X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

Выступлениена РМО учителей географии

Развитие  познавательной  деятельности

на уроках географии.

Контрольно-измерительные материалы «Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках географии»

Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету

География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Проводя анкетирование учащихся, я определила следующее:  80% ребят считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания,

60% учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основу подготовки учебного занятия были положены принципы занимательности и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности (таблицы 1, 2).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

 

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – отсутствие связимежду теорией и практикой. Дети немогут переложить полученные общие знания на изучение региональных территорий,не способны переходить от общего к частному и наоборот, строитьпричинно-следственные связи. Не развит навык чтения карт как источникамыслительно-аналитической деятельности. Для решения этих проблем быларазработана методика, нацеленная на расширение географического кругозораучащихся, на формирование особого географического мышления  в рамкахподготовки к ОГЭ.

 

 

 

Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первыйурок в любой параллели должен быть особенным – ярким и необычным. Введение вмир географии —  в  5,6-х классах можно построить в виде путешествияпо земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например:

  «Отправился  Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтобдостать его  – колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван – царевич,сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубинойстановилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что женаходится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит?  Ответитна эти вопросы интереснейшая наука – география!»

После краткого, но красочного описания каждой оболочки, лучшеакцентировать внимание на уникальность предмета, изучая который дети откроютдля себя много нового и интересного.

В конце урока  каждому ученику дается лист сэлементарными вопросами по

 всему курсу географии5-го класса, который надо заполнить, но ответы на вопросы учителем неоцениваются,  в конце года ребятам раздаются  эти же таблицыдля диагностики и оценки полученных за год знаний на уроках географии.Дети любят этот урок, они видят свой прогресс и очень этому радуются.

Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия,помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширитьгеографический кругозор, создать непринужденную атмосферу черезэлемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его втетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любойписьменный и устный ответ,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к«2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хорошийлогический вывод и т.д.

В рамках викторины можнопоказывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызываетинтерес  и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание – составление  «синквейнов», выступает как симбиоз географии ирусского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей ирасширению географического кругозора.

Например:

                   _____________                                           1 существительное
        ___________ _________                                        2 глагола
___________ _________ ____________                        3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________  Предложение

Примеры «синквейнов», составленныхна уроках:

                        Машиностроение
      Механизирует      Автоматизирует
Трудоемкое   Наукоемкое    Металлоемкое
Машиностроение технически вооружает экономику.

                        Европа
            Торгует        Диктует
Многоликая  Прогрессивная    Культурная
Европа – историческая колыбель цивилизации.

                                                     Индия
                                      Восхищает  Завораживает
                              Многонациональная Контрастная Сказочная
                                 Индия – страна глубоких противоречий.

Для развития навыков концентрации внимания используются нестандартныетесты. Например, на обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы»предлагается тест — « Угадай, что я за зверь, и построй меня скорей».

Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствиемстроят фигуры. Для учителя «плюсы» такой формы тестирования заключаются вбыстроте проверки и выявлении пробелов в знаниях ребят, так как вопросысоставлены блоками по пройденным темам. Для построения этого теста надо взятьлист из тетради в клеточку и посередине листа поставить точку. Читая первыйвопрос, ученик выбирает ответ № 2 и рисует «Горизонтально вправо» 2 клетки, во2-м вопросе он выбирает ответ № 1 и продолжает от конца первого отрезкарисовать «Вверх» одну клетку и т. д. Получается собака на поводке (Вариантытестов прилагаются).

Вариант тестов:

«Угадай, что я за зверь и построй меня скорей»

Вариант № 1

1. Горизонтально вправо

    Какойиз ученых был основоположником экономической географии?

1)      Докучаев2)Баранский           3)Ломоносов.

2. Вверх

    Численностьнаселения в России в настоящее время:

1)  140 млн.человек         2) 156 млн. человек3)125 млн. человек

3.  Вправо

    Оценкаместа страны на экономической карте по отношению к основным районам и 

    центрам экономики – это характеристика:

1)      Физико – географическогоположения;

2)      Экономико – географическогоположения;

3)      Геополитического положения.

4. Вверх

    Как называется наука о народонаселении и еговоспроизводстве:

1)      Социология

2)      Этнография

3)      Демография

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет