X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНАВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF ADVANCEDEDUCATIONAL PRACTICE IN THE STUDY OF BIOLOGY

Н. В.Васильева                                                                             N. V. Vasilyeva

Научный руководитель Н. З. Смирнова

Scientific adviser N. Z. Smirnova 

 

Исследовательскаядеятельность, организация исследовательской деятельности, направленияорганизации исследовательской деятельности, предметная исследовательскаядеятельность обучающихся, проектирование и организация исследовательскойдеятельности обучающихся.

В статье анализируется организация исследовательскойдеятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены формы, методы,направления и задачи организации исследовательской деятельности. 

Th.e ar.ti.cl.e an.al.yz.es th.e or.ga.ni.za.ti.on of st.ud.en.ts re.se.ar.ch ac.ti.vi.ti.es in th.e co.nt.ex.t of th.e in.tr.od.uc.ti.on of th.e Fe.de.ra.l St.at.e Ed.uc.at.io.na.l St.an.da.rd. Th.e fo.rm.s, me.th.od.s, di.re.ct.io.ns an.d ta.sk.s of th.e or.ga.ni.za.ti.on of re.se.ar.ch ac.ti.vi.ty ar.e co.ns.id.er.ed.

По.вы.ше.ни.е ка.че.ст.ва об.ра.зо.ва.ни.я и фо.рм.ир.ов.ан.ие у об.уч.аю.щи.хс.я пр.ед.ме.тн.ых ре.зу.ль.та.то.в – ва.жн.ей.ша.я за.да.ча мо.де.рн.из.ац.ии шк.ол.ьн.ог.о об.ра.зо.ва.ни.я. Фо.рм.ир.ов.ан.ие ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х ум.ен.ий об.уч.аю.щи.хс.я, ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.го об.уч.ен.ия в  шк.ол.е яв.ля.ет.ся од.но.й из са.мы.х ак.ту.ал.ьн.ых пр.об.ле.м. Вы.пу.ск.ни.к до.лж.ен ум.ет.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но мы.сл.ит.ь, ви.де.ть и тв.ор.че.ск.и ре.ша.ть во.зн.ик.аю.щи.е пр.об.ле.мы [3, с.115]. 

Се.го.дн.я ме.то.до.ло.ги.че.ск.ой ос.но.во.й мо.де.рн.из.ац.ии ро.сс.ий.ск.ой шк.ол.ы яв.ля.ет.ся фе.де.ра.ль.ны.й го.су.да.рс.тв.ен.ны.й об.ра.зо.ва.те.ль.ны.й ст.ан.да.рт (ФГ.ОС ОО.О), ре.ал.из.ац.ия ко.то.ро.го за.кр.еп.ле.на но.вы.м За.ко.но.м «О.б об.ра.зо.ва.ни.и РФ.» [4, с.55].

В содержании данного документа прописано, чт.о ве.ду.щи.м ви.до.м уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я об.ра.зо.ва.те.ль.но.й шк.ол.ы вы.ст.уп.ае.т уч.еб.ноис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть. Сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, ка.жд.ый об.уч.аю.щи.йс.я до.лж.ен бы.ть об.уч.ен сп.ос.об.ам вы.по.лн.ен.ия уч.еб.но-ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.

С то.чк.и зр.ен.ия те.ор.ии и пр.ак.ти.ки об.ра.зо.ва.ни.я на.уч.ны.е ис.сл.ед.ов.ан.ия пр.ед.ст.ав.ля.ют на.иб.ол.ьш.ий ин.те.ре.с. Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся пр.ои.зв.од.ст.во но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия но.вы.х зн.ан.ий.

Мо.жн.о вы.де.ли.ть дв.а на.пр.ав.ле.ни.я ор.га.ни.за.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я: пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс..ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я. 

Пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс.я вк.лю.ча.ет ал.го.ри.тм ор.га.ни.за.ци.и ци.кл.а уч.еб.но.го ис.сл.ед.ов.ан.ия – то ес.ть чт.о, ка.к и в ка.ко.й по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ти де.ла.ет ре.бе.но.к. В пр.оц.ес.се ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти ре.ал.из.ую.тс.я сл.ед.ую.щи.е эт.ап.ы, ха.ра.кт.ер.ны.е дл.я ис.сл.ед.ов.ан.ий в на.уч.но.й сф.ер.е: по.ст.ан.ов.ка пр.об.ле.мы, из.уч.ен.ие те.ор.ии, св.яз.ан.но.й с вы.бр.ан.но.й те.мо.й, вы.дв.иж.ен.ие ги.по.те.зы ис.сл.ед.ов.ан.ия, по.дб.ор ме.то.ди.к и пр.ак.ти.че.ск.ое ов.ла.де.ни.е им.и, сб.ор со.бс.тв.ен.но.го ма.те.ри.ал.а, ег.о ан.ал.из и об.об.ще.ни.е, со.бс.тв.ен.ны.е вы.во.ды.  

Та.ка.я це.по.чк.а яв.ля.ет.ся не.от.ъе.мл.ем.ой пр.ин.ад.ле.жн.ос.ть.ю ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти и оп.ре.де.ля.ет ее ст.ру.кт.ур.ну.ю мо.де.ль. 

Пр.ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я — оп.ре.де.ля.ет су.ще.ст.ве.нн.ые эл.ем.ен.ты ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, во.сп.ро.из.во.дс.тв.о ко.то.ры.х по.зв.ол.яе.т фи.кс.ир.ов.ат.ь ее на.ли.чи.е в ре.ал.ьн.ой пр.ак.ти.ке, эт.и эл.ем.ен.ты до.лж.ны уч.ит.ыв.ат.ьс.я пр.и пр.ое.кт.ир.ов.ан.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х уч.ре.жд.ен.ия.х ра.зл.ич.но.го ти.па [1, с.69].

Су.ть ко.нц.еп.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я за.кл.юч.ае.тс.я в ра.зв.ит.ии де.ят.ел.ьн.ос.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия об.ра.зо.ва.ни.я на ос.но.ве со.зд.ан.ия мн.ог.оп.оз.иц.ио.нн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й ср.ед.ы об.ра.зо.ва.те.ль.но.го уч.ре.жд.ен.ия (об.уч.аю.щи.ес.я, пе.да.го.ги, уч.ен.ые, эк.сп.ер.ты и др.). 

В пр.оц.ес.се эт.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти пр.ои.сх.од.ит фо.рм.ир.ов.ан.ие ва.жн.ей.ши.х пс.их.ич.ес.ки.х фу.нк.ци.й об.уч.аю.щи.хс.я на ка.жд.ом во.зр.ас.тн.ом эт.ап.е, ра.зв.ит.ие те.ор.ет.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия, ре.фл.ек.си.вн.ых сп.ос.об.но.ст.ей, в ко.не.чн.ом сч.ет.е — ст.ан.ов.ле.ни.е су.бъ.ек.тн.ос.ти ли.чн.ос.ти шк.ол.ьн.ик.а. Це.нт.ра.ль.ны.м зв.ен.ом яв.ля.ет.ся де.ят.ел.ьн.ос.тн.ое со.де.рж.ан.ие об.ра.зо.ва.ни.е, ко.то.ро.е ко.нк.ре.ти.зи.ру.ет.ся че.ре.з си.ст.ем.у пр.ед.ст.ав.ле.ни.й о ст.ру.кт.ур.е на.уч.но.й ка.рт.ин.ы ми.ра, пр.ио.бр.ет.ен.ие.м ли.чн.ог.о оп.ыт.а ре.ал.из.ац.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х за.да.ч, вы.ра.бо.тк.е це.нн.ос.тн.ых ор.ие.нт.ац.ий об.уч.аю.щи.хс.я. 

Гл.ав.но.й це.ль.ю ис.сл.ед.ов.ан.ий об.уч.аю.щи.хс.я яв.ля.ет.ся ра.зв.ит.ие их сп.ос.об.но.ст.и за.ни.ма.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ку.ю по.зи.ци.ю по от.но.ше.ни.ю к ок.ру.жа.ющ.им яв.ле.ни.ям, на.вы.ко.в ан.ал.ит.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия. Дл.я эт.ог.о не.об.хо.ди.мо со.зд.ав.ат.ь ус.ло.ви.я дл.я са.мо.ст.оя.те.ль.но.й по.ст.ан.ов.ки за.да.ч ис.сл.ед.ов.ан.ия, вы.бо.ра об.ъе.кт.а, по.пы.то.к ан.ал.из.а, вы.дв.иж.ен.ия ве.рс.ий (ги.по.те.з) ра.зв.ит.ия ис.сл.ед.уе.мо.го яв.ле.ни.я. 

Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся по.лу.че.ни.е но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти — в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я фу.нк.ци.он.ал.ьн.ог.о на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия су.бъ.ек.ти.вн.о но.вы.х зн.ан.ий [2, с.93].

 Ис.хо.дя из эт.ог.о мо.жн.о сф.ор.му.ли.ро.ва.ть ос.но.вн.ые за.да.чи, ко.то.ры.е по.зв.ол.яе.т ре.ша.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.е об.уч.ен.ие: 

           пр.ио.бр.ет.ен.ие на.вы.ка ре.ше.ни.я по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых, по.ис.ко.вы.х, пр.ое.кт.ны.х за.да.ч

ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.м ме.то.до.м – ка.к од.ни.м из на.иб.ол.ее мо.щн.ых ме.то.до.в по.ст.ро.ен.ия пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об ок.ру.жа.ющ.ем ми.ре и оц.ен.ки до.ст.ов.ер.но.ст.и эт.их пр.ед.ст.ав.ле.ни.

           со.зд.ан.ие по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой ба.зы ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й ко.мп.ет.ен.тн.ос.ти – пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об об.ще.й си.ст.ем.ат.ик.е зн.ан.ий че.ло.ве.че.ст.ва, ко.то.ра.я за.да.ет.ся че.ре.з се.тк.у уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в, оп.ре.де.ля.ем.ых ба.зи.сн.ым уч.еб.ны.м пл.ан.ом;  ра.зв.ит.ие ба.зо.вы.х сп.ос.об.но.ст.ей ли.чн.ос.ти к ре.фл.ек.си.вн.ом.у мы.шл.ен.ию, ан.ал.ит.ич.ес.ко.му по.дх.од.

           возможность введения человека в мир человеческой культуры черезкультуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и нормдеятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов иценностей научного сообщества. 

Библиографический список

1.                Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепцияразвития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работашкольников, 2001. № 1 с. 69-74.

2.                Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. М:

Исследовательскаяработа школьников, 2007. С 80-98.

3.                Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., ЧмильИ.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2014. 356 с.

4.                Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ОО),ФЗ № 273 «Об образовании РФ» – http://www.federalniyzakon.ru/zakonobobrazovaniirfposlednyyredakciya2015/.

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей