X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Урок №6 Классификация химических реакций

Тип урока

Урок повторения

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию знаний о химических реакциях, классификация химических реакций; воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна»химия» 9 класс; Периодическая система химических элементов Д.и.Менделеева; таблица растворимости; оксид меди(II), соляная кислота,серная кислота, железный гвоздь, сухое горючее, пробирки.

 

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядный, игровой.

Формы: беседа, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результатов, лабораторная работа, работа в группах

Формы контроля

Устный (беседа), самоконтроль (по образцу)

Основные понятия

Классификация химических реакций по различным основаниям: числу и составу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степени окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катали­затора

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные  УУД

Личностные УУД

Научатся: давать определение понятию «хими­ческая реакция»; характеризовать химические реакции по различным признакам; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

 Получат возможность: расширить свои знания о химической реакции и ее типах

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; пред­восхищать результат и уровень усвоения.

Познавательные: выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

Формировать : ответственное отношение к учению, готов­ность и способность к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию, коммуникативную ком­петентность в образователь­ной деятельности

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатели достижения результата

1. Организационный этап.

Цель: подготовка к вклю­чению в учебную дея­тельность на личностно значимом уровне

 

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Приветствуют учителя. Выпол­няют самооценку готовности к уроку

    Класс и оборудование пол­ностью готовы к уроку;

    обучающиеся включены в ритм работы;

организовано внимание всех учеников

2. Проверка выполне­ния домашнего зада­ния.

Цель: установление правильности и осо­знанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего за­дания

Приведите примеры элементов, ко­торые в больших дозах могут быть ядом, а в малых — лекарством

Анализируют ошибки, допу­щенные при выполнении до­машнего задания, a) W(Mg) = 28,57 %

W(C) = 14,29 %

W(0) = 57,14%

б) W(Na) = 32,39 %

W(S) = 22,53 %

W(O) = 45,08 %

Приходят к выводу о пользе и вреде химических элементов в природе и жизни человека

— Проверены и скорректиро­ваны опорные знания

3. Постановка цели и задач урока. Моти­вация учебной дея­тельности.

Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоя­тельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Выполнить задание (см. Приложение 1)

— Помогите разгадать записи в за­дании

Приходят к выводу, что речь идет о типах химических ре­акций.

Реакция соединения, экзотер­мическая.

Реакция разложения, эндо­термическая.

Реакция замещения.

Реакция обмена

— Совместно с обучающими­ся сформулирована цель уро­ка, определены задачи

4. Актуализация зна­ний.

Цель: актуализация зна­ний через повторение ранее изученного, необ­ходимого для работы с новым материалом или подготовки к кон­трольному уроку

Вспомнить классифика­цию реакций по измене­нию степени окисления, наличию катализатора, направлению реакции, фазе

— Какие еще признаки классификации химических реакций вам известны?

Записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, используя знания о классифика­ции химических реакций

-Актуализированы знания и способы действий, необхо­димые и достаточные для освоения содержания новой темы или написания кон­трольной работы

5. Первичное закреп­ление.

Цель: организация закрепления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Назвать зашифрованное слово (см. Приложение 2).

Работа в группах (см. При­ложение 3)

Исправляет ошибки обучающихся. Исправляет ошибки обучающихся

Определяют типы химических реакций по уравнению.

— Стекло.

Определяют типы химических реакций по уравнению

Использованы приобре­тенные знания в практиче­ской деятельности;

решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестан­дартной ситуации), исправ­лены ошибки;

самостоятельно выполне­ны задания

6. Применение знаний и умений в новой си­туации.

Цель: создание условий для применения знаний в новой ситуации

Вспомнить определение химической реакции, признаки химических ре­акций

-Что происходит с веществами в хо­де реакций?

Приходят к выводу, что меня­ется состав вещества

— Применены новые знания и способы действий в изме­ненной ситуации

Лабораторный опыт (см. Приложение 4)

-Проведем цепь опытов ,доказывающих неизменность атомов. Следит за ходом эксперимента.

Проводят эксперимент, состав­ляют и записывают химические реакции, указывают тип реак­ций

7. Обобщение и систе­матизация знаний. Цель: включение ново­го знания в систему знаний, закрепление ранее изученного мате­риала

Самостоятельная работа (сль Приложение 5)

Организует самостоятельную работу

Осуществляют самостоятель­ную работу

                  Организованы действия по обобщению, системати­зации знаний;

                  повторен и закреплен изу­ченный материал;

установлены внутрипред- метные и межпредметные связи

8. Контроль усвоения, обсуждение допущен­ных ошибок и их кор­рекция.

Цель: выявление каче­ства и уровня усвоения знаний и способов дей­ствий и их оценка

Проверка результатов самостоятельной работы (см. Приложение 5)

Исправляет и дополняет знания обу­чающихся

Проверяют результаты, коррек­тируют знания

    Эффективно использованы контрольно-измерительные материалы по оценке плани­руемого результата;

организована самопроверка или взаимопроверка решений в сравнении с эталонным от­ветом

9. Информация о до­машнем задании, ин­структаж по его вы­полнению.

Цель: обеспечение по­нимания цели, содер­жания и способов вы­полнения домашнего

§ 4. Выучить определе­ния понятий

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

    Сообщены объем и содер­жание домашнего задания

с фиксацией в дневнике;

    произведен анализ домаш­него задания; указаны труд­ности, с которыми могут столкнуться обучающиеся;

объявлены критерии оцен­ки домашнего задания

10.Рефлексия( подведение итогов занятия).

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности обучающихся.

 

Проводит рефлексию:

— Что нового вы узнали на уроке?

-Что у вас получилось лучше всего?

-Оцените свой вклад в решение общих задач.

Озвучивает оценки за урок, поощряет активных учеников.

Проводят самооценку

-Подведен итог урока;

-проведена рефлексия учебной деятельности;

-осуществлен анализдостижения цели урока, самооценки, оценки учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

№ п/п

Уравнение реакции

ТГип химической реакции

сое,*. ;*шения

разложения

замещения

обмена

1

2Си + Ог= 2СиО

с

м

а

б

2

2S02 + 02 = 2S03

т

г

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

3

0

3

СаСОз ~ СаО С02

в

е

п

Р

4

Fe + C11SO4 = FeS04 + Си

н

ц

к

X

5

2KBr + С12 = 2КС1 + Вг2

У

и

л

ф

6

hno3 + КОН = kno3 + н2о

Д

с

0

 

 

Приложение №3

 

1.Расположите перед собой основное игровоеполе. Внимательно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.

2.Возьмите из конверта рабочие карточки.

3. соотнесите формулу вещества на карточке инезаконченные уравнения химических реакций.

4.Положите рабочую карточку на клетку игровогополя в том месте

 Где формула вещества на карточке логическивписывается в уравнение химической реакции.

5.Закройте карточками все клетки игрового поляв заданной последовательности.

6.Прочтите слово код на обратной сторонекарточек.

7.Подготовьтесь к проверке.

Основноеигровое поле.

CaO +… →Ca(OH)2

…+HCl→ CuCl2+ H2O

Mg+…→MgCl2

 

…+ H2 Cu+ H2O

KOH+…→ K 2CO3+ H2O

Zn+ …→ ZnCl2 + H2O

H2 SO4+…→ FeSO4+ H2O

…+ H2 SO4→ FeSO4+ H2

 

Ba(OH)2 +…→BaSO4 + H2O

 

 

 

Рабочие карточки

 

H2O

Сu(ОН) 2

Cl2

CuO

CO2

HCl

FeO

Fe

 

H2 SO4

 

 

Оборотная сторона карточек

 

 

o

с

н

о

в

а

н

и

 

е

 

 

 

 

Приложение №4

Цель: опытнымпутем доказать закон постоянства состава

 Cu→ CuOCuCl 2Cu(OH) 2CuSO4Cu

 

 

 

Ходопыта

1.Прокалить медную проволоку в пламенигорелки. При недостаточном количестве оксида можно добавить порошок оксида меди(II).

2.В соляную кислоту (1:1) опустить почерневшуюпроволоку. Отметить растворение оксида и едва заметное голубое окрашиваниераствора. Чтобы полу­чить более интенсивный цвет, можно добавить порошок оксидамеди, размешав его стеклянной палочкой. Когда раствор окрасится взеленовато-голубой цвет, его надо остудить, поместив стакан в холодную воду. Оттщательности охлаждения зависит успех следующей реакции.

3.В остывший раствор осторожно небольшимипорциями добавить раствор гидроксида натрия, продолжая охлаждение. Сначалащелочь нейтрализуется кислотой, и раствор разогревается. При дальнейшемдобавлении щелочи получаем гидроксид меди (II). Если раствор не охлаждать, тообразующийся гидрок­сид меди (II) разлагается и образуется ее оксид.

4.К осадку добавляем разбавленную сернуюкислоту. Отмечаем растворение осадка и образование голубого раствора.

5.Опускаем в полученный раствор зачищенныйжелезный гвоздь.

Исходные вещества

Наблюдение

Образующееся вещество

Тип реакции

Сu +O2

 

→…

 

СuО + НС1

 

→…+…

 

CuCl2+NaOH

 

→…+…

. + …

 

Сu(ОН) 2 + H2SO4

 

→…+…

. +…

 

CuSO4+ Fe

 

… + …

 

 

 

Приложение№5

 

Дайте характеристику химической реакции повсем известным признакам:

Вариант1: Mg+Cl=MgCl2

Вариант2: Fe+H2SO=FeSO4 + H2

Вариант3:CaCO3 = CaO+CO2

Вариант4: KOH+CO2 =K 2CO3 +H2O

Вариант5: HNO3 + KOH= KNO3+ H2O

Вариант6: NaOH+HCl=NaCl+ H2O

 

Ответы:

 

 

Вариант1: реакция соединения, ОВР,экзотермическая , необратимая,  гетерогенная, некаталитическая.

Вариант2: реакция замещения, ОВР, необратимая,гетерогенная, некаталитическая.

Вариант3: реакция разложения, без изменениястепени окисления, необратимая, гетерогенная,  эндотермическая,некаталитическая.

Вариант4: реакция обмена, без изменениястепени окисления, необратимая, гетерогенная,  некаталитическая.

Вариант5: реакция обмена, без изменениястепени окисления, необратимая, гомогенная ,  некаталитическая

Вариант6: реакция обмена, без изменениястепени окисления, необратимая,гомогенная.,  некаталитическая

 

 

 

Физминутка

 

Встаньте, пожалуйста.

Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему.

Найдите глазами ряд активности металлов.

Посмотрите на периодическую систему. Найдитеглазами элемент, порядковый номер которого соответствует дате вашего рождения.Определите его местоположение.

Поднимите вытянутую руку те, чей элементнаходится в 1 ряду. Назовите ХЭ

— во 2 ряду;

— в 3 ряду;

— в 4 ряду и 5 рядах.

 

а


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет