование,размазывание красок пальцами. Применяются и игры с песком.

Вкомбинации — лепка, рисование, рисование пальчиковыми красками – относятся кследующей технологии (арттехнике):

Изотерапия – метод воздействия с использованием изобразительныхсредств. Традиционное рисование красками, карандашами, фломастерамисовершенствует координацию движений, развивает образное мышление, являетсяспособом выражения различного рода эмоций. В процессе творческой работы детисоздают различные образы, таким образом, выражают свои впечатления. Рисованиеснимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей.

При нетрадиционномрисовании – могут использоваться поролоновые губки, ватные диски,ватные палочки, пенопласт, пластиковые пробки, нитки. Необычные материалы иоригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»,можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычнуютехнику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можносудить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цельизотерапии:

·                    Способствует снятию детскихстрахов;

·                    Развивает уверенность в своихсилах;

·                    Развивает пространственноемышление;

·                    Учит детей свободно выражатьсвой замысел;

·                    Побуждает детей к творческимпоискам и решениям;

·                    Учит детей работать сразнообразным материалом;

·                    Развивает чувство композиции,ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

·                    Развивает мелкую моторику рук;

·                    Развивает творческиеспособности, воображение и  полёт фантазии.

·                    Во время работы дети получаютэстетическое удовольствие.

·                    К современным техникамизотерапии относятся: живопись с помощью пальцев, живопись с помощью ног.

Приизотерапии ребенок в работе использует разнообразные краски, то есть цвета.Здесь начинает работать другой метод, другая технология:

Цветотерапия(или хромотерапия) – воздействиецветом. Это направление, при котором используется воздействиецветовой гаммы на психоэмоциональное состояние ребенка, на его самочувствие.При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо отвозраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить илиже наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненныйтонус организма.

Дети своей поприроде более восприимчивы к многоцветию нашего мира, поэтому организуя работу по цветотерапии следует брать во внимание цвет окружающего интерьера, игрушек,мебели, учебно-методических пособий.

Цвет дляребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущийребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки. Дети радуютсяяркой, нарядной красивой одежде. Для создания хорошего настроения можноиспользовать «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветныхфизкультминуток детям дается возможность рассмотреть цвет, насладиться им, дляэтого эффективно используем сюрпризный момент — появление «гостя», т.е. куклы,игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаемдетям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоватьсяжизни, окружите его яркими красками. Но для того, чтобы до конца понять, чтоможно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что ониобозначают и как влияют на наш организм.

Цветвоспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, котораяв свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервнуюсистему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождаетблаготворные для организма гормоны.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Оригинальнойтехникой можно назвать коллажирование – создание коллажей. Одно из направлений,связанных с творчеством, которое очень нравится детям.

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), техническийприём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов,отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллаж предполагает большую свободуавтора в исполнении. Наклеенные картинки могут вырезаться ножницами,вырываться, наклеиваться друг на друга, можно складывать их гармошкой. Главное– это дает возможность выразить свои желания, мысли, идеи и свой взгляд нарассматриваемую проблему и тему коллажа.

Коллажированиекак арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решатьбольшой круг задач:

·                    сформировать положительнуюустановку на дальнейшую творческую деятельность;

·                    развить художественныеспособности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, втом числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает врезультате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческихвозможностей;

·                    проявить оригинальность иуникальность личности участника группы;

·                    проработать мысли и чувства;

·                    дать социально приемлемыйвыход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажом являетсябезопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этойцели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);

·                    коллаж является дополнительнымдиагностическим средством.

Песочнаятерапия – игра на пескепредставляет собой один из видов естественной деятельности малыша. Этот методочень интересен и глубок. Применяется при различных формах нарушений поведения,сложностях во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, повышенной тревожности, страхах,неврозах.

В песочницеребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей,создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь отнапряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможностьизменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, такимобразом, приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так ивнешних. Полученный опыт постепенно ребенок  переносит в реальность.

Песочнаятерапия стабилизирует эмоциональноесостояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатсяприслушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются всевиды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики),совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативныхнавыков у детей.

Всеигры по песочной терапии делятся на три направления:

·                    обучающие игры – направлены наразвитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, темсамым развивает речь.

·                    познавательные игры – с ихпомощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.

·                    проективные игры – с ихпомощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

Можноиспользовать следующие упражнения:

·                    «Песочный ветер» Ребенок черезтрубочку «выдувает» рисунок

·                    «Песочная аппликация».Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.

·                    «Следы». Создать отпечаткисвоих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных.

·                    Проигрывание различныхситуаций, историй.

Песочнуютерапию можно комбинировать с изотерапией – рисованием напеске, хромотерапией – рисованием цветным песком, драмтерапией -разыгрыванием какого-либо сюжета с помощью игрушек, фигурок животных, сказкотерапиейи литотерапией – использование камней и минералов для воздействия наорганизм человека.

Прозвучалиназвания уже следующих технологий психологического сопровождения:

Сказкотерапия- способствует развитию икоррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки,снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть ипринять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь всказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.  

·                    Можно использовать следующиеметодические приемы: 

·                    Рассказать сказку с позициисказочного персонажа; 

·                    Отгадывание сюжета илиперсонажей; 

·                    Превращение в сказку любойжизненной истории;  

·                    Сочинение сказки экспромтом(совместно с педагогом, индивидуально – самим ребенком).

Литотерапия – воздействие камнями, пользуется сейчас большойпопулярностью. В процессе занимательной игры «в камушки» у детейразвиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия,любознательность, активность. Когда речь идет о литотерапии в работе сдетьми дошкольного возраста, как средства коррекции, чаще всего подразумеваетсяконтактное (массаж), тактильное воздействие. Игра с камнями будит фантазиюи отлично развивает художественное мышление.

На занятияхкамни могут использоваться в комбинации с игрой на песке, с изотерапией –роспись камней. Разноцветные камни можно использовать совместно с цветотерапией.

Литотерапиюможно использовать в работе с детьми, имеющими эмоционально-личностныенарушения, использовать как средство эстетического развития, на развитиевнимания, тактильного восприятия, как средство снятия мышечного напряжения;камешки различной формы и с различной поверхностью оказывают хороший точечныймассажный эффект.

Точечныймассаж оказывает тонизирующеедействие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работевсех систем органов.

Точечныймассаж помогает выполнить следующая технология — су-джок терапия,методика которой основана на непосредственном воздействии специальных массажныхшариков и колец на определённые биологические  активные точки, на кистях истопах человека.

Высокаяэффективность Су-Джок-терапии в том что:

·                    не наносит вред, а приправильном и длительном применении наступает выраженный эффект;

·                    безопасность использованиямногократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условияхОУ;

·                    включение самомассажа в любуюобразовательную деятельность (физкультминутки);

·                    легок в выполнении;

·                    проводится в игровой форме,что вызывает интерес детей.

Этаздоровьесберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ееможет даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можнопользоваться всю жизнь.

Врезультате использования су-джок терапии:

·                    осуществляется благоприятноевоздействие на весь организм;

·                    стимулируются речевые зоныкоры головного мозга;

·                    развивается координациядвижений и мелкая моторика;

·                    развиваются произвольноеповедение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимыедля становления полноценной учебной деятельности.

Массажный,расслабляющий эффект обеспечивает также технология применениясухого бассейна. 

Применениесухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения.Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения.Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образатела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекцииуровня тревожности и агрессивности.

Сухойбассейн рекомендуется ставить в сенсорной комнате, в которой также находятсямягкие кресла-груши, сухой дождь, пузырьковая колонна, пучок фиброоптическихволокон, музыкальное сопровождение. С помощью данного оборудования в ходеигровых сеансов происходит воздействие на органы чувств ребенка: свето- звуко,цветотерапия. Дети расслабляются, улучшается их психоэмоциональное состояние.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятиемэмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используетсяклассическая музыка, голоса природы).

Технологиямузыкального воздействия (музыкотерапия) — техника, применяемая в работе, использующая музыку вкачестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении,проблемах в общении, страхах.  

Очень важно,чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительнуюнаправленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность витоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,полноценное и неосложненное развитие.

Такимобразом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направленына создание эмоционально-комфортных условий пребывания ребенка в ОУ исодействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Списокиспользуемой литературы.

1. АлябьеваЕ.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.

2. БазарныйВ.Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

3. ИвчатоваЛ.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\ Логопед.2010. №1. С. 36-38.

4. ЧистяковаМ.А. Психогимнастика. Москва, 1995.

5. Колос Г.Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва,2006.

6. С.А.Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург, 2003

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет