X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНАВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF ADVANCEDEDUCATIONAL PRACTICE IN THE STUDY OF BIOLOGY

Н. В.Васильева                                                                             N. V. Vasilyeva

Научный руководитель Н. З. Смирнова

Scientific adviser N. Z. Smirnova 

 

Исследовательскаядеятельность, организация исследовательской деятельности, направленияорганизации исследовательской деятельности, предметная исследовательскаядеятельность обучающихся, проектирование и организация исследовательскойдеятельности обучающихся.

В статье анализируется организация исследовательскойдеятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены формы, методы,направления и задачи организации исследовательской деятельности. 

Th.e ar.ti.cl.e an.al.yz.es th.e or.ga.ni.za.ti.on of st.ud.en.ts re.se.ar.ch ac.ti.vi.ti.es in th.e co.nt.ex.t of th.e in.tr.od.uc.ti.on of th.e Fe.de.ra.l St.at.e Ed.uc.at.io.na.l St.an.da.rd. Th.e fo.rm.s, me.th.od.s, di.re.ct.io.ns an.d ta.sk.s of th.e or.ga.ni.za.ti.on of re.se.ar.ch ac.ti.vi.ty ar.e co.ns.id.er.ed.

По.вы.ше.ни.е ка.че.ст.ва об.ра.зо.ва.ни.я и фо.рм.ир.ов.ан.ие у об.уч.аю.щи.хс.я пр.ед.ме.тн.ых ре.зу.ль.та.то.в – ва.жн.ей.ша.я за.да.ча мо.де.рн.из.ац.ии шк.ол.ьн.ог.о об.ра.зо.ва.ни.я. Фо.рм.ир.ов.ан.ие ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х ум.ен.ий об.уч.аю.щи.хс.я, ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.го об.уч.ен.ия в  шк.ол.е яв.ля.ет.ся од.но.й из са.мы.х ак.ту.ал.ьн.ых пр.об.ле.м. Вы.пу.ск.ни.к до.лж.ен ум.ет.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но мы.сл.ит.ь, ви.де.ть и тв.ор.че.ск.и ре.ша.ть во.зн.ик.аю.щи.е пр.об.ле.мы [3, с.115]. 

Се.го.дн.я ме.то.до.ло.ги.че.ск.ой ос.но.во.й мо.де.рн.из.ац.ии ро.сс.ий.ск.ой шк.ол.ы яв.ля.ет.ся фе.де.ра.ль.ны.й го.су.да.рс.тв.ен.ны.й об.ра.зо.ва.те.ль.ны.й ст.ан.да.рт (ФГ.ОС ОО.О), ре.ал.из.ац.ия ко.то.ро.го за.кр.еп.ле.на но.вы.м За.ко.но.м «О.б об.ра.зо.ва.ни.и РФ.» [4, с.55].

В содержании данного документа прописано, чт.о ве.ду.щи.м ви.до.м уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я об.ра.зо.ва.те.ль.но.й шк.ол.ы вы.ст.уп.ае.т уч.еб.ноис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть. Сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, ка.жд.ый об.уч.аю.щи.йс.я до.лж.ен бы.ть об.уч.ен сп.ос.об.ам вы.по.лн.ен.ия уч.еб.но-ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.

С то.чк.и зр.ен.ия те.ор.ии и пр.ак.ти.ки об.ра.зо.ва.ни.я на.уч.ны.е ис.сл.ед.ов.ан.ия пр.ед.ст.ав.ля.ют на.иб.ол.ьш.ий ин.те.ре.с. Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся пр.ои.зв.од.ст.во но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия но.вы.х зн.ан.ий.

Мо.жн.о вы.де.ли.ть дв.а на.пр.ав.ле.ни.я ор.га.ни.за.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я: пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс..ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я. 

Пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс.я вк.лю.ча.ет ал.го.ри.тм ор.га.ни.за.ци.и ци.кл.а уч.еб.но.го ис.сл.ед.ов.ан.ия – то ес.ть чт.о, ка.к и в ка.ко.й по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ти де.ла.ет ре.бе.но.к. В пр.оц.ес.се ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти ре.ал.из.ую.тс.я сл.ед.ую.щи.е эт.ап.ы, ха.ра.кт.ер.ны.е дл.я ис.сл.ед.ов.ан.ий в на.уч.но.й сф.ер.е: по.ст.ан.ов.ка пр.об.ле.мы, из.уч.ен.ие те.ор.ии, св.яз.ан.но.й с вы.бр.ан.но.й те.мо.й, вы.дв.иж.ен.ие ги.по.те.зы ис.сл.ед.ов.ан.ия, по.дб.ор ме.то.ди.к и пр.ак.ти.че.ск.ое ов.ла.де.ни.е им.и, сб.ор со.бс.тв.ен.но.го ма.те.ри.ал.а, ег.о ан.ал.из и об.об.ще.ни.е, со.бс.тв.ен.ны.е вы.во.ды.  

Та.ка.я це.по.чк.а яв.ля.ет.ся не.от.ъе.мл.ем.ой пр.ин.ад.ле.жн.ос.ть.ю ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти и оп.ре.де.ля.ет ее ст.ру.кт.ур.ну.ю мо.де.ль. 

Пр.ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я — оп.ре.де.ля.ет су.ще.ст.ве.нн.ые эл.ем.ен.ты ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, во.сп.ро.из.во.дс.тв.о ко.то.ры.х по.зв.ол.яе.т фи.кс.ир.ов.ат.ь ее на.ли.чи.е в ре.ал.ьн.ой пр.ак.ти.ке, эт.и эл.ем.ен.ты до.лж.ны уч.ит.ыв.ат.ьс.я пр.и пр.ое.кт.ир.ов.ан.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х уч.ре.жд.ен.ия.х ра.зл.ич.но.го ти.па [1, с.69].

Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1115

Су.ть ко.нц.еп.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я за.кл.юч.ае.тс.я в ра.зв.ит.ии де.ят.ел.ьн.ос.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия об.ра.зо.ва.ни.я на ос.но.ве со.зд.ан.ия мн.ог.оп.оз.иц.ио.нн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й ср.ед.ы об.ра.зо.ва.те.ль.но.го уч.ре.жд.ен.ия (об.уч.аю.щи.ес.я, пе.да.го.ги, уч.ен.ые, эк.сп.ер.ты и др.). 

В пр.оц.ес.се эт.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти пр.ои.сх.од.ит фо.рм.ир.ов.ан.ие ва.жн.ей.ши.х пс.их.ич.ес.ки.х фу.нк.ци.й об.уч.аю.щи.хс.я на ка.жд.ом во.зр.ас.тн.ом эт.ап.е, ра.зв.ит.ие те.ор.ет.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия, ре.фл.ек.си.вн.ых сп.ос.об.но.ст.ей, в ко.не.чн.ом сч.ет.е — ст.ан.ов.ле.ни.е су.бъ.ек.тн.ос.ти ли.чн.ос.ти шк.ол.ьн.ик.а. Це.нт.ра.ль.ны.м зв.ен.ом яв.ля.ет.ся де.ят.ел.ьн.ос.тн.ое со.де.рж.ан.ие об.ра.зо.ва.ни.е, ко.то.ро.е ко.нк.ре.ти.зи.ру.ет.ся че.ре.з си.ст.ем.у пр.ед.ст.ав.ле.ни.й о ст.ру.кт.ур.е на.уч.но.й ка.рт.ин.ы ми.ра, пр.ио.бр.ет.ен.ие.м ли.чн.ог.о оп.ыт.а ре.ал.из.ац.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х за.да.ч, вы.ра.бо.тк.е це.нн.ос.тн.ых ор.ие.нт.ац.ий об.уч.аю.щи.хс.я. 

Гл.ав.но.й це.ль.ю ис.сл.ед.ов.ан.ий об.уч.аю.щи.хс.я яв.ля.ет.ся ра.зв.ит.ие их сп.ос.об.но.ст.и за.ни.ма.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ку.ю по.зи.ци.ю по от.но.ше.ни.ю к ок.ру.жа.ющ.им яв.ле.ни.ям, на.вы.ко.в ан.ал.ит.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия. Дл.я эт.ог.о не.об.хо.ди.мо со.зд.ав.ат.ь ус.ло.ви.я дл.я са.мо.ст.оя.те.ль.но.й по.ст.ан.ов.ки за.да.ч ис.сл.ед.ов.ан.ия, вы.бо.ра об.ъе.кт.а, по.пы.то.к ан.ал.из.а, вы.дв.иж.ен.ия ве.рс.ий (ги.по.те.з) ра.зв.ит.ия ис.сл.ед.уе.мо.го яв.ле.ни.я. 

Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся по.лу.че.ни.е но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти — в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я фу.нк.ци.он.ал.ьн.ог.о на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия су.бъ.ек.ти.вн.о но.вы.х зн.ан.ий [2, с.93].

 Ис.хо.дя из эт.ог.о мо.жн.о сф.ор.му.ли.ро.ва.ть ос.но.вн.ые за.да.чи, ко.то.ры.е по.зв.ол.яе.т ре.ша.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.е об.уч.ен.ие: 

           пр.ио.бр.ет.ен.ие на.вы.ка ре.ше.ни.я по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых, по.ис.ко.вы.х, пр.ое.кт.ны.х за.да.ч

ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.м ме.то.до.м – ка.к од.ни.м из на.иб.ол.ее мо.щн.ых ме.то.до.в по.ст.ро.ен.ия пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об ок.ру.жа.ющ.ем ми.ре и оц.ен.ки до.ст.ов.ер.но.ст.и эт.их пр.ед.ст.ав.ле.ни.

           со.зд.ан.ие по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой ба.зы ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й ко.мп.ет.ен.тн.ос.ти – пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об об.ще.й си.ст.ем.ат.ик.е зн.ан.ий че.ло.ве.че.ст.ва, ко.то.ра.я за.да.ет.ся че.ре.з се.тк.у уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в, оп.ре.де.ля.ем.ых ба.зи.сн.ым уч.еб.ны.м пл.ан.ом;  ра.зв.ит.ие ба.зо.вы.х сп.ос.об.но.ст.ей ли.чн.ос.ти к ре.фл.ек.си.вн.ом.у мы.шл.ен.ию, ан.ал.ит.ич.ес.ко.му по.дх.од.

           возможность введения человека в мир человеческой культуры черезкультуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и нормдеятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов иценностей научного сообщества. 

Библиографический список

1.                Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепцияразвития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работашкольников, 2001. № 1 с. 69-74.

2.                Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. М:

Исследовательскаяработа школьников, 2007. С 80-98.

3.                Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., ЧмильИ.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2014. 356 с.

4.                Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ОО),ФЗ № 273 «Об образовании РФ» – http://www.federalniyzakon.ru/zakonobobrazovaniirfposlednyyredakciya2015/.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1115

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет