X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Литература». Примерные рабочиепрограммы предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева10-11 классы (Базовый уровень). Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение»,2019 год.

Рабочая программа, согласно учебномуплану, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

При реализации рабочей используетсяучебник: «Русская литература ХIХ века. 10 класс» в2 частях для общеобразовательных учебных заведений / ЛебедевЮ.В. и др., М. «Просвещение», 2022г.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результатыосвоения программы среднего общего образования по литературе достигаются вединстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии страдиционными российскими социокультурными, историческими идуховно-нравственными ценностями, отражёнными в  произведениях  русской литературы,  принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуютпроцессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутреннейпозиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитниковОтечества и под- вигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку трудаи старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурномунаследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе иокружающей среде

Личностныерезультаты освоения обучающимися содержания примерной рабочей программы политературе для среднего общего образования должны отражать готовность испособность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позициейличности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширениежизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных на-правлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.                 Гражданского воспитания:

сформированностьгражданской позиции обучающегося как активного и ответственного членароссийского общества;

осознаниесвоих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятиетрадиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических,семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями,изображёнными в литературных произведениях;

готовностьпротивостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовностьвести совместную деятельность, в том  числе в рамках школьного литературногообразования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении вшколе и детско-юношеских организациях;

умениевзаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями иназначением;

готовность кгуманитарной и волонтёрской деятельности

2.                 Патриотического воспитания:

сформированность российскойгражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувстваответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык икультуру, прошлое и настоящее многонационального народа России  в  контексте изучения  произведений  русской и зарубежной литературы, а также литературнародов РФ;

ценностноеотношение к государственным символам, историческому и природному наследию,памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, атакже достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,отражённым в художественных произведениях;

идейнаяубеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за егосудьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы

3.                 Духовно-нравственного воспитания:

осознание духовныхценностей российского народа; сформированность нравственного сознания,этического по-

ведения;

способностьоценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, ипринимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы иценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественнойлитературы;

осознаниеличного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственноеотношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в томчисле с опорой на литературные произведения

4.                 Эстетического воспитания:

эстетическое отношение кмиру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,общественных отношений;

способностьвоспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и другихнародов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;

убеждённостьв значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность ксамовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качестватворческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе

5.                 Физического воспитания:

сформированность здоровогои безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребностьв физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;

активное неприятиевредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическомуздоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературныхгероев

6.                 Трудового воспитания:

готовность к труду,осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведенийо труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональнойдеятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовностьк активной деятельности технологической и социальной направленности,способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такуюдеятельность в процессе литературного образования;

интереск различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанныйвыбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в томчисле ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность испособность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательскойдеятельности  на  протяжении всей жизни

7.                 Экологического воспитания:

сформированностьэкологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов насостояние природной и социальной среды, осознание глобального характераэкологических проблем, представленных в художествен- ной литературе;

планированиеи осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивогоразвития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активноенеприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных влитературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологическиепоследствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опытадеятельности экологической направленности, в том числе представленной впроизведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России

8.                 Ценности научного познания:

сформированностьмировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, основанного на диалоге культур, способствующегоосознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствованиеязыковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми ипознания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературныепроизведения;

осознаниеценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную иисследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе налитературные темы

Впроцессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программысреднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, уобучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающийсформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видетьнаправления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своёповедение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлятьгибкость, быть открытым новому;

внутреннеймотивации, включающей стремление к достижению цели иуспеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своихвозможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию исопереживанию;

социальныхнавыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитываясобственный читательский опыт

Метапредметныерезультаты

Метапредметные результаты освоенияпримерной рабочей программы по литературе для среднего общего образованиядолжны отражать:

Овладение универсальными учебнымипознавательными действиями:

1)                базовые логические действия:

самостоятельноформулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественномпроизведении, рассматривать её всесторонне;

устанавливатьсущественный признак или основания для сравнения литературных героев,художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщениялитературных фактов;

определятьцели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе приизучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературногопроцесса;

разрабатыватьплан решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальныхресурсов;

вноситькоррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оцениватьриски последствий деятельности;

координироватьи выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия,в том числе при выполнении проектов по литературе;

развиватькреативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственныйчитательский опыт;

2)                базовые исследовательские действия:

владеть навыкамиучебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературногоматериала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения;способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решенияпрактических задач, применению различных методов познания;

овладениевидами деятельности для получения нового знания по литературе, егоинтерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в томчисле при создании учебных и социальных проектов;

формированиенаучного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями иметодами современного литературоведения;

ставитьи формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненныхситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлятьпричинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературныхявлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы длядоказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализироватьполученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать ихдостоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

даватьоценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

осуществлятьцеленаправленный  поиск  переноса  средств и способов действия впрофессиональную среду;

уметьпереносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучениялитературных произведений, в познавательную и практическую областижизнедеятельности;

уметьинтегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагатьоригинальные подходы

и решения; ставитьпроблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3)                работа с информацией:

владеть навыками получениялитературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельноосуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различныхвидов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;

создаватьтексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,аннотация и др ) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбираяоптимальную форму представления и визуализации;

оцениватьдостоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствиеправовым и морально-этическим нормам;

использоватьсредства информационных и коммуникационных технологий  в  решении когнитивных,  коммуникативных и организационных задач с соблюдением требованийэргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых иэтических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознаванияи защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности

Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями:

1)                общение:

осуществлять коммуникацииво всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельностипо предмету;

распознаватьневербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь напри- меры из литературных произведений;

владеть различнымиспособами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на урокахлитературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведениясвою точку зрения с использованием языковых средств;

2)                совместная деятельность:

понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочнойдеятельности по литературе;

выбиратьтематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностейкаждого члена коллектива;

приниматьцели  совместной  деятельности,  организовывать и координировать действия по еёдостижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мненийучастников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочнойдеятельности по предмету;

оцениватькачество своего вклада и каждого участника команды в общий результат поразработанным критериям;

предлагатьновые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,практической значимости;

осуществлятьпозитивное стратегическое поведение в раз- личных ситуациях, проявлятьтворчество и воображение, быть инициативным

Овладениеуниверсальными регулятивными действиями:

1)                самоорганизация:

самостоятельно осуществлятьпознавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулироватьсобственные за- дачи в образовательной деятельности, включая изучениелитературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельносоставлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихсяресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

даватьоценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;

расширятьрамки учебного предмета на основе личных пред- почтений с опорой начитательский опыт;

делатьосознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оцениватьприобретённый опыт с учётом литературных знаний;

способствоватьформированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в томчисле в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный икультурный уровень;

2)                самоконтроль:

давать оценку новымситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствиерезультатов целям;

владетьнавыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий имыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмырефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры изхудожественных произведений;

уметь оцениватьриски и своевременно принимать решения по их снижению;

3)                принятие себя и других:

принимать себя, понимаясвои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатовдеятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждениялитературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признаватьсвоё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

развиватьспособность понимать мир с позиции другого человека, используя знания политературе.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)                осознание  причастности к отечественнымтрадициям и исторической преемственности поколений на основе установлениясвязей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями иособенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху(вторая полови- на XIX века);

2)                понимание взаимосвязей между языковым,литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности

в контексте осмысления произведенийлитературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;

3)                сформированность устойчивого интереса кчтению как средству познания отечественной и других культур, уважительногоотношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать исамостоятельно интерпретировать художественный текст;

4)                знание содержания, понимание ключевыхпроблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлиянияпроизведений русской и зарубежной классической литературы, а также литературнародов России (вторая половина XIX века);

5)                сформированность умений определять иучитывать историко-культурный контекст  и  контекст творчества  писателя впроцессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературныхпроизведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью итрадицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержаниелитературных произведений;

6)                способность выявлять в произведенияххудожественной литературы XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своёотношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;участвовать в дискуссии на литературные темы; устойчивые навыки устной и письменнойречи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежнойлитературы;

7)                осмысление художественной картины жизни,созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностноговосприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться напрочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления;

8)                сформированность умений выразительно (сучётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть неменее 10 произведений и (или) фрагментов;

9)                овладение умениями анализа и интерпретациихудожественных произведений в единстве формы и содержания (с учётомнеоднозначности  заложенных  в  нём  смыслов  и  наличия в нём подтекста) сиспользованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение кизученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое инациональное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел иего воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм,народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения:романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм;тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системыстихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и«вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальныхлитератур; художественный перевод; литературная критика;

10)             умение сопоставлять произведения русской изарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями вдругих видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др );

11)             сформированность представлений олитературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественнойлитературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительныхвозможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умениеприменять их в речевой практике; владение умением анализировать еди- ницыразличных языковых уровней и выявлять их роль в про- изведении;

12)             овладение современными читательскимипрактиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениямисамостоятельного истолкования прочитанного в уст- ной и письменной формах,информационной переработки тек- стов в виде аннотаций, отзывов, докладов,тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственныеписьменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

13)             умение работать с разными информационными источниками,в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек иэлектронных библиотечных систем.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Введение(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировойкультуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода,духовно-нравственные иска­ния человека, обращение к народу в поискахнравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью иугнетением человека).

Раздел I. Обзор русскойлитературы первой половины XIX века (3 часа)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм,сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первойполовины XIX в.Нацио­нальное самоопределение русской литературы.

Р/р Сочинение по произведениямрусской литературы первой половины XIX века.

Раздел II. Литература второйполовиныXIX века (1 час)

И. С. Тургенев (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа.Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет,композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основногоконфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. Отцы в романе: братьяКирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров иего мнимые последователи. Вечные темы в романе (природа, любовь,искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения.Поэтика романа, своеобразие его жанра. Тайный психоло­гизм:художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров вряду других образов русской литературы.

Сочинение по роману «Отцы идети»

Н. Г. Чернышевский (2 часа)

Роман «Что делать?»какполемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

И.А.Гончаров (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Обломов» (Обзор)

История создания и особенностикомпозиции романа. Петербургская об­ломовщина. Глава СонОбломова и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы вромане. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви вромане. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета,интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы(Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе.Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А.Гончарова Обломов.

А. Н. Островский (9часов)

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликтв драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Приемантитезы в пьесе. Изображение жес­токих нравов темногоцарства. Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системеобразов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное вобразе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия ипокаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплавдраматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерствоОстровского.

Гроза в русскойкритике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

(фрагменты); А. А. Григорьев«После Грозы Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты).Современные трактовки пьесы.

Сочинение по произведениям А.Н. Островского

Ф. И. Тютчев (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы,природа…», «О, как убийственно мы любим…», «Умом Россию не понять…», «Намне дано предугадать…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» («Явстретил вас — и все былое…»)(указанныестихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь»,«Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»,(возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературнаятрадиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева.Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек,природа и история в лирике Тютчева. Тема невыразимого. Любовь какстихийное чувство и  «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзииТютчева.

Н.А.Некрасов (9часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге»,«Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт игражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода…»), «ОМуза! я удвери гроба!..» (указан­ные стихотворенияявляются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю ирониитвоей…», «Блажен незлобивый по­эт…», «Внимая ужасам войны…»,(возмо­женвыбор других стихотворений).

Гражданский пафос поэзииНекрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирическогогероя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова.Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русскогочеловека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решениевечных тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть).Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитиепушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь снародной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси житьхорошо».

История создания поэмы. Сюжет,жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображенииНекрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и народногозаступника Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смыслназвания поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме.Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл бабьей притчи. Тема народногобунта. Образ Савелия, бога­тыря святорусского. Фольклорная основапоэмы.

Сочинение по поэме «Кому наРуси жить хорошо?»

А.А.Фет(3 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Это утро,радость эта…», «Шепот, робкое дыха­нье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад.Лежали…», «Еще майская ночь» (указанныестихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заряпрощается с землею…»,(возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Фета и литературнаятрадиция. Фет и теория чистого искусства. Вечные темы влирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирикиФета

А. К. Толстой (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Слеза дрожит втвоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»,(возможен выбор других произведений).

Своеобразие художественногомира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историюв произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

М. Е. Салтыков-Щедрин (3часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одногогорода»(обзорное изучение).

Обличение деспотизма иневежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летописьистории Российского государства. Собирательные образы градоначальников иглуповцев. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти.Жанровое своеобразие Истории. Черты антиутопии в произведении.Смысл финала Истории. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемысатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление инаказание».

Замысел романа и еговоплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика,система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников иего двойники. Образы униженных и оскорбленных».Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ СонечкиМармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образыв романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев вромане. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га.Преступление и наказание как философский роман. Полифонизм романа,столкновение разных точек зрения. Проблема нравственного выбора.Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евскогои мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М.Достоевского Преступление и наказание.

Л. Н. Толстой (23 часа)

Жизнь и творчество.

Тема войны в раннихпроизведениях писателя (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровоесвоеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционныйприем. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, егокритерии оценки личности. Внутренний человек и внешнийчеловек. Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского иПьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция общейжизни. Изображение светского общества. Мысль народная имысль семейная в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых иБолконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Рольэпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды вромане. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картиныпартизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат визображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина иТимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как дванравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого.Приемы изображения ду­шевного мира героев (диалектики души). Рольпортрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия ипоэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значениетворчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н.Толстого Война и мир.

Н. С. Лесков (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести.   Об­разы основных героев.

А. П. Чехов (10часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч»,«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,«Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематикачеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темымаленького человека и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости инеизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу.Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда какосновы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова.Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытыйлиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликтапьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Темапрошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представителиуходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Типгероя -недотепы. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторскихремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символическийподтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значениетворческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П.Чехова.

Раздел II. Обзор зарубежнойлитературы второй половиныХIХ в. (3 часа)

Основные тенденции в развитиилитературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературногопроцесса. Симво­лизм.

Ф. Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель».

О. де Бальзак «Человеческая комедия», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Ч. Диккенс «Домби и сын»

Г. де Мопассан. Новелла«Ожерелье».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение   чувствалюбви в произведении.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Количество часов

 

Введение

1

 

I

Раздел IЛитература второй половиныXIX века

3

 

1

И. С. Тургенев

Международный день глухих.

10

1

 

2

Н. Г. Чернышевский

2

 

3

И.А.Гончаров

8

 

4

А. Н. Островский

9

 

5

Ф. И. Тютчев

3

 

6

Н.А.Некрасов

9

 

7

А.А.Фет

3

 

8

А. К. Толстой

2

 

9

М. Е. Салтыков-Щедрин

3

 

10

Ф. М. Достоевский

200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.

10

1

 

11

Л. Н. Толстой

23

 

12

Н. С. Лесков

1

 

13

А. П. Чехов

10

 

II

Раздел II. Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ в.

3

 

ИТОГО

102

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА

п/п

тема

Всего часов

Дата по плану

Дата по факту

 

Введение

 

 

 

 

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

 

 

 

 

Литература второй половиныXIX века

 

 

 

 

Обзор русской литературы первой половины XIX века.

 

 

 

 

Реализм как литературное направление и метод в искусстве.   

 

 

 

 

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 в.

 

 

 

 

И. С. Тургенев

 

 

 

 

«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

 

 

 

 

Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым.

 

 

 

 

«Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа).

 

 

 

 

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа).

 

 

 

 

Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа).

 

 

 

 

Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа).

 

 

 

 

Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа).

 

 

 

 

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети»

 

 

 

 

Роман «Отцы и дети» в русской критике. Р/р Подготовка к сочинению

 

 

 

 

Р/р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

 

 

 

 

Н. Г. Чернышевский

 

 

 

 

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

 

 

 

 

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения

 

 

 

 

И.А.Гончаров

 

 

 

 

Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.

 

 

 

 

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова (1-8 гл 1 ч)

 

 

 

 

Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).

 

 

 

 

Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав  II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав  II-ой части романа «Обломов»).

 

 

 

 

Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»).

 

 

 

 

Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»).

 

 

 

 

Роман «Обломов» в зеркале критики. 

 

 

 

 

Сочинение по роману «Обломов»

 

 

 

 

А. Н. Островский

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 

 

А. Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни.

 

 

 

 

Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).

 

 

 

 

Развитие речи. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).

 

 

 

 

Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).

 

 

 

 

«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).

 

 

 

 

«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»).

 

 

 

 

«Гроза» в оценке русской критики.

 

 

 

 

Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьесы «Бесприданница». Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского.

 

 

 

 

Р/р Сочинение по творчеству А. Н. Островского.

 

 

 

 

Ф. И. Тютчев

 

 

 

 

Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.

 

 

 

 

Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева.

 

 

 

 

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.

 

 

 

 

Н.А.Некрасов

 

 

 

 

«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова.

 

 

 

 

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.

 

 

 

 

«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.

 

 

 

 

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»: тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова

 

 

 

 

Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.

 

 

 

 

Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш».

 

 

 

 

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

 

 

 

 

«Путь славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир – на весь мир»). Р Подготовка к сочинению

 

 

 

 

Р/р Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова 

 

 

 

 

А.А.Фет

 

 

 

 

Поэзия и судьба А. А. Фета.

 

 

 

 

Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета.

 

 

 

 

Развитие речи.  Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.

 

 

 

 

А. К. Толстой

 

 

 

 

Художественный мир А. К. Толстого.

 

 

 

 

Основные темы, мотивы и образы творчества А.К. Толстого

 

 

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин

 

 

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя

 

 

 

 

Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

 

 

 

 

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

 

 

 

 

Ф. М. Достоевский

 

 

 

 

«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.

 

 

 

 

В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

«Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 

 

 

 

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

 

 

 

Р/р Подготовка к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.

 

 

 

 

Р/р Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 

 

 

 

 

Л. Н. Толстой

 

 

 

 

Страницы великой жизни.   Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

 

 

 

 

Толстой — участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы»

 

 

 

 

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения. Композиция

 

 

 

 

Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.»

 

 

 

 

Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.»

 

 

 

 

Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы).  Лысые Горы.

 

 

 

 

Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3

 

 

 

 

Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого).

 

 

 

 

 Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3

 

 

 

 

Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3

 

 

 

 

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

 

 

 

 

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

 

 

 

 

Что такое война?  Отечественная война 1812 года. Философия  войны в романе.т.3

 

 

 

 

Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года.  Изображение войны 1812 года.

 

 

 

 

Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года.  Изображение войны 1812 года.

 

 

 

 

Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

 

 

 

 

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

 

 

 

 

Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)

 

 

 

 

Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)

 

 

 

 

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

 

 

 

 

Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог). РПодгогтовка к сочинению

 

 

 

 

Р/р Сочинение по роману «Война и мир»

 

 

 

 

Н. С. Лесков

 

 

 

 

Н. С. Лесков. Художественный мир писателя. «Очарованный странник»

 

 

 

 

А. П. Чехов

 

 

 

 

Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.

 

 

 

 

«Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»).

 

 

 

 

Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

 

 

 

 

«Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

 

 

 

 

Особенности драматургии А.П. Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

 

 

 

 

Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта

 

 

 

 

«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.

 

 

 

 

Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей

 

 

 

 

Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.П. Чехова.

 

 

 

 

Р/р Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

 

 

 

 

Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ в.

 

 

 

 

Страницы истории западноевропейского романа 19 в. Ф. Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель»

 

 

 

 

О. де Бальзак «Человеческая комедия», «Евгения Гранде», «Отец Горио». Ч. Диккенс «Домби и сын»

 

 

 

 

Страницы зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века. Г. Ибсен «Кукольный дом», Ги де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион»

 

 

 

 

Обзор русской литературы первой половины XIX века

 

 

 

 

О мировом значении русской литературы

 

 

 

 

Итоговый урок-рекомендация «Что читать летом».

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет