ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХКЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»
Цели:
Познакомить учащихся младших классов с предметом химия;
- Развитие у учащихся интереса к изучению химии, как науки формирующей целостную картину восприятия окружающего мира;
- Развитие у младших школьников познавательной активности, внимания, наблюдения, коммуникативных способностей;
- Развитие у учащихся старших классов практических навыков при проведении демонстрационных химических опытов, соблюдение техники безопасности.
Ведущий:
Однаждыв холодную зимнюю пору
Ко мне__ класс целым классом зашли,
Зачемже? Не знаю?!! Быть может учиться,
______________________с собою привели.
Асколько ж здесь школьников? — всего восемь,
Нимного, ни мало, ну как Вам сказать,
Всвоем кабинете приветствовать рада,
То -кабинет химии, стоит начать!
Добрый день, ребята! Мы пригласили Вас, чтобы показатькакую интересную науку предстоит изучать вам в будущем. Химия — увлекательнаянаука. При помощи химии наша жизнь становиться интереснее и разнообразнее.
Химию мы изучаем.
С ней вы встретитесь везде:
Дома, в школе, в море, в поле,
На воздушном корабле.
Сахар, что мы в чайкладем.
Соль, которой солим пищу.
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим.
Но прежде, чем приступить к практической частиурока, прослушаем шутливые правила техники безопасности:
Войдя в химический нашкабинет,
Не нарушай учителей совет:
И если даже ты не трус,
Не пробуй вещества на вкус!
И нюхать их не думай ты.
Пойми, что это не цветы!
Ничто руками не бери,
Ожег получишь, волдыри!
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя —
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнетвоблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд!
В кабинете химии
Много всяких штучек:
Колбочки, пробирки.
Воронка и штатив.
И тянуть не нужно
Понапрасну ручек.
А то прольешь случайно
Ценный реактив.
Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашейшколы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!
-А что такое чудеса? (ученики дают различные вариантыответов)
-В каких литературных произведениях чаще всеговстречаются чудеса? (в сказках)
— Правильно!
В сказках постоянно происходят различные необычныеявления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные рекииз молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Героюприходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.
Попробуем разобраться в сказочных превращениях.
Демонстрация опытов
1. Получение«молока»;
Ведущий 1: Как часто в сказках в описанииволшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах»
Попробуем получить «молоко» из «воды»
Описание опыта: В стакан с растворомсульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белогоосадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».
А можно ли выпить получившеесямолоко? Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочныхпревращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии нужнособлюдать технику безопасности:
· Не трогайте реактивы руками;
· Не пробуйте вещества на вкус;
· Все превращения проводитетолько под контролем и с разрешения главного Волшебника- Учителя!
2. «Несгораемыйплаток»;
Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасностиможет привести к серьёзным проблемам- отравлениям, ожогам, пожару.
Но сказочные герои проходят и огонь,и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?
Описание опыта: Заранее носовой платоксмачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовкусмачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает -создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платокостается невредимым
Носовой платок в жидкости смочен,
Думаете испорчен?
Мы его поджигаем,
А потом наблюдаем,
Вроде огонь горит,
А платок невредим!
Опыт 3 «Вулкан»
(оборудование:дихромат аммония, спирт, спички, поднос)
(Проведениеопыта: на поднос насыпать дихромат аммония, капнуть спирт. Поджечь).
А сейчас, друзья для Вас
по истории рассказ:
Ночью спали горожане
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло
Льют потоки лавы, пепла
Покажу Вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
На керамическую плитку помещаем бихромат аммония.Поджигаем.
Оранжевый порошок взяли,
Минуту нагревали,
Произошло извержение
В результате горения!
Опыт 4 «Надуваниевоздушного шарика»
(оборудование:воздушный шарик, сода, кислота)
(Проведениеопыта: Насыпаем соду в шарик. Надеваем шарик на колбу, в колбекислота. Сода пересыпается в колбу. Выделяющийся углекислый газ надувает шарик)
Ведущий: Вот этода! Вот это настоящее чудо!
Опыт 5 «Самовозгорание огня»
Оборудование: фарфороваячашечка(кафельная плитка), перманганат калия, спирт, концентрированнаясерная кислота, вата, стеклянная палочка, стружки сосновые.
Для опыта готовят кашицу из перманганатакалия и серной кислоты в фарфоровой чашечке. Вокруг раскладывают сухие стружки.Между пальцами руки помещают ватку, смоченную спиртом. При сжимании пальцевкапли спирта должны попасть в окислительную смесь. Происходит реакция свыделением большого количества теплоты, избыток спирта воспламеняется, а отнего загораются стружки.
Опыт 6 «Взаимодействие раствора йода скрахмалом»
Оборудование: кусочек хлеба(сухарь),спиртовой раствор йода. вода, стакан.
Для опыта Наливают в стакан воды идобавляют небольшое количество спиртового раствора йода, до цвета чая. Опускают в стакан сухарик. Наблюдают окрашивание сухарика в фиолетовыйцвет.
Опыт 7 «Химическоемолоко»
(оборудование:пластиковые тарелки, краски, ватная палочка, «Фейри», молоко.)
(Проведениеопыта: (выполняют дети 1-5 классов). В тарелку с молоком палочкойкапаем краски разных цветов, касаемся молока сухой ватной палочкой и ватнойпалочкой, смоченной «Фери»)
Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки!
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, —
Я лед, я пот, я — облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю (вода)
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом)
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде —
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это-натрия хлорид (соль)
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня стекло.
Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Я очень надеюсь, что вампонравилась экскурсия в кабинет чудес- в кабинет химии и вы с таким жеинтересом будете изучать этот предмет в старших классах!
Химия — развивающаясянаука. Много времени прошло со времен зарождения этой удивительной науки, но исейчас каждый, кто серьезно ей занимается, может внести свой вклад в ееразвитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природематериалов. Кто-то ее уже изучает, кому-то это еще только предстоит. Мы желаемвам успехов в ее изучении! До новых встреч. И ждем Вас в 8 классе в этомкабинете!
