X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Картунова А.А. учительначальных классов

ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск

 

Нетрадиционная формаорганизации урока в работе

 с одаренными детьми

Наверное,многие из нас мечтают стать лучше, жить лучше, и, уж точно любой из нас хочетлучшего будущего для наших детей. Понимая всю сложность адаптации ребенкав нашем современном мире необходимо развивать ребёнка – будущего счастливогочеловека. Важно с ранних лет знакомить ребенка сискусством. Это позволяет формировать эстетические чувства, положительныеэмоции, развивает у ребенка стремление к красоте и идеалу. Чем раньшеосуществится знакомство ребенка с искусством, тем благодатнее это скажется наразвитии личности ребенка. Взрослым необходимо знать, что искусство и жизньчеловека неразделимы.

Театральноеискусство – это синтез искусств. Театр оказывает мощное воздействие на ребёнка:активизирует интерес к познанию самого себя и окружающего мира, развивает речь,память, внимание, внутренние качества человека, формирует его как интересную инеординарную личность. Театр – это возможность усвоить дисциплину, понять, чтобез нее невозможно достичь успеха ни в индивидуальном деле, ни в коллективном. Приобщаяськ великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок:отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут небытовыми ценностями, а чем-то гораздо более важным и удивительным.

В настоящее время у учителя много возможностей для осуществленияидей воспитания. В соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детейявляется неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитаниерассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.Поэтому театральная деятельность органично вписывается в программу развитиядетей нашей школы и моего класса. Начиная с 2017 года и по настоящее время мноюреализуется программа театрального кружка. Первые выпускники уже обучаются в 6классе. А на данный момент уже второй год мы работаем с ребятами второго наборакружка.

Законченное произведение театрального искусства – спектакль.Но для того, чтобы перейти к спектаклям, необходимы специальные театральныеигры, общеразвивающие и ритмопластические упражнения, занятия по культуре итехнике речи. Всё это способствует развитию интеллекта, активизирует познавательныйинтерес, расширяет знания ребенка об окружающем мире, готовит его к тонкомувосприятию различных видов искусств, развивает воображение и фантазию. Основойдля развивающих занятий я беру программу Генераловой И.А. «Театр». Вувлекательной игровой форме проходят занятия по темам «Мастерская тела»,«Мастерская чувств», «В мастерской художника», «Музыка в театре», «Магия слов»,«Моя вообразилия» и т. д. В программе использованы как авторские находки, так ипопулярные упражнения с детьми Монтессори, Пиаже, Ершовой, Новицкой.

 Опираясь на практические занятия уже с 1 класса можнопредложить детям игры – драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам,басням Л.Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, В. Осеевой. На данном этапе важновоспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственнуюсуть поступка героев произведения, взятого для драматизации. Воссоздать ввоображении то, о чём говорится в тексте, помогать им уяснить смысл отдельныхэпизодов. Первыми работами моих детей стали спектакли «Заюшкина избушка», «Налесной поляне», «Маша и медведь», мы смогли их реализовать с помощью кукольноготеатра. На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности,взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогдаможет творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своихсверстников и взрослых.

Отдельно хочется сказать о кукольных спектаклях на начальномэтапе. На театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управлениякуклами. Я предлагаю им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками,чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этомпомощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готовогообразца для подражания. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные ребятами,необходимо радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, стремиться,чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрываниесочиненных сказок духовно раскрепощает ребёнка, дает ему возможность поверить всвои силы. Упражнения с куклами, работа над этюдами являются подготовительнымик постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста.Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так,чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей.Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельновыбирает для своего персонажа выразительные средства.

В 3-4 классах дети уже способны самостоятельно оценивать идеюпроизведения, обобщать смысл фактов и характеров героев. Здесь у детейформируется осознанное требование к собственному исполнению и творчеству своихтоварищей. В работе над спектаклем, инсценировкой более отчётливо выступаетнеобходимость общения и взаимодействия. Ребята в большей степени осознаютзначение коллективных усилий. Спектакли «Курочка Ряба и Новый год», «КакИванушка Масленицу спасал», «Рождественская сказка», «Кошкин дом», «Маленькийпринц», стали итогом большой творческой работы. Для создания эмоциональнойатмосферы и приобретения актёрских навыков большое значение придаём просмотруспектаклей, фильмов, мюзиклов по нужной теме. Так французский мюзикл «Маленькийпринц» и московский спектакль «Кошкин дом» вдохновили нас музыкальными темами,которыми мы воспользовались в своей работе. «Сказки с оркестром», проект висполнении выдающихся актёров в сопровождении классической музыки расширяеткруг художественных впечатлений.

