X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования

<<Детскаяшкола искусств>> г.Северобайкальск

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

«Постановкарук при игре на виолончели»

Подготовила: Бидненко ТС. , преподаватель по классувиолончели

г.Северобайкальск

2016 год

Основная форма обучения игре на виолончели, приобретение изакрепление навыков, знаний регулярные занятия учеников в классе подруководством педагога. Хорошо организованный урок заинтересует ученика, будетспособствовать достижению хороших результатов.

Для организации правильных занятий на инструментенеобходимо, учитывая индивидуальные особенности строения тела и рук ученика,подобрать ему инструмент нужного размера. Есть приблизительные ориентирыподбора инструмента:

7-9 лет — четвертнаявиолончель (1/4),

9-11 лет — половиннаявиолончель (1/2), 12-14 лет — трехчетвертная виолончель (3/4), с 15 лет — целаявиолончель (4/4).

Постановка при игре на виолончели используется в двухсмыслах (в широком и узком).

Постановка (в широком смысле слова) это процесс приспособлениямузыканта к условиям игры на инструменте.

Постановка (в узком смысле слова) это внешнее расположениерук и пальцев музыканта в отношении своего инструмента.

В постановку при игре навиолончели входят:

1)  посадка и установка инструмента,

2)  постановка правой руки (расположение пальцев на грифе),

З) постановка левой руки (способ держания иведения смычка).

1. Посадка иустановка инструмента

1.              Сидеть нужно непринужденно и одновременно собранно, примерно наполовине или 1/3 стула. Нельзя (!) сидеть на кончике стула или опираться наспинку.

2.              Ноги должны касаться пола всей ступней. Левая нога выдвигаетсянемного вперед. Важно подобрать соответствующий росту ученика инструмент и стулПоложение виолончели регулируется шпилем. Детям маленького роста необходимо подкладыватьпод ноги поставки. Виолончель надо устанавливать очень устойчиво и одновременноудобно для движения рук.

Основные точки опоры

А — на шпиле (на полу),

Б — у груди играющего (верхний крайзадней деки прислоняется несколько правее середины солнечного сплетения), В — уколена левой ноги.

Основная точка опоры —шпиль.

3.              Для большей устойчивости виолончель устанавливается к полу снаклоном 50-60,что требует длинного шпиля (22-26 см).

4.              Целесообразен небольшой поворот виолончели в правую сторону (еслисмотреть от играющего) для облегчения ведения смычка на струнах и

11.Постановка правой руки и способ ведения смычка

Смычок нужно держать свободно и достаточно цепко. Способдержания смычка предложил К.Ю.Давыдов:

1)              Конец большого пальца устанавливается (несколько боком, а неплашмя) частью на выступе колодочки, частью на трости (в уголке).

2)              Средний палец концом своим касается волос смычка у самогометаллического ободка колодочки.

3)              Рядом со средним пальцем свободно располагается безымянный имизинец.

4)              Указательный палец немного отодвинут влево, опирается на трость вместе сгиба верхнего сустава (ногтевой и средней фаланг). При движенииположение пальцевна смычке несколько меняется. Ученик должен свободно и плотно охватить колодкуи трость.

Ведение смычка

1)            Положение локтя зависит от струны, на которой играют. На струне и-среднее положение локтя. На струне <<Ля» — выше обычного, на струне

— ниже обычного.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

2)            Для уравновешивания смычка активную роль играет мизинец ибезымянный палец (отчасти указательный палец у колодки). В результате:

предплечье и кистьповорачиваются вправо, а пальцы немного наклонены влево.

Условия Достижения полноценного звука

1)   Смычок ведетсяпод прямым углом к струне (перпендикулярно).

В Н.П. смычка движение всей руки от середины к концу смычкаразгибаетсяпредплечье + вспомогательное движение кисти.

2)   Нужно вестисмычок в одном месте струны (между грифом и подставкой). Большое значение имеетправильное соотношение скорости, нажима и места ведения смычка.

З) Смычок должен плотноприлегать волосом к струне.

4)              Тембр зависит от места ведения смычка. Ближе к подставке — яркий,резкий звук Г, ближе к грифу — мягкий, матовый звук р.

5)              Ведя смычок у подставки применяется значительный нажим, ноуменьшается скорость ведения смычка. Вблизи грифа смычок ведется быстрее, нопри слабом нажиме.

6)              При игре в высоких позициях смычок ведется ближе к подставке.

7)              Необходимо плотно прижимать пальцем левой руки струну к грифу(для чистоты и ясности звука).

III.Постановка левой руки при игре в одной позиции

Основная функция левой руки — достижение точностиинтонации. Чистая интонация повышает качество звука.

Пальцы должны быть крепкими и подвижными. Их необхОдимоставить на струну округло, не проваливая суставные точки.

1.               Пальцы ставятся перпендикулярно к струне. Но кисть и пальцынемного наклонены в сторону головки виолончели. Наклон должен бытьнезначительный.

2.               Играть нужно подушечками пальцев, но нельзя слишком сгибатьпальцы. При игре на одной струне пальцы устанавливаются на одной линии, приэтом мизинец немного вытягивается.

З. Большой палец устанавливается своим концом (боком,а не плашмя) приблизительно против 1-го и 2-го пальцев (между ними) и долженлегко касаться шейки. Ощущение <<опоры>> руки на гриф (не<<нажима>>). Рука удерживается на весу (не повисает).

4. Большой палец устанавливается на шейке грифапротив струн и При переходе на струну большой палец двигается кструне и наоборот.

Положение руки (локтя) зависит:1) от струны, на которой играют,

2) от расположения позиции.

          На струне          и                 — среднее положение локтя(наиболее естественное).

На струне           — выше обычного, на струне          — ниже обычного.

При игре в первых позициях положение локтя низкое, припереходе к высоким позициям изменяется положение локтя, он устанавливается вышеобычного.

Необходимо энергично опускать палец на струне и столь жеуверенно и точно приподнимать его. Вместе с пальцем более высоким (4-м)опускаются на струну и другие (свободные) пальцы (1, 2, З).

Два основных вида расположения пальцев на грифе

1.             Узкое — при котором между 1-м — 4-м пальцами образуется интервалм.З, а между двумя соседними пальцами интервал — полутон.

2.             Широкое — при котором между 1-м и 2-м пальцами интервал 1т, амежду 2-м и

4-м 1 т. Происходит этопри помощи:

— когда между 1-м и 2-м пальцамиинтервал = 1 т, а между остальными 1/2т., — когда между 1-м и 2-м пальцамирасстояние = 1 т, а между 2-м и 4-м 1 т.

При работе с первоклассниками нужно добиваться точногослухового представления о звуке и координации движений. Необходимо внушатьученику резко отрицательное отношение к фальшивой интонации. Вся работа сначинающими ведется в рамках 1-й позиции и узкого расположения пальцев.

Работа над постановкой требует большой настойчивости ибдительности педагога. Это процесс приспособления ученика к условиям игры наинструменте и чем быстрее он будет идти, тем легче педагогу будет работать.Начинается он с первых самостоятельных нот ученика и длится весь начальные этапобучения (младшие классы). И чем прочнее ученик усвоит основные принципыпостановки, тем качественнее будет его игра в дальнейшем.

Списоклитературы

1.  С.Боложин.Организация, планирование и содержание урока.

2.  Л.Гинзбург.О работе над музыкальным произведением.

3.  Р.Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет