X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕСАМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ВСОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Брянцева ЕкатеринаИннокентьевна

  педагог-психолог КГОБУ МСШ№2

                                                         Email: katya0262@rambler.ru

 Аннотация

Выборпрофессии — важный и сложный шаг в профессиональном самоопределении, делает возможным успешную самореализацию и служит базой успеха в жизникаждого человека.  Комплексный подход крешению  трудового самоопределения  подростков и молодёжи  будет способствовать успеху профориентационной  деятельностишколы и семьи.

     Ключевыеслова: профессиональноесамоопределение, профориентация, выбор профессии

 

 

         Выбор профессии всегда был приоритетным из перечня задач,стоящих перед человеком. Если совсем недавно профессия могла не  меняться поистечении всей жизни, то в настоящее время этого уже недостаточно. Сейчас врамках даже одной профессии необходимо постоянно учиться и переучиваться,зачастую профессиональная траектория неоднократно и абсолютно меняется. Современноевремя характеризуется многообразием нестандартных задач, которые необходиморешать из-за изменений  социально –экономической  ситуации  рынка труда встране и в мире. Интенсивный ритм развития отдаёт предпочтение тем работникам,которые владеют несколькими специальностями. Рыночные отношения в корнеизменили характер и цели труда. Возросли интенсивность и напряжённость,требуется  высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

 Возросшие требования к уровнюпрофессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы   профориентациимолодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших  задач – подготовкаспециалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Люди, правильносделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной сфереэкономики, показывающие высокую производительность труда – важныйстратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность ирост. И одна из главных задач всей образовательнойсистемы- подготовка таких специалистов. Современные молодые люди при выборе учебного заведения ипрофессии кроме фактора престижности выделяют материальный фактор («хорошаязарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистовмало»). В работах Фадеевой Е.И. Ясюкевич  М.В. подчеркивается, что необходимаразумная и неманипулятивная  корректировка профессионального выбора, основаннаяне на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании   способностисамостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы,своевременно корректировать их. В то время, как во второй половине 20 века, и это обозначено влитературных источниках, в 60-е годы   молодежь интересовали профессииумственного труда; в 80-е годы   для молодых людей, стоящих перед выборомпрофессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были престижностьпрофессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителямэтой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данногопрофессионального круга (Л. В. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. Подлеснова, Н. С.Пряжников, Е. Ю. Пряжникова).

 Впроцессе профессионального самоопределения  решается две задачи:  построениеиндивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временнойперспективе (жизненного проектирования). Самоопределение становится важнейшимновообразованием подросткового возраста, центральной линией психическогоразвития являясь выбором будущего пути,определением цели и смысла будущей жизни.  Профессиональная ориентация  даетвозможность ответить на один из важных жизненных  вопросов – в каком карьерномнаправлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выборпрофессии на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы,  часто не представляют. Им необходимо помочь разобратьсяв собственных способностях и склонностях, дать представление о будущей профессии,о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избраннойобласти, чтобы выбранная профессия соответствует их психофизиологическим илиинтеллектуальным возможностям. Это и  предопределяет необходимостьпрофориентационной работы  в школе в направлении развития самопознание,самоанализа, детального изложения требований, предъявляемых к специалистам выбраннойпрофессии для корректировки выбора.

  По  данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихсяPISA,более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран проявляют интерес к ограниченному количеству  профессий. Треть из них хотят работатьвсего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель,инженер, ученый, менеджер. Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 9или 11 классе. Подросткам, проживающим в селах, проблемно знакомиться спрофессиями, так как производственных организаций  и экскурсий мало, неорганизуются «Ярмарки профессий», выпускникам школы  приходится заочнознакомиться с учебными учреждениями. Выпускники попадают  под жесткий пресс:общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим,выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, которыйможет стать ошибочным. А важность этого шага вответственности перед собственным развитием и будущим, которую человек несет,выбрав ту или иную профессию. От верного выбора зависит  дальнейшаяпрофессиональная долговременная деятельность, которая обеспечит стабильноебудущее, материальное положение, возможность развития, как в выбранномнаправлении, так и в жизни в целом. Профессия — это «лицо» человека, егопрестиж, уровень жизни и комфорт, самореализация и уверенность в завтрашнемдне. Становится  важным видеть не только позитивные, но и понимать проблемныефакторы на пути этого выбора. И в этот момент система профориентационной работыдолжна работать с высокой интенсивностью, объединяя педагогов, психологов,медицинских работников, специалистов предприятий , учреждений, специальныхучебных заведений, родителей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

      Дляпрофессионального самоопределения важно мнение родителей. Семья  оказываетбольшое влияние на профессиональный выбор подростков, но может быть выгоднотолько родителям. Часто они отправляют своих детей туда, где живутродственники, или куда хватает денег. При этом не считаются с их  мнением ,советами учителей и психологов. Родители должны помочь детям лучше разобратьсяв своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективноесобственное мнение. Для достижения максимально положительного эффекта, важно и сродителями   проводить профориентационную работу, в ходе которой они будутповышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессиональногосамоопределения молодежи,  учиться видеть наклонности и способности своих детей.

     Один изметодологов отечественной психологии труда и  профориентации, Е.А. Климов,всесторонне анализируя понятие «профессиональное самоопределение», говорит отом, что слово «профессиональное» подразумевает «относящееся к профессионалам»,и потому нужно рассматривать, как молодой специалист или опытный работник состажем, или профессионал, вышедший на пенсию, строят свой жизненный путь, т. е.«самоопределяются». Профессиональное самоопределение не сводится кодномоментному акту выбора профессии и не заканчивается с окончаниемпрофессиональной подготовки по выбранной специальности, а продолжается напротяжении всей профессиональной жизни . Как пишет Е.А. Климов,«профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всейсистемы возможных “caмоопределений” подрастающего человека как субъектадеятельности и гражданина»

      Профориентационная  работа  школы должна быть вариативной и индивидуальной, учитывающей  склонности и интересы подростков,  их возможности. личностные характеристики истроиться по нескольким направлениям : Профессиональные просвещение,пропаганда, консультации и диагностики.  

  Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлениидвигаться — это тесты. Вариаций тестов множество, рассмотрим  несколькосамых популярных.

     Тест на профориентацию Холланда  популярен во всем мире.Из 43 пар профессий  последовательно выбирается  понравившаяся,  или  менеераздражающая. В результате получается один из шести типов личности, под которыйвозможно  подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников ивзрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
    Дифференциально-диагностическийопросник психолога Е. Климова   распространен  в России и странах СНГ.Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний, где каждое ближе к   определеннойпрофессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация.
     Картаинтересов Голомштока  простая, быстрая и достаточно авторитетная методика, используемая  при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые  ранжируются  постепени выраженности.
     Следует учитывать , что даже если тестпоможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этомунаучиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы,ее интересности, ценности, зарплате,  выборе учебного заведения —предстоит искать ответы  каждому самому.

 «…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили внашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовыпринести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливитьтого, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялсяза них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту» Маркс К.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фадеева Е.И., Ясюкевич  М.В. Выбирая профессию, выбираем образ

жизни.  М.,ЦГЛ, 2004г.-145с.

2.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. –  М., 2008.

 

 3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет