Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу«Музыка» для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовыхдокументов и научно-методических рекомендаций:
· Федеральногозакона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОСООО), от 17.12.2010г, №1897;
· Законаоб образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
· Санитарно– эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения вобщественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
· Федеральногоперечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от20.05.2020 №254;
· Примернойпрограммы среднего (полного) общего образования «Музыка» М.: Просвещение, 2014(Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы «Музыка. 5-9классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
· Основнойобразовательной программы основного общего образования МАОУ «СотниковскаяСОШ»;
· Учебногоплана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
· Положенияо рабочей программе, 2019 год.
Врабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработаннойпод научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейшийобъединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программапоказывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей иособенностей развития обучающихся, учитель создает индивидуальную модельобразования на основе государственного образовательного стандарта.
Цель:формированиемузыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культурыв процессе воспитания инициативного компетентного гражданина, способного ктворческой инновационной деятельности.
Задачимузыкального образования:
· способствоватьформированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершиннымдостижениям музыкального искусства;
· научить находить взаимодействия между музыкой и другими видамихудожественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
· научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую частьжизни каждого человека;
· развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
· воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,потребность в музыкальных переживаниях;
Национально–региональный компонентявляется составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью исамозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включиланационально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучшеосознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашейстраны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбесвоей малой Родины.
В календарно – тематическом планировании внесенакорректировка тем. В III четверти тема 7 урока «Красочность музыкальнойгармонии» заменена на тему «Сагаалган. Традиции бурят», тема 8 урока «Миробразов полифонической музыки» заменена на тему « Буряад арадай еhо заншал».
Ценностные ориентиры содержания учебногопредмета
Данный учебный курс занимает важноеместо в системе общего образования, потому что содержание обученияориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формированиемузыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному,познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка»,развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картинумира.
Особенность построения курса состоит в том, чтоосновная школа обусловлена спецификой музыкального искусства как социальногоявления, задачами художественного образования и воспитания и многолетнимитрадициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога смузыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмыслениянакопленного эстетического опыта.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
· воспитаниеэмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержаниямузыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, егочувств и мыслей;
· формированиемузыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессиональноготворчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальныхпроизведений разных жанров, форм и типов драматургии;
· формированиеинтонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения,значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости,способности к сопереживанию;
· развитиегибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватновоспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться внаиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для рядапроизведений;
· разнообразиевидов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мирмузыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественныйвкус;
· ориентациямузыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные еевиды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охватамузыкального произведения в единстве его содержания и формы;
· формированиеу учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но иво внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса,школы, культурных событиях села, города, района и др.
В программе сформулированы основные требования кзнаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится:
· ответственноеотношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию;
· уважительноеотношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность испособность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимание чувств других людей и сопереживание им;
· коммуникативнаякомпетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видах деятельности;
· участиев общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональныхи этнокультурных особенностей;
· эстетическиепотребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоенияхудожественного наследия народов России и мира, творческой деятельностимузыкально-эстетического характера.
Ученикполучит возможность научиться:
· чувствоватьгордость за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своегокрая, основ культурного наследия народов России и человечества;
· признатьценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережногоотношения к окружающей среде;
· принятьценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;
Метапредметныерезультаты
РегулятивныеУУД
Ученикнаучится:
· Оцениватьмузыкальные произведения с позиции красоты и правды.
· Творческиинтерпретировать содержание музыкальных произведений в пении,музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
· Устанавливатьвешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Ученикполучит возможность научиться:
· Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действийпартнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,исследовательской деятельности;
· Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил впроцессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных ивнешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, всамообразовании;
· Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиямодноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия виндивидуальных и коллективных проектах;
· Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальномискусстве в различных источниках;
Познавательные УУД
Ученик научится:
· Исследовать,сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
· Рассуждатьо специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериевпредставленных в учебнике);
· Анализироватьприемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов вмузыкальном произведении;
· Сравниватьмузыкальные произведения разных жанров и стилей;
· Рассуждатьоб общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
· Устанавливатьассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальныхискусств.
Ученик получит возможность научиться:
· Формироватьинтерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональныхи народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
· Расширитьпредставления о связях музыки с другими видами искусства на основехудожественно-творческой, исследовательской деятельности;
· Идентифицироватьтермины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видовискусства на основе выявления их общности и различий;
· Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессесамообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· Аргументироватьсвою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явленийотечественной и зарубежной музыкальной культуры;
· Участвоватьв коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Ученикполучит возможность научиться:
· Участвоватьв жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать сосверстниками в совместной творческой деятельности;
· Применятьполученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразныххудожественно-творческих задач;
· Показатьадекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессевосприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочнойдеятельности
Предметныерезультаты освоения музыки в основной школе:
Ученик научится:
· Определятьв прослушанном музыкальном произведении его главные выразительныесредства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр,динамику;
· Уметьотразить понимание художественного воздействия музыкальных средств вразмышлениях о музыке (устно и письменно);
· Проявлятьнавыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосноепроизведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмическиерисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Ученик получитвозможность научиться:
· применятьэлементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -выявлятьжанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
· определятьхарактер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальныхпроизведениях;
· знатьобразцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края;знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мираи внутреннего мира человека;
· различатьнекоторые специфические формы музыкальной деятельности, базирующихся на ИКТ(работа с компьютером, элементы создания электронной музыки, проекты и пр.)
Содержание учебного предмета
№ |
Перечень и название разделов |
Кол/час |
Содержание |
1 |
«Тысяча миров» музыки |
5 ч (очно) 4 ч (заочно) |
Семь тем объединены в раздел: «Тысяча миров» музыки». В ней изучаются вопросы: о содержании музыки, силе её воздействия, роли в жизни человека. В рубрике также освещаются некоторые страницы истории искусства и, в частности, музыки. |
2 |
Как создается музыкальное произведение |
18 ч (очно) 3 ч (заочно) |
Раздел «Как создаётся музыкальное произведение» является самой объёмной и центральной в материале года. Она посвящена вопросам теории музыки. В ней исследуются разные музыкально-выразительные средства — ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика. Сведения о средствах музыкальной вы разительности, которые ученики получали в прошлые годы обучения, анализируя конкретные музыкальные произведения, теперь суммируются, углубляются и рас ширяются. |
3 |
Чудесная тайна музыки |
4ч |
Последний раздел называется очень красиво и поэтично: «Чудесная тайна музыки». В ней суммируется и обобщается материал, пройденный учениками за год, подводятся итоги. Раздел начинается эпиграфом – словами немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана о музыке. Учитель привлекает внимание учеников к тому, что Гофман в своей фразе признает преимущество и особое значение музыки как вида искусства. |
Тематическое планирование 6 а,б, в, г, д, е, ж классы
№ п/п |
Наименование разделов, тем уроков |
Кол. часов |
Сроки |
||
план |
факт |
коррекц |
|||
I |
«Тысяча миров» музыки |
9 |
|
|
|
1 |
Музыка души (очно) |
1 |
03.09 |
|
|
2 |
Наш вечный спутник (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: http://www.myshared.ru/slide/1017060/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-muzika-nash-vechniy-sputnik-3524656.html |
1 |
10.09 |
|
|
3 |
Искусство и фантазия (очно) |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Искусство – память человечества (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-iskusstvo-pamyat-chelovechestva-klass-2791388.html |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
В чем сила музыки (очно) |
1 |
01.10 |
|
|
6 |
Волшебная сила музыки (заочно) Адрес электронного ресурса: |
1 |
08.10 |
|
|
7 |
Музыка объединяет людей (очно) |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
Музыка объединяет людей (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-muzika-obedinyaet-lyudey-klass-3988211.html |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Заключительный урок четверти (очно) |
1 |
29.10 |
|
|
II |
Как создается музыкальное произведение |
21 |
|
|
|
10 |
Единство музыкального произведения (очно) |
1 |
11.11 |
|
|
11 |
В начале был ритм (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-vnachale-bil-ritm-3524657.html |
1 |
18.11 |
|
|
12 |
О чем рассказывает музыкальный ритм (очно) |
1 |
25.11 |
|
|
13 |
О чем рассказывает музыкальный ритм (заочно) Адрес электронного ресурса: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-6-klassie-o-chiem.html |
1 |
02.12 |
|
|
14 |
Диалог метра и ритма (очно) |
1 |
09.12 |
|
|
15 |
От адажио к престо (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-ot-adazhio-k-presto-3524660.html |
1 |
16.12 |
|
|
16 Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
От адажио к престо(очно) |
1 |
23.12 |
|
|
17 |
Мелодия – душа музыки |
1 |
13.01 |
|
|
18 |
Мелодией одной звучат печаль и радость |
1 |
20.01 |
|
|
19 |
Мелодия «угадывает» нас самих
|
1 |
27.01 |
|
|
20 |
Что такое гармония в музыке |
1 |
03.02 |
|
|
21 |
Два начала гармонии |
1 |
10.02 |
|
|
22 |
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии |
1 |
17.02 |
|
|
23 |
Сагаалган. Традиция бурят |
1 |
24.02 |
|
|
24 |
Буряад арадай еhо заншал |
1 |
03.03 |
|
|
25 |
Философия фуги |
1 |
10.03 |
|
|
26 |
Какой бывает музыкальная фактура |
1 |
17.03 |
|
|
27 |
Пространство фактуры |
1 |
31.03 |
|
|
28 |
Тембры — музыкальные краски |
1 |
07.04 |
|
|
29/30 |
Соло и тутти |
2 |
14.04/21.04 |
|
|
III |
Чудесная тайна музыки |
4 |
|
|
|
31 |
Громкость и тишина в музыке |
1 |
28.04 |
|
|
32 |
Тонкая палитра оттенков |
1 |
05.05 |
|
|
33/34 |
По законам красоты |
2 |
19.05/26.05 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
Перечень учебно-методического иматериально-технического обеспечения
Дляучителя:
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Искусство. Музыка.6 класс» |
2014 |
М.: Дрофа |
2 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Музыка. 6 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя» |
2006 |
М.: Дрофа |
3 |
Затямина Т.А. |
«Современный урок музыки» |
2008 |
М.: Глобус |
4 |
Алеев В.В. Науменко Т.И |
«Музыка. 6 класс (электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD» |
2009 |
М.: Дрофа |
5 |
Абдуллин Э.Б. |
«Теория музыкального образования» |
2004 |
М.: Издательский центр «Академия» |
6 |
Разумовская О.А. |
«Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды» |
2008 |
М.: Айрис Пресс |
Для учащихся:
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Искусство. Музыка.6 класс» |
2014 |
М.:Дрофа |
2 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Дневник музыкальных размышлений. 6 класс» |
2010 |
М.:Дрофа |
3 |
Вайнкоп Ю. |
«Краткий биографический словарь комрпозиторов» |
1982 |
«Музыка» |
4 |
Должанский Л. |
«Краткий музыкальный словарь» |
1966 |
«Музыка» |
5 |
Сосновская Э.И. |
«Мастера культуры Бурятии» |
1986 |
Бурятское книжное издательствое |
Диагностическиемероприятия, контрольно-измерительные материалы
№ |
Форма контроля |
Количество |
Контрольно-измерительные материалы |
1 |
Тест |
1 |
Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019 |
2 |
Кроссворд «Темпы в музыке» |
1 |
Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019 |
3 |
Музыкальная викторина «Произведения зарубежных классиков» |
1 |
«Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. М.: «Айрис Пресс», 2008мя |
Материально– техническая база
· Презентации,видеоролики
· Портретыкомпозиторов
· Схемырасположения различных инструментов и оркестровых групп
· Аудио,видеоматериалы
· Фортепиано
· Ноутбук
· Медиапроектор
· Комплектзвуковоспроизводящей аппаратуры