Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9классе
Тема. Рольуказательных слов в сложноподчинённом предложении.
Типурока: комбинированный урок.
Цель:
1.Образовательная:
- углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
- формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
- с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
- составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
- воспитывать языковое чутьё;
- внимание к происходящим процессам;
3.Развивающая:
- расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.Сообщение темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённомпредложении.
— Ребята, по окончании 9 классавам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями ккоторому вы уже знакомы. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вампредстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые заданияпо тексту, написать сочинение-рассуждение).
— Все верно. Как видим, вовсех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоитработа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется.Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализпроделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточитьсяна 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которыенепосредственно связаны с темой наших последних уроков.
— Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9классе. (Синтаксису сложного предложения).
— Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях.Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся суказательными словами.
— Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭзадание, связанное со сложным предложением?
— Какое же предложение называется сложным?(с2-мя и более грамматическими основами) (Слайд 1).
— Простые предложения, входящие в составсложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительнымисоюзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением)(Слайд 2)
— Какие 2 способа связи существуют при союзном соединениипростых предложения при построении из них сложного? (сочинение иподчинение).
— Сложносочиненное предложение мы с вами ужеизучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненногопредложения. — Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинениипредложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, апри подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуютподчинительные союзы или союзные слова).
— Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяютсяпо слайду 3).
— Читаем задание. (Предложения выписанына доске или представлены на слайде).
В задании предлагается из определенного предложения (илинескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры,обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Вашипредложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2)установим границы простых предложений и найдем средства связи между частямисложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзыи союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этимисредствами связи, и будут вашим ответом.
Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) какбыстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.
И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра довечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5)которую мы спасли от смерти.
Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры ипунктуации.
III. Работа над темой урока (Слайд)
— Я прошу вас обратить внимание на последнеепредложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеетсянекое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаемлогическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточногопредложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическоезначение, что и придаточное предложение. (Это слово той).
— К какой части речи принадлежит это слово(Указательное местоимение).
Что же получается придаточная часть может присоединяться к главнойне только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!
— Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступатьв качестве подобных слов?
Ознакомлениес таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды )
Способ выражения указательныхслов
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия
Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько,столько, потому, оттого и др.
Так вот тот подарок, что он обещалей сделать через десять лет (К. Г.Паустовский).
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой)
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия
Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.
1. Весь день, что мы провели вЗагорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2. Везде, гдемы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин)
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия
Никто, ничто, нигде, никогда и др.
Я не знаю никого, кто бы мог заменитьстарого графа (Н. С. Лесков)
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия
Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.
По какой – то причине, о которой мыне догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)
5. Существительные и цельные сочетания существительных суказательными местоимениями
При условии (что, если, когда), в то время (когда,как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), дотакой степени (что)
А это удаётся в том случае, если сам он относится к словамнеравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак)
— Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова вподчинённом предложении?
- Слово учителя.
— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
— Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложениес данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Во-вторых,союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случаеусилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потерисмысла): Он запомнил того человека,который был в гостях Петрова.
Объяснительный диктант. Подчеркнитесредства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложенияхуказательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а вкаких их можно опустить?
Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками,весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4.Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большойтенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли недеревьями (В. М. Гаршин), 5.Жгли всё, что только могло гореть (А. С.Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла таглубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Работас учебником
— Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.
Указательные слова являются членами главного предложения ипомогают определить основное значение придаточного предложения.
— Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значениепридаточных предложение по значению указательных слов.
«Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайтепредложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употребленииуказательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этомувлиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелосьузнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которымбыла пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимымартистом многие годы.
- К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
Задание № 2. Усильте выразительностьречи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружиенападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже сталохолодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Задание № 3. В разговорном стиле необязательныеуказательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устранитеуказательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампубумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мнепоподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
Тест.
1. Найди предложение с указательным словом.
1. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
2. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
3. Мы заметили, как на горизонте показалась туча.
2. Определите,при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
Деревовалят туда, куда оно нагнулось.
1. Союз
2. Союзное слово
3. Указательное слово
3.Наместе каких цифр должны стоять запятые?
Ввоздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облакаснежинок.
1.1, 2, 3
2.2, 3
3. 1,2
Итогурока. Рефлексия.
Наш урок подходитк концу.
— Выполнили ли мы поставленныев начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли высвоей работой на уроке?
– Какие заданиявызвали наибольшие затруднения?
Домашнеезадание.