МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙЦЕНТР «ОБЕРЕГ»
В последнее время вдополнительном образовании детей уделяется особое внимание результативностиобучения.
Результативность – это, прежде всего, достижениеучащимися тех целей и задач, которые поставлены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога.
Осуществление процессов обучениятребует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов, что обеспечиваеттекущий контроль успеваемости и аттестация учащихся.
Аттестация учащихся – этооценка уровня и качества освоения учащимися образовательной программы вконкретной предметной деятельности.
Аттестация обучающихся детскихобъединений рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая частьобразовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальнуюрезультативность их совместной творческой деятельности.
Цель аттестации — выявление уровня развитияспособностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемымрезультатам образовательных программ.
Задачи аттестации:
• определение уровня теоретической подготовки обучающихся вконкретной образовательной области;
• выявление степени сформированности практических умений и навыковдетей в выбранном ими виде творческой деятельности;
• анализ полноты реализации образовательной программы детскогообъединения;
• соотнесение прогнозируемых и реальных результатовучебно-воспитательной работы;
• выявление причин, способствующих или препятствующих полноценнойреализации образовательной программы;
• внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательнойдеятельности детского объединения.
Вобразовательном процессе Центра в целом и каждого детского объединения вчастности аттестация выполняет целый ряд функций:
а) учебную, так как создает дополнительные условия дляобобщения и осмысления обучающемуся полученных теоретических и практическихзнаний, умений и навыков;
б) воспитательную,так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностейребенка;
в) развивающую,так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определитьперспективы;
г) коррекционную, так как помогает педагогусвоевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостаткиучебно-воспитательного процесса;
д) социально-психологическую,так как каждому обучающемуся дает возможность пережить «ситуацию успеха».
Организация промежуточной аттестации
Промежуточнаяаттестация учащихся проводится в соответствии с Положением Центра и наосновании приказа по учреждению.
Промежуточная аттестация учащихся проводятся вобязательном порядке для всех учащихся всех форм объединений (ансамбль, студия,творческая мастерская, клуб, студия и т.д.)
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год всоответствии с графиками, составленными заведующими отделами совместно спедагогами дополнительного образования: по итогам 1 полугодия (срок проведения- декабрь), по итогам учебного года (срок проведения — май).
На основании графиков промежуточной аттестацииучащихся в структурных подразделениях заместителем директора по УВРсоставляется общий график проведения промежуточной аттестации и утверждаетсядиректором.
Для проведения промежуточной аттестации учащихся поитогам учебного года формируется аттестационная комиссия, в состав которойвходят представители администрации, руководители структурных подразделений,методисты, педагоги-психологи.
Формы промежуточной аттестации
В образовательной программе должны быть прописаны формыаттестации/контроля и формы оценки результатов учащихся.
Существующие в настоящий момент нормативные документыпредоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации/контроляучащихся, какие он сочтет нужным, но с учётом возраста учащихся, уровняподготовки и индивидуальных особенностей учащихся.
В качестве форм промежуточной аттестации могутиспользоваться тестирование, выполнение практической работы, выставка,творческий отчет, конференция, защита проектов и творческих работ, подготовкадокладов и рефератов, конкурс, игра, турнир, соревнование, сдача нормативов,праздник, поход, академический концерт, спектакль и т.д.
Диагностические методики
Инструментом обеспечения объективного анализа достиженияобразовательного результата служит пакет диагностических методик.
Этот пакет является необходимой составляющей методическогообеспечения образовательной программы. Самостоятельное проектирование такогопакета обусловлено отсутствием стандартов дополнительного образования, что всвою очередь, определяется большой вариативностью содержания образовательныхпрограмм.
Педагог на основании избранных им форм проведенияаттестации должен сделать соответствующие разработки. Аттестационная процедураможет проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), однако необходиморазработать план ее проведения. То есть, если, например, аттестация проходит ввиде тестирования, то составляются тесты; если в форме открытого занятия, тонеобходим как можно более подробный конспект, где будет обозначенапоследовательность выполнения заданий, их продолжительность, перерывы и т.д.
Параметры и критерии оценкирезультатов промежуточной аттестации
В сфере дополнительного образования нет, и не может бытьединых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было быпроверить «уровень обученности» детей в определенном направленииобразовательной деятельности.
Но в каждой образовательной программе определены результатына каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом(параметром результативности) для каждой конкретной образовательной программы ввыявлении реальных достижений учащихся, в ходе аттестации.
Т.е. «проверке подлежат теоретические знания и практическиеумения и навыки, которые педагог определил в соответствующем разделе своейобразовательной программы. Для каждого года обучения в программе четкоопределено, что учащиеся должны знать и что они должны уметь, это и служитпредметом проверки»
Критерии содержатсовокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей(явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний,умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы образовательнойпрограммой.
|
|
||
|
|
||
|
|
Анализ результатов промежуточной аттестации
У каждого педагогадополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат(оценку степени и уровня) освоения образовательной программы.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическиекарты. Диагностические карты разрабатываются самими педагогами с учётомкритериев и форм проведения аттестации .
Результаты промежуточной аттестации по итогам полугодияфиксируются руководителями структурных подразделений в аналитических справках,являющихся отчетными документами.
Результаты промежуточной аттестации по итогам учебного годафиксируются в «Протоколе промежуточной аттестации обучающихся», который такжеявляется документом отчетности. Результаты промежуточной аттестации могут бытьзанесены в журнал конкретной учебной группы объединения (ансамбля, студии,творческой мастерской, клуба, секции и т.д.)
Результаты промежуточной аттестации анализируютсяадминистрацией совместно с руководителями структурных подразделений,методистами, педагогами-психологами и педагогами дополнительного образования.