X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                           2

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА.

 

1.1.     История возникновения   декоративно прикладного                                      

          искусства Дагестана                                                                                       4                                                                         

1.2.       Зарождение кайтагской вышивкив Дагестане                                             5                                    

 

ГЛАВА II.  КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА

 

2.1.     Кайтагская  вышивка – уникальное искусствоДагестана.                            5

 

2.2.    Особенности  и техника работы                                                                       7                                                                   

 

2.3 Значение кайтагской вышивки в декоративно –прикладном

искусстве Дагестана.                                                                                                       8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                    9

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                               10

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.  Актуальность темы исследования.

              Какое множество различных видов ижанров искусства кроется за словами «народное творчество».  Песни танцы,зодчество и фольклор, декоративно прикладное искусство, и живопись. Каждая изэтих видов имеет свою историю, свои специфические особенности, которыеизучаются многими специалистами и составляют предмет исследования самостоятельныхнаук.  Особое место среди всех видов народного творчествазанимает декоративно -прикладное искусство, потому что социальная природа этогоискусства выражается здесь в наиболее материализованной форме, нежели в другихвидах, в образе конкретных бытовых предметов, по которым можно судить об эпохелюдей, их материальной и художественной культуре, о вкусах, обычаях, укладежизни.

                 С давних пор народные мастера в своёмтворчестве  используют то, что даёт  им сама природа — дерево, глину, кость,железо, лен, шерсть. Природа постоянно служит  главным источником вдохновения дагестанских  умельцев. Они никогда не копировали ее буквально, а  в реальностиих произведения  приобретали  порой волшебные, сказочные черты, в ней всёсочеталось, а быль и вымысел представлялись как одно целое. Это  очень ярко икрасочно отражается в  таком виде прикладного искусства – как вышивка. 

           Актуальность и значимость работы определяет тот факт,что в настоящее время в стране уделяется важное значениевозрождению народных промыслов: во всех районных центрах созданы Центрынародного творчества и прикладного искусства. Учитывая, что декоративно –прикладное искусство в Дагестане – это увлекательное и увлекающее за собойявление, включающее в себя самые различные народные промысли, сочетающиепрактическую направленность и естественную красоту изделий. Дагестан можносмело назвать кузницей народных промыслов. Среди них  повышенным интересом состороны  ценителей искусства, этнографов, исследователей и учёных в последнеевремя пользуется  техника вышивания, разнообразие орнамента именно в вышивке,привлёкшее и моё пристальное  внимание.

 Объектисследования – кайтагская  вышивка, процессработы над вышивкой и  важность её практической направленности, художественные черты, изменения происшедшие в нейс течением времени, начиная с древности до наших дней.

 Предмет исследования –этническая составляющая кайтагской вышивки, техника вышивания и  изобилие  орнамента  в   кайтагской вышивке.

 Цель исследования — теоретически обосновать ирассмотреть формы и методы           организационной работы по выбранной теме вприкладном искусстве Дагестана.

Всоответствии   споставленной целью  при изучении темы мною   поставлены  задачи:

1.      Теоретическипровести обоснование  процесса работы над вышивкой;

2.      Выявлениеособенностей и разнообразие орнаментов кайтагской вышивки;

3.      Выявлениепоказателей качества техники выполнения работы, а также критерий оценкииспользования вышивки в наши дни.

Методы использованные приисследовании: сбор и систематизация литературы, систематизация и обобщениетеоретического обоснования техники вышивания в современных условиях.

Теоретическаязначимость исследования и научная новизна исследования состоит в том, что тема«Кайтагская вышивка» не становилась ещё предметом специального исследования.  Работа рассчитана на выявление и систематизацию изучаемогоматериала, а также является обобщением и систематизацией  ранее изученныхматериалов по тематике. Особое внимание в работе отводится   изучению роли культурныхи исторических ценностей народов Дагестана, сочетание культуры Дагестана сценностями народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока.  Научная новизнаработы состоит также в том, что в работе дан анализ, происшедших изменений скайтагской вышивкой  в зависимости экономического и культурного влияния наДагестан в разные времена (XIX, XX, XXI века). Важно, что  при этом использован комплексный подходизучения.

         Методологическая основа и методикаисследования. Комплексный подходизучения собранных материалов по традиционной вышивке и стал основой  в работе:исследованы, обработаны и систематизированы имеющие материалы: научные,исследования этнографов, любителей фольклора, ценителей прекрасного. Важноеместо при исследовании имело изучение теории по теме, где при постановкеосновных задач и   проблем,  опиралась на литературу учёных – этнографов:    Е.М. Шиллинга,  А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, А.Г. Булатовой, краеведаХ.Исмаилова,  искусствоведов В.И. Воронова, С.О. Хан – Магомедова, М.М. Мамаева,а также на труды Р.Ченсинера,  английского учёного и многих других учёных.

Апробация  даннойработы проводилась    на уроках технологии при изучении раздела «Декоративно –прикладное искусство» для учащихся  6, 7 классов и имела практическуюнаправленность.

 Структура и  научно– исследовательской работы. Работа объёмом 10печатных страниц состоит из плана научных исследований; введения, основнойчасти в виде двух глав, выводы, списка использованной литературы (библиографии)и приложений.

 I. ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

1.1.История  возникновения прикладного    искусстванародов Дагестана. 

      Прикладное искусство народов Дагестана – этоискусство, которое,  являясь художественным промыслом,  развивалось издревлепод влиянием и социальных, и экономических, и географических условий.  Основнымзанятием дагестанцев было  земледелие, ведение скотоводства и крестьянского хозяйства.Горцы всё своё свободное время занимались прикладными видами народных ремёсел,уникальных видов искусства.    Будучи мастерами – прикладниками они творили чудеса. Одним из уникальных   видов дагестанского прикладного искусства  XVII -XIX.  является вышитое шёлком панно,   площадью впределах 5 квадратных метров  соригинальным, неповторимым узором, сочетающим в себе разнообразные орнаменты –кайтагская вышивка.

      Уникальный вид дагестанского искусства «кайтагскаявышивка»   получил своё   «кайтагской» по названию  народности, которая иначала вышивать первым, как утверждают источники.  Ритуальные вышивкикайтагских мастериц,   будучи  кустарным производством,   представляют  собойнебольшие прямоугольные куски домотканой материи из льна, хлопка и даже изконопли, крашенные в тёмные цвета, где орнамент состоящий из солярных испиральных мотивов, завитков, свастик иногда перекликается с древней дагестанскойпетроградкой. Отметим, что петроградка в основном встречалась в народныхпромыслах горных аулов.  В основном места первоначальной  фиксации кайтагскойвышивки – это    селения Кайтагского района:  Баршамай, Карацан, Джибахни иАбше.   Вышивкой украшали занавесы   на окна, покрывала на тахту, накидки ит.д.   Основу   рисунка вышивки  составляли различные   символические знаки:«солярные розетки», узоры, представляющие собой знаки огня и крестообразныезнаки и другие фигуры.  Ритуальные вышивки  использовали при очень важныхсобытиях в семье: рождение,  свадьба или смерть  близких людей.[1]  искусство вышивания как следует из источниковзародилось в  древности  Востоке. Экономическое  и хорошеетерриториальное   положение повлияли   зарождение кайтагской вышивки   и в Дагестане.Ведь именно через Дагестан проходил Шелковый путь.   рубеже ХХ века искусство вышивания началоутрачиваться,  на    обратил внимание известный кавказоведЕвгений Михайлович Шиллинг. В своих трудах он отмечал, что  именно«кайтагская»  вышивка отличается своей загадочностью и уникальностью, хотявышивку как ремесло использовали не только кайтаги, но и другие даргинцы,кубачинцы, а также и табасаранцы.  Времена идут, а «Кайтагская» вышивка и внастоящее время остаётся  самой захватывающей своей загадочностью видом традиционного прикладного искусства  Дагестана, главное предназначение которойсегодня —  это дизайн. 

1.2 Зарождение кайтагской вышивки  в Дагестане.

