Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийская специальная школа-интернат»
Конспектурока
по математике в 1 дополнительном классе
Тема: «Задачина нахождения суммы в пределах 10».
(ФГОСОВЗ вар. 2.2).
Учительначальных классов
РогожинскаяЛ. С.
г.Феодосия
Темаурока «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».
Цельурока: создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Задачина нахождения суммы в пределах 10».
Задачиурока:
Образовательные:
-тренировать умение обучающихся решать задачи нанахождения суммы двух чисел в пределах 10;
-закрепить знания нумерации в пределах 10;
— отрабатывать навыки сложения и вычитания.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-корригироватьвнимания (произвольное и непроизвольно), развитие устойчивости внимания;
-коррекцияи развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитиеразличных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение,установления логических и причинно-следственных связей;
-развитиеобщей и мелкой моторики;
-коррекцияи развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыковсамоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Воспитательные:
-воспитыватьинтерес к учебе, к предмету;
-воспитыватьсамостоятельность, дисциплинированность;
-воспитыватьинтерес к окружающему миру.
Оборудование: числовойряд 1-10, гнездо, солнышко с лучиками из геометрических фигур, подснежникиразных цветов, птенчики, индивидуальные карточки.
Словарь:задачи, примеры, сложение, вычитание, сумма, солнце, треугольник, круг, грач,цветы, синие, красные, лист, гнездо, птенцы.
Ходурока.
I.Организационныймомент.
Всталосолнышко давно,
Заглянулок нам в окно,
Наурок торопит нас
Математикасейчас!
— Сегодняна улице светит солнце, и у нас в классе есть солнышко, которое принесет намхорошее настроение. Посмотрите, как оно улыбается нам, улыбнитесь и Вы ему вответ. (На доске рисунок улыбающегося солнца из 1 круга и 9 треугольников).
II. РСВ.Какой по счёту урок математики? Что мы будем делать? В каком классе ты учишься?Сколько тебе лет? Сколько в классе мальчиков? девочек? Кого больше? Насколько?
III.Речевая разминка. Будем правильно говорить.
Ме- ме-ме — приме́ры
Да-да-да- зада́чи
Бу́демреша́ть приме́ры.
Бу́демреша́ть зада́чи.
IV.Актуализация опорных знаний.
1.Устный счет.
а) Задание на развитие произвольного внимания,правильного распределения внимания, на развитие зрительной памяти, формированиепространственных представлений.
—Наше солнышко необычное, перевернем его и увидимразбросанные числа
—Назовите и покажите числа в порядке возрастания. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
—Объясните, что значит в порядке возрастания? (от самогомаленького числа до самого большого.)
—А теперь назовите и покажите числа в порядке убывания. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0)
-Объясните, что значит в порядке убывания? (от самого большого досамого маленького)
б) Задание на развитие логического мышления(путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур по горизонтали выбратьнедостающую фигуру, упражнять в доказательности решения); на развитиезрительного восприятия.
—Из каких геометрических фигур состоит солнце? (из круга итреугольников)
—Сколько кругов? (1)
—Сколько треугольников? (9)
—Каких фигур больше? (треугольников)
—Сколько всего фигур? (10)
— Какой фигуры не хватает?
в) Дидактическая игра «Живыечисла» на развитие памяти, на усвоение нумерации в пределах 10.
—Лучинашего солнца сейчас оживут. Выбирайте любой лучик, громко называйте число,которое написано на обратной стороне.
—Лучики,постройтесь по порядку. Проверим, правильно ли Вы нашли свое место.
—Шагвперед сделает лучик – число, которое стоит при счете после числа 8. (9)
—Число,которое стоит при счете перед числом 3 (2).
—Соседичисла 5 (4 и 6).
—Число,которое больше, чем 7 на 1(8).
—Число,которое меньше, чем 6 на 1 (5).
—Число,которое стоит шестым по счету (6).
—Самоебольшое число (10).
—Самоемаленькое число (0).
—Соберем наше солнышко обратно, чтобы с ним было веселее работать дальше.
2. Пальчиковаягимнастика. Задание на развитие мелкой моторики пальцев и кисти, наформирование вычислительных навыков.
— Чтопоявляется весной на крышах домов от такого яркого, теплого солнца?
(сосульки)
— Воти у нас появились сосульки. Солнышко их пригревает, и они начинают таятьи капать.
— Изобразим своими пальчиками и послушаем капель.
а) Задание на развитие слухового восприятия, на формированиенавыков устного счета. Учитель имитирует стук капели. Дети на слух считаютсколько раз и поднимают соответствующую цифру.
3. Устноерешение примеров.
— Чтобысосульки на доске растаяли, надо решить примеры. Ответы показывайте навеере. (5+1, 8-1, 2+2, 3+3, 4+4, 5+5)
Индивидуальнаяработа с Филон В. и Масленников. Соотношение цифры с множеством.
4. Устноерешение задачи.
— Сосульки растаяли и побежали по землевеселым шумным ручейком, по которому плывет кораблик. И принес нам этоткораблик задачки в стихах. (картинки)
А теперь давай считать,
Сколько будет два плюс пять!
Пять бананов у мартышки,
Два у плюшевого мишки.
Сколько же всего бананов
У Мишутки с обезьяной?
(2+5=7)
Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят…
Сколько вывелось утят?
(3-2=1)
Ксюша с Олей в лес пошли,
Два сморчка они нашли,
А потом еще четыре.
Все грибы отдали Ире.
А она не догадалась,
Сколько ей грибов досталось.
(2+4=6)
Сделал Вася табурет:
Три ноги, четвертой нет.
А теперь сидит, считает,
Сколько ножек не хватает.
(4-3=1)
5. Минутка чистописания. Рисование узоров,прописывание каллиграфически числа.
V.Работа над темой урока.
1.Решение задач на нахождения суммы впределах 10.
— Название нашего кораблика какое-тонепонятное — АЧГР. Помогите прочитать, поменяв буквы местами (грач).
— Грач — первая птица, прилетающая к нам сюга. К нам в класс тоже залетели грачи (на доске фото грача)
—Грачи прилетели и начали строить гнезда. Из чего они их строят? (из веточек,травы). На доске фото гнезда.
— Вгнезде что-то лежит. Давайте посмотрим, что в нем написано.
«Впервом гнезде сидели 5 птенцов, а во втором -4 птенца. Сколько птенцов сидело вдвух гнездах?»
— Чтоя прочитала? (Задачу)
— Очем говорится в задаче? (о птенцах)
— Гденаходились птенцы? (в гнезде)
-Сколько было гнезд? (2)
-Сколько птенцов сидело в 1 гнезде? (5)
-Сколько птенцов сидело во 2 гнезде? (4)
— Чтонужно узнать? (сколько птенцов в двух гнездах)
Составлениекраткой записи на доске и в тетрадях.
1 гн.– 5 пт.
? пт
2 гн.– 4 пт.
2.Работапо краткой записи.
— Чтообозначает число5? (5 птенцов в 1 гнезде)
— Чтообозначает число 4? (4 птенца во 2 гнезде)
-Какой вопрос в задаче? (сколько птенцов в двух гнездах)
— Какбудем решать задачу? (к 5 прибавить 4)
3.Работав тетради. Запись решения, ответа на доске и в тетрадях:
5 пт.+ 4 пт. = 9 пт.
Ответ:9 птенцов.
Индивидуальнаяработа с слабомотивирующими детьми. Решение простых наглядных задач.
VI.Физкультминутка. Задание на развитие концентрации вниманияи логического мышления.
Грачи.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показатьруками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки встороны)
Греются на солнышке, (погладить себяпо рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо,влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки встороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
VII. Закреплениеизученного материала. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.— Задание на развитие логического мышления, на закрепление навыков сложения ивычитания, на развитие самостоятельности и самоконтроля.
— Грачи прилетели, солнце греет, сосульки растаяли, бегутручейки и появляются на проталинах первые весенние цветы. Какие?(подснежники).
—Вот и у нас выросли подснежники. (на доске 10 цветов, изних 6 синего цвета, 4 – красного, у 7-ми цветов – 1 листик, у 3-х – 2 листика)
—Сколько подснежников? (10)
—Чем отличаются подснежники друг от друга? (цветом, количествомлистиков)
—Сколько цветков синего цвета? (6)—
—Сколько цветков красного цвета? (4)
—Сколько цветков с одним листиком? (7)
—Сколько цветков с двумя листиками? (3)
— Каждый из вас может получить 1 цветок, если решит примеры,которые написаны на обратной стороне. Цветы красного цвета сорвут Кирилл, Илья,Муслим,Кира. Цветы синего цвета сорвут Артём, Эскендер.
—Самостоятельное решение примеров детьми и запись втетрадях. (индивидуальная направляющая помощь учителя детям с краснымицветами).
Индивидуальнаяработа с слабомотивирующими детьми. Решение примеров в пределах 3.
VIII. Итогурока. Рефлексия.
—Чтомы делали сегодня на уроке?
—Какоенастроение было у вас в начале урока? Что помогло нам быть в хорошемнастроении? (солнышко).
—Солнышкосопровождало нас весь урок, и какое настроение у вас сейчас?
—КакВы считаете, все ли у Вас на уроке получилось, со всеми заданиями справились? Прошуоценить свою работу карточками (у детей на партах карточки с изображениесолнышка, тучки, солнышка с тучкой).
—Спасибовсем за работу, Вы — молодцы, справились со всеми очень труднымизаданиями. И сегодня в «блокнот успеха» я Вам поставлю смайлики. Урок окончен!
Самоанализ урока.
Обучение математике в 1 дополнительном классе являетсядостаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагогапо отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализациюцелей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебным материаломна примере урока математики в 1 дополнительном классе на тему: «Задачи нанахождения суммы в пределах 10».
Тема урока соответствует программе 1 доп. класса поматематике и календарно-тематическому плану.
Поставленные цель, задачи урока адекватны психолого-педагогическойхарактеристике класса. Место урока в системе уроков по данной теме – пятый.
Тип урока: комбинированный.
При выборе методов обучения я руководствовалась следующимикритериями:
1)Соответствие цели и задачам урока.
2)Соответствие содержанию учебного материала, учебнымвозможностям учеников и возмож-
ностям учителя.
3)Соответствие формам организации познавательнойдеятельности.
Методы, используемые на уроке, можно классифицироватьследующим образом:
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа,самостоятельная работа.
3.В зависимости от дидактических задач: объяснение,закрепление.
4.По характеру познавательной деятельности учащегося иучастия учителя: объяснительно-ил-люстрированный, репродуктивный.
5.По принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, синтетический, обобщаю-
щий.
6.По характеру движения мысли от незнания к знанию:индуктивный, дедуктивный.
Методы и примеры, используемые на уроке, былипедагогически оправданы, соответствовали его структурным элементам;соответствовали реальным возможностям учеников данного класса; оказывалиразвивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.
Средства обучения (задания, дидактические пособия,предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.
Были полностью реализованы принципы: доступности знаний,поэтапного формирования
знаний и умений, наглядности, системности, индивидуальногоподхода к уч-ся.
В процессе урока использовались различные формы обучения:индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной ифронтальной работы было целесообразно.
Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученикинедостаточно адаптировались к школьным условиям.
Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.
Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапераспределено оправданно.
Материал урока последовательно усложнялся: от счётаконкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.
Темп ведения урока оптимальный.
Активность и работоспособность учащихся активизировалисьсменой динамических пауз,
системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью,занимательным материалом.
Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала,учебная игра, создание ситуации успеха.
Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Ястремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания,такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В целом, цель урока достигнута – учащиеся показали умениерешать задачи на сложения, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать
Урок построен на основе применения положения теории Л.С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялисьтехнологии, используемые в педагогическом процессе:
1)Здоровьесберегающие.
2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.
3)Индивидуализация обучения.
4)Личностно-ориентированного подхода.
5)Педагогической дифференциации учащихся.
6)Выявления психологических причин и коррекции трудностейпри обучении младших школьников математике.
Урок имел выраженную коррекционно-развивающуюнаправленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемость внимания,слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза,обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук,лексикограмматический строй речи.
Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалосьреализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.