Выступлениена РМО учителей географии
Развитие познавательной деятельности на уроках географии. |
Контрольно-измерительные материалы «Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках географии» Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру. Проводя анкетирование учащихся, я определила следующее: 80% ребят считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, 60% учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основу подготовки учебного занятия были положены принципы занимательности и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности (таблицы 1, 2).
Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. |
|
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – отсутствие связимежду теорией и практикой. Дети немогут переложить полученные общие знания на изучение региональных территорий,не способны переходить от общего к частному и наоборот, строитьпричинно-следственные связи. Не развит навык чтения карт как источникамыслительно-аналитической деятельности. Для решения этих проблем быларазработана методика, нацеленная на расширение географического кругозораучащихся, на формирование особого географического мышления в рамкахподготовки к ОГЭ.
Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первыйурок в любой параллели должен быть особенным – ярким и необычным. Введение вмир географии — в 5,6-х классах можно построить в виде путешествияпо земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например:
«Отправился Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтобдостать его – колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван – царевич,сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубинойстановилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что женаходится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит? Ответитна эти вопросы интереснейшая наука – география!»
После краткого, но красочного описания каждой оболочки, лучшеакцентировать внимание на уникальность предмета, изучая который дети откроютдля себя много нового и интересного.
В конце урока каждому ученику дается лист сэлементарными вопросами по
всему курсу географии5-го класса, который надо заполнить, но ответы на вопросы учителем неоцениваются, в конце года ребятам раздаются эти же таблицыдля диагностики и оценки полученных за год знаний на уроках географии.Дети любят этот урок, они видят свой прогресс и очень этому радуются.
Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия,помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширитьгеографический кругозор, создать непринужденную атмосферу черезэлемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его втетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любойписьменный и устный ответ,
суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к«2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хорошийлогический вывод и т.д.
В рамках викторины можнопоказывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызываетинтерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание – составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии ирусского языка и способствует развитию речи, творческих способностей ирасширению географического кругозора.
Например:
_____________ 1 существительное
___________ _________ 2 глагола
___________ _________ ____________ 3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________ Предложение
Примеры «синквейнов», составленныхна уроках:
Машиностроение
Механизирует Автоматизирует
Трудоемкое Наукоемкое Металлоемкое
Машиностроение технически вооружает экономику.
Европа
Торгует Диктует
Многоликая Прогрессивная Культурная
Европа – историческая колыбель цивилизации.
Индия
Восхищает Завораживает
Многонациональная Контрастная Сказочная
Индия – страна глубоких противоречий.
Для развития навыков концентрации внимания используются нестандартныетесты. Например, на обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы»предлагается тест — « Угадай, что я за зверь, и построй меня скорей».
Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствиемстроят фигуры. Для учителя «плюсы» такой формы тестирования заключаются вбыстроте проверки и выявлении пробелов в знаниях ребят, так как вопросысоставлены блоками по пройденным темам. Для построения этого теста надо взятьлист из тетради в клеточку и посередине листа поставить точку. Читая первыйвопрос, ученик выбирает ответ № 2 и рисует «Горизонтально вправо» 2 клетки, во2-м вопросе он выбирает ответ № 1 и продолжает от конца первого отрезкарисовать «Вверх» одну клетку и т. д. Получается собака на поводке (Вариантытестов прилагаются).
Вариант тестов:
«Угадай, что я за зверь и построй меня скорей»
Вариант № 1
1. Горизонтально вправо
Какойиз ученых был основоположником экономической географии?
1) Докучаев2)Баранский 3)Ломоносов.
2. Вверх
Численностьнаселения в России в настоящее время:
1) 140 млн.человек 2) 156 млн. человек3)125 млн. человек
3. Вправо
Оценкаместа страны на экономической карте по отношению к основным районам и
центрам экономики – это характеристика:
1) Физико – географическогоположения;
2) Экономико – географическогоположения;
3) Геополитического положения.
4. Вверх
Как называется наука о народонаселении и еговоспроизводстве:
1) Социология
2) Этнография
3) Демография