     Зарождению в Дагестане именно  кайтагской   вышивки можносказать обязаны английскому исследователю Роберту Ченсинер, который  побывав в80 – е годы XX века проездом в Дагестане, был практически поражён этим видом искусства древнегорукоделия. Р.Ченсинер  выкупил практически все  полотна что , не задумываясь,    практически все  и увёз их в . англичане, великие ценители прекрасного сразу обратили вниманиена шедевры дагестанских мастериц и    выставка   в Лондоне  говорят  большой успех.

          В своей книге «Кайтагское текстильное искусство изДагестана» (1993год) Роберт Ченсинер детально расписал технику изготовления, назначения и применения вышивки в Дагестане. Он, конечно,  с неточностями, но привёл данные о красителях ниток и  полотен для основы вышивки, а также занялсярасшифровкой  орнаментов  вышивки, ведь каждый узор в вышивке – это огромнаявозможность кайтагских женщин рассказать о своих проблемах и  радостях,ритуальных обрядах и мечтах, которые Чесинер собрал в единый каталог  силлюстрациями. Более 180 полотен кайтагской вышивки, собранные в каталог   -это огромное поле для фантазии и загадок, покорившие такие города как Лондон,Париж, Рим, Нью – Йорк и Стамбул. Выставка имела ошеломляющий успех и многиеработы были выкуплены в частные коллекции, а это значит, что красотойнародного  творчества  нашего многонационального и богатого культурнымнаследием Дагестана любуемся не только мы, но и ценители искусства  по всемумиру.  В своих трудах  Ченсинер датирует вышивки   XVII-XIXвв.

         Я любовалась этими образцами через  виртуальную экскурсию по Эрмитажу. Также работы представлены и в российских собраниях  Государственного исторического музея и  музея народов Востока и во всех дагестанских музеях.

 ГЛАВА .КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА.

2.1  Кайтагская   вышивка  — уникальное искусство  Дагестана.

           Французы узнают   в нейМатисса, немцы —  Пауля Клее, австралийцы —   орнамент аборигенов, американцы —  абстрактный экспрессионизм ДжексонаПарадоксы кайтагской   вышивки.[2] [приложение 1].  

            Кайтагская вышивка,  как виддекоративно – прикладного искусства, долгое время считалась утерянной.  ЕвгенийШиллинг, известный кавказовед, изучая декоративно – прикладное искусствоКавказа,  и, побывав в гостях в Кайтагском районе,   обратил внимание наполотна ткани, висевшие на стенах. Его поразило то, что странные узоры, вышитыекрупной гладью,  украшая занавесы, подушки, составляли целостную картину быта,как сейчас принято говорит – «дизайн». Первые экземпляры вышивки былиобнаружены им в Кайтагском районе и отсюда и пошло название «Кайтагская»вышивка.  полки  ставили вертикально,  рисунок во  красе.

Исследуя разные виды декоративно –прикладного искусства,  можно смело сделать вывод, что принцип построения узорав кайтагской вышивке схож и местами перекликается  с узорами на изделиях другихнародных промыслов: унцукульской насечкой  по дереву; гацатлинской гравировкойпо меди, балхарской ангобной роспиью, кубачинской насечкой по металлу, видна схожесть   с  узорами на табасаранских коврах и лакских войлоках, и т.д. чтоговорит о единстве декоративно – прикладного искусства Дагестана, а также омногообразии его направлений и промыслов. 

             Но в отличии от всех перечисленных видов прикладного искусства Дагестана. Вкайтагской вышивке нет симметрии, узор кайтагскойвышивки —  сплошные символы. Анализируя научные труды, просматривая работы навыставках, я сделала вывод, что почти в каждой работе есть круг или овал,означающие  солнце и вселенную; кресты – символы четырёх стихий или четырёхвремён года. В своих работах я также включаю эти символы,  Для меня вышивка –это бесконечный лабиринт, который   радует меня и моих близких. Каждый, ктосмотрит на мои работы,  видит в них своё мировоззрение. Раньше я не понимала,что означают на вышивке  фигурки с опущенными или поднятыми руками, аоказывается это —  отражение мужского и женского начала.    из жизни .

            Как  я уже отмечала выше, кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были  связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой исмертью.

После рождения ребёнка,  чтобы защититьего от дурного глаза,  мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисункомвовнутрь. Считалось, что вышивка выступает как оберег. Завёрнутые в вышивкуукрашения и подарки также считалось, защищёнными от сглаза. С этой же цельювышивкой покрывались сундуки с приданым. Важность, которая придавалась вышивкев старину, да и сейчас в горных селениях, хорошо отражается в том, что именновышивкой закрывали лицо умершего в свой последний путь. Если мы внимательнорассмотрим этот загадочный архаичный рисунок вышивки, то увидим не толькосолярные и лунные знаки, но и стилизованные изображения животных: туров,  оленей,птиц,  змей и т.д. 

Заметим,что одинаковых вышивок нет,  и не будет,  так как мастерицы в основном ткали попамяти и каждая  женщина,   вышивая, отражает в ней состояние своей души, любовь и надежду, а иногда даже разочарование и боль. 

Вселении   Гапшима Акушинского района, где и было обнаружено наибольшееколичество вышивки кайтагская  вышивка в основном была предназначена какподушка для детской люльки, отсюда и название «ччаралла гянила».

Длявышивок селения Танты Акушинского района характерен геометрический орнамент.Наличие крупных деталей. Чаще всего это стилизованные женские фигуры.

Вселении Цугни Акушинского района вышивка являлась свадебным и поэтому её особои ценили. Являясь оберегом,  ею прикрывали сундук невесты и в неёзаворачивались  её украшения (лицевой стороной вовнутрь), что и говоритназвание вышивки в Цугни  «белкун гянила», то есть «расписная подушка».

 Новсех их объединяло одно – орнамент. Будучи музыкой для глаз, перенося изпоколения в поколения,  он передал нам красоту мыслей и желаний наших предков.

2.2 Техникавыполнения  кайтагской вышивки. 

 Говоряо технике выполнения кайтагской вышивки нельзя не упомянуть, что это один  изсамых древних и самых сложных видов вышивки. Она очень сложна, прежде всеготем, что в ней используются «перемычки». В народе говорят, что гладью можетвышить любая женщина,  крестиком тоже, но вышивать кайтагскую вышивку осмелятсяне многие.  

«Перемычки»должны быть расположены в строгой последовательности, при этом каждая из  нихнаходится на определённом расстоянии друг от друга, и это расстояние нельзяменять.

 Разгадкатехники выполнения кайтагской вышивки лежит на поверхности, как и сама вышивка.Описывая технику вышивания, Э.В. Кильчевская отмечала, что в кайтагскихвышивках шёлковые нити, плотно застилающие узор, простёгиваются с лицевойстороной  крупными стёжками, прикреплёнными, как и в золотом шитье. С обратнойстороны дополнительной нитью» [4,c.17прим.2]. Отмечено, что приём укрепления глади дополнительной накладной нитью. Атакже гладь с закреплением шёлковой нити у краёв рисунка мелким стежком, непропуская её на всю изнаночную сторону, способствовали экономии шёлковых нитей.Вевропейских странах (Франция конца XIX в.) такие швы получили название восточных. В«Энциклопедии женских рукоделий»[3], встречались «большей частью ввосточных образцах вышивки» и. «вероятнее всего, происхождения ониазиатского»    они азиатского»[5, c. 119-120]. Технические приёмы «кайтагских» вышивок похожи на приёмы вышивки XVIXVIII вв. Трейса иЭпирусе  в Турции [3,c.10].             

Техника :

          Первый этап – методом односторонней глади: застилается длиннымипараллельными стёжками область вышивки, в основном предназначенная для одногоцвета. От края до края – один стежок, так называемый «владимирский» (онизвестен всем, кто знаком с руководством  по практической  вышивке), но приэтом стежки параллельны и намного длинее, поэтому и нужны «прикрепы».    От края до края – один стежок

         Второй этап –это прокладка поперечных стежков, которые также могут быть длинными,предназначенные для для прижатия нити к ткани.

         Третий этап –это «прикрепы», которые делаются вдоль каждой поперечной нити.
Хотя в общем случае в этой технике можно прикрепочные стежочки делать и по реже[Корешковой «Вышивание» (РосГизМестПром, Москва, 1952, стр.86), сначаластр.86]   [приложение 2], также для объяснения обсуждаемой техникирассматривается рисунок – схема [приложение 3].  

2.3. Значение кайтагской вышивки в декоративно – прикладном искусствеДагестана.  Выполнив своюисследовательскую работу, отмечу, что традиционная кайтагская вышивка  — этоисторико – культурное и художественное наследие  всего дагестанского народа.Сегодня полотно, вышитое руками горянки украшают дома высоких ценителейискусства; кайтагская вышивка используется в моделировании современной одежды(в работах известных дагестанских модельеров Веры Агошкиной и ШамхалаАлиханова). Важно использовать её в современном трудовом, патриотическом икультурном воспитании подрастающего поколения, а также в дизайне.  Сейчаскайтагская вышивка – это такой же бренд, как и кубачинские украшения,болхарские кувшины, табасаранские ковры и т.д.

 

 

   Заключение:

         Традиционная  кайтагская вышивка второй половины XIXXX века – это самобытное явлениеприкладного искусства Дагестана, а в настоящее время – один  атрибутов дизайна.Результаты исследовательской работы показали, что это неспешная и тонкаяработа, игра пальцев (может длится 3 – 5 месяцев),  признанных мастерици  сегодня уже успела зарекомендовать себя как авангард современногодагестанского искусства и удачно вписалась в моду и быт  ценителей дагестанского искусства [приложение 3].

В исследовании проведён анализлитературы и основных терминов работы; дана характеристика кайтагской вышивки,как одного из видов народных промыслов и раскрыты методы работы и техникавыполнения кайтагской вышивки.

Отмечено,что кайтагская вышивка, как процесс вышивания – это  коллективные посделки, тоесть форма вербальной коммуникации и универсальное средство сближения людей,что является немаловажным для многонационального Дагестана.

         Уникальность и значимость кайтагской вышивки  в прикладном искусстве и дизайнепоказывает её практическую значимость, что  может использовать как межпредметную связь изучаемых дисциплин в образовательных учрежденияхреспублики.

          Считаю важным, что в ходе исследования мною  разработаны некоторыерекомендации, которые стали опорным конспектом для  моих подруг, пожелавщихтакже заняться кайтагским вышиванием:

1.Техникавышивания – это процесс деятельности женщин Дагестана и уже давно не толькоженщин Кайтагского района, где через фантазию и знание значений символов раскрываютхудожественные образы,этнические особенности и материальный быт Дагестана.  .

2.В процессе деятельностиосуществляется работа:

Теоретическая – объяснения, показиллюстраций, композиция;

Практическая – наглядно – зрительныйпример, отработка достижений;

Выставка – презентация работ.

      Надеюсь, что эти рекомендации ираскрытая мною в полном объёме кайтагского  техника вышивания увлечёт в мирмногообразия  культурного наследия Дагестана.   Например,  мы  с подругамивосстанавливаем узоры, изучаем  музейные экспонаты, принимали участие на III республиканском форумемолодыхремесленников.                                                            Неэто ли возвращение   к истокам прикладного искусства!

 

                                         СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Владимир Севриновский. Лабиринт из шёлка и золота.
  2. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивов. М., 2001.
  3. Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959.
  4. Корешкова Вышивание (РосГизМестПром, Москва, 1952, стр.86). Сначала — вся стр.86
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
  6. Сайт Донское землячество народов Дагестана   «Кайтагская вышивка – возрождение древнего искусства».  
  7. Чирков Д.А. Декоративно-прикладное искусство Кавказа и Закавказья. Обзор коллекций Государственного музея искусства народов Востока. M., 1981. с.19.
  8. Ченсинер Р. Кайтаг. Искусство текстиля из Дагестана. Лондон, 1993.
  9. Шиллинг Е. М. Кайтаки // Шиллинг Е. М., Панек Л. Б. Сборник очерков по этнографии Дагестана. 1947 г. Махачкала, 1996.
  10. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; 
  11. http://www.liveinternet.ru/
  12. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/  © МАЭ РАН

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет