Свое сообщениемне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастерапсихологических наук Елены Владимировны Овчинниковой.
«Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога —взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Успехкоррекционно-воспитательной деятельности педагога в значительной степенизависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевойкоррекции. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься нетолько в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома.
Однако, дажесамые активные и любящие родители как правило не уделяют ребенку, имеющемунарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются отпроблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Поэтому главная задачапедагогов заключается в том, чтобы добиться активного и правильного участияродителей в воспитании ребенка.
Но все семьиразные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраиватьиндивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу наспециалистов, необходимо мотивировать их на кропотливую совместную работу. Еслиродители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевогоразвития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа. В техслучаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемамиребенка в надежде, что «само исправится», педагогам необходимо объяснитьважность коррекционной работы.
Существуютуниверсальные педагогические приемы и методы: коллективные (родительскиесобрания, семинары, круглые столы), индивидуальные (анкетирования,собеседования, консультации, тетради домашних заданий), наглядно-информационные(буклеты, открытые занятия, презентации и объединяющие (участие родителей идетей в праздниках, выступлениях, играх).
Важнейшийинструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей —родительские собрания. На первых собраниях очень хорошим подспорьем служатвидеоматериалы, демонстрирующие успешную работу педагогов. Последующиеродительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!»(положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детейи их родителей и обозначать проблемы с другими.
Хочетсяотметить, что крайне важно максимально близко познакомиться с каждой семьей,создать атмосферу взаимного доверия, показать заинтересованность в полноценномречевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальныеособенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степенизанятости каждого члена семьи.
Послепервичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего онитребуются родителям, чьи дети нуждаются в медикаментозном вмешательстве и внаблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробнорассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретномслучае.
Тетрадидомашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получаютсвоевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений.Тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средстваоперативной связи между специалистами и семьей ребенка. (Показ логопедическихтетрадей и тетрадей для домашних заданий). Практика показывает, что подобнаяинтерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательныйи коррекционно-педагогический процесс.
Еще один, неменее важный метод взаимодействия педагогов и родителей в процессекоррекционно-логопедической работы — это совместное участие в подготовке иреализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставокхудожественных работ и прочих развлечений. Участие в подобной творческойдеятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество родителей ипедагогов.
Таким образом,правильно организованная система взаимодействия педагогов с родителямипозволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанноучаствовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Сообщение
«Формированиеактивной позиции родителей при проведении логопедической работы»
Подготовила:воспитатель логопедической старшей
логопедическойгруппы №3 «Ладушки»
МДОУцрр детский сад №33 «Ромашка»
ХарламоваЕ.А.
Воскресенск2023