Необходимоотметить, что наша школа национальная. Поэтому тематика многих спектаклейсвязана с возрождение национальных традиций, национальной культуры, с историейпраздников и исторических событий разных народов. В данный момент идет активнаяработа по постановке кукольного спектакля «Три сестры» в рамках работы наплатформе Российского движения школьников. Это татарская сказка, рассказывающаяо традициях народа, формирует уважительное отношение к взрослым.

Приподготовке спектаклей нередко начинает возникать разделение функций. Наряду сгруппой «исполнителей» появляется группа «художников», «костюмеров»,«музыкальных оформителей» и т. д. Драматург, актеры, режиссер, гример,декоратор, музыкант, осветитель, костюмер и т.д. — каждый вкладывает свою долютворческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральномискусстве является не отдельный человек, а коллектив — творческий ансамбль. Самымблагодарными зрителями и ценителями становятся родители. А так же добройтрадицией стало выступление детей перед ребятами начальной школы,воспитанниками детского сада «Радуга». Такие поездки дети называют гастролями иочень ждут встречи с малышами.

Я познакомила детей с различными видамитеатра, театральными профессиями, с куклами. Проводила драматизацию а такжечтение сказок. Изготавливала атрибуты, декорации к сказкам. Проводиладидактические, подвижные игры, этюды. Театрализованные игры планировалаежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Планировала работу поознакомлению с театрально-игровой деятельностью (разыгрывание с помощью педагогазнакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок,игр-имитаций, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральныхпостановок).  Все это является хорошим средством повышения эмоциональноготонуса детей, развития их общительности, стремления принимать активное участиев общих затеях. Организация театрализованных игр непременно связана с работойнад выразительностью речи. Учила детей управлять силой голоса, тембром речи,соответствующим персонажу, учила звукоподражанию, четкой дикции. Послеразучивания текста начинала работать с детьми над движениями; учила их посредствам движения передавать характер литературного героя (лиса — хитрая,ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны,хочет всем понравиться, медведь неуклюжий — громкоголосый). В процессетеатральной деятельности у детей развивалась выразительность речи, дикция,творческие способности, интерес к театрально — игровой деятельности,активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая и связная речь.   Совершенствовались исполнительские навыки. Вначале года во время проведения кружковой работы дети не так хорошо изображалигероев сказок (не выразительно, не эмоционально). Были не уверены в себе,застенчивы.

Цель,которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством — сделать жизньнаших ребят интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мысчитаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможностьвыявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньшеначать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театральногоискусства, тем больших результатов можно добиться в других видах творчества. Мыстремимся, чтобы навыки, полученные в театре, принесли детям пользу в дальнейшейжизни.

Напротяжении 5 лет работы в данном направлении мои ученики неоднократностановились победителями в творческих конкурсах, конкурсах чтецов, конкурсахисследовательских проектов, ребята повысили свои навыки в написании сочинений,расширили свой кругозор, что несомненно принесло немало побед в их копилку:

Областной конкурс творческихпроектов учащихся «В стране литературных героев» (1 место);

Региональный конкурс детскоготворчества, посвященного 80-летию статуса г.Куйбышева «Запасная столица СССР» и80-летию со дня проведения военного парада 7 ноября 1941 года в г.Куйбышева (2место),;

 XI окружная научно-практическаяконференция младших школьников «Мои первые открытия» (Призер);

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

 XIIIобластной фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда»,«Пасхальная капель» (Лауреаты);

 Региональный конкурстворческих проектов учащихся, студентов и молодежи «Моя семейная реликвия»(Призер);

Областном конкурсе дляодаренных детей  «СТАРТ» (Победитель);

Региональный конкурсисследовательских проектов (3место);

 Окружной литературныйконкурс чтецов посвященный памяти Александра Ширяевца «Русь в мое сердце поет!»(2 место);

 Областнойлитературно-творческий конкурс «Память в сердце, гордость – в поколениях» (3место);

 Областнойконкурс творческих работ обучающихся «Война глазами детей», посвященного Годупамяти и славы (Лауреат 3 степени);

Международныйпроект «Письмо Победы

Творческие иисследовательские работы обучающихся неоднократно печатались в Международномжурнале «Юный ученый»:

Такимобразом по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей втеатрализованную деятельность способствовало развитию у них творческихспособностей. Дети, которые посещали театральный кружок «НЕПОСЕДЫ» стали болеераскрепощенными, научились импровизировать, стали более открытыми, легкими вобщении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными. Приобретенныекачества обязательно помогут им в будущем найти свое место в обществе,чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.

Списоклитературы:

1.     Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

2.     Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3.     Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

4.     Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

5.     Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

6.     Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет