Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Технологии формирования фонематического восприятия
Подготовила: учитель логопед
Мосеева Юлия Сергеевна
2023 год -
2 слайд
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
-
3 слайд
Этапы формирования фонематического восприятия
В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов.
1 этап — Узнавание неречевых звуков
2 этап — Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру
3 этап — Различение слов, близких по звуковому составу
4 этап — Воспроизведение и дифференциация слогов
5 этап — Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа. -
4 слайд
Проводятся Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.
Целью которых является развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, а также развивать слуховое внимания и слуховую память. -
5 слайд
«Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Упражнения:
— различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
— отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
— узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. -
6 слайд
«Различение слов, близких по звуковому составу».
Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу. -
7 слайд
«Воспроизведение и дифференциация слогов».
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко различать слоги и воспроизводить слоговые цепочки. -
8 слайд
«Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
Цель: учить различать фонемы родного языка.
Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. -
9 слайд
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
«Определи на слух» самое короткое слово (самое длинное). Кенгуру, кот, корова, черепаха, трамвай, автобус, велосипед, поезд. -
10 слайд
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя — логопеда.