X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9классе

 

 

 

Тема. Рольуказательных слов в сложноподчинённом предложении.

Типурока: комбинированный урок.

Цель: 

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
  • формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
  • с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;
  • внимание к происходящим процессам;

3.Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённомпредложении.

 

Ребята, по окончании 9 классавам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями ккоторому вы уже знакомы. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вампредстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые заданияпо тексту, написать сочинение-рассуждение).

— Все верно. Как видим, вовсех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоитработа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется.Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализпроделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточитьсяна 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которыенепосредственно связаны с темой наших последних уроков.

— Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9классе. (Синтаксису сложного предложения).

— Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях.Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся суказательными словами.

— Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭзадание, связанное со сложным предложением?

Какое же предложение называется сложным?(с2-мя и более грамматическими основами) (Слайд 1).

Простые предложения, входящие в составсложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительнымисоюзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением)(Слайд 2)

— Какие 2 способа связи  существуют при  союзном соединениипростых предложения при построении из них сложного? (сочинение иподчинение).

Сложносочиненное предложение мы с вами ужеизучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненногопредложения. — Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинениипредложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, апри подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуютподчинительные союзы или союзные слова).

— Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяютсяпо слайду 3).

Читаем задание. (Предложения выписанына доске или представлены на слайде).

 В задании предлагается из определенного предложения (илинескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры,обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Вашипредложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2)установим границы простых предложений и найдем средства связи между частямисложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзыи союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этимисредствами связи, и будут вашим ответом.

 

            Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) какбыстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.

            И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра довечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5)которую мы спасли от смерти.

 

Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры ипунктуации.

 

  III.           Работа над темой урока (Слайд)

 

Я прошу вас обратить внимание на последнеепредложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеетсянекое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаемлогическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточногопредложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическоезначение, что и придаточное предложение. (Это слово той).

К какой части речи принадлежит это слово(Указательное местоимение).

Что же получается придаточная часть может присоединяться к главнойне только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!

— Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступатьв качестве подобных слов?

 

Ознакомлениес таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды )

Способ выражения указательныхслов

 

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько,столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот подарок, что он обе­щалей сделать через десять лет (К. Г.Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой)

 

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

1.                 Весь  день, что мы провели вЗагорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2. Везде, гдемы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин)

 

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого, кто бы мог заме­нитьстарого графа (Н. С. Лесков)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.

По какой – то причинео которой мыне догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)

 

5. Существительные и цельные сочетания существительных суказательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда,как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), дотакой степени (что)

А это удаётся в том случае, если сам он относится к словамнерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак)

 

— Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова вподчинённом предложении?

  1. Слово учителя.

— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

— Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложениес данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Во-вторых,союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жении в таком случаеусилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потерисмысла): Он запомнил того человека,который был в гостях Петрова.

 

Объяснительный диктант. Подчеркнитесредства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложенияхуказательные слова являются необхо­димыми членами главного предложения, а вкаких их можно опустить?

Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками,весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4.Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большойтенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли недеревьями (В. М. Гаршин), 5.Жгли всё, что только могло гореть (А. С.Новиков-Прибой). 6. На десятки и сот­ни вёрст стояла таглубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Па­устовский).

 

Работас учебником

— Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.

Указательные слова являются членами главного предложения ипомогают определить основное значение придаточного предложения.

— Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значениепридаточных предложение по значению указательных слов.

«Тренинг начинающего редактора» 

Задание № 1. Прочитайтепредложения из сочинений школьников. Найди­те и объясните ошибки в употребленииуказательных слов. Исправленные пред­ложения запишите.

1. Благодаря этомувлиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.2. Ася была очень расстроена, что не хотела нико­го видеть. 3. Мне не терпелосьузнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которымбыла пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимымартистом мно­гие годы.

  • К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое зна­чение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительностьречи, включив в предложения ука­зательные слова.

Матери ненавидят оружиенападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже сталохолодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3. В разговорном стиле необязательныеуказательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устранитеуказательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампубумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мнепоподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Тест.

1.     Найди предложение с указательным словом.

 

1.                 Расплескалось красок столько, что кружится голова.

2.                 Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.

3.                 Мы заметили, как на горизонте показалась туча.

 

2Определите,при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

Деревовалят туда, куда оно нагнулось.

1.                 Союз

2.                 Союзное слово

3.                 Указательное слово

 

3.Наместе каких цифр должны стоять запятые?

 

Ввоздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облакаснежинок.

1.1, 2, 3

2.2, 3

3. 1,2

 

Итогурока. Рефлексия.

Наш урок подходитк концу.

— Выполнили ли мы поставленныев начале урока цели? А каждый из вас?

– Довольны ли высвоей работой на уроке?

– Какие заданиявызвали наибольшие затруднения?

 

Домашнеезадание.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет