Конспект урока русского языка
Тип урока:Открытиенового знания.
ИспользуемыйУМК:«Школа России».
Учебныйпредмет:Русский язык.
Класс: 3 «Е»
Тема: видыпредложений по интонации
Цель: научитьсяопределять виды предложений по интонации и правильно произносить видыпредложений по интонации.
Планируемыедостижения:
Предметные:
Знания:
· Представление о научномпонятие о вопросительном, повествовательном, побудительном предложении иневосклицательном и восклицательном предложении.
Умения:
· Моделировать предложения всоответствии с заданной интонацией
· Соблюдать в устной речилогическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения
· Анализировать содержаниесхемы
· Находить в тексте предложенияразличные по цели высказывания и по интонации
· Составлять различныепредложения по цели высказывания и по интонации
Метапредметные:
Коммуникативные:
—Слушать ислышать собеседника, вести диалог.
-Ориентироваться вцелях, задачах, средствах и условиях общения.
-Пониматьнеобходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитыватьразличные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с цельюуспешного участия в диалоге.
Регулятивные:
—Совместнос учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
—Приниматьи сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности идеятельности партнеров, при необходимости корректировать собственнуюдеятельность и деятельность одноклассников.
—Прогнозироватьрезультаты собственной деятельности, контролировать и оценивать себя.
Познавательные:
—Строитьлогическую цепочку рассуждений;
-Устанавливатьаналогии и причинно-следственные связи;
—Ориентироватьсяна разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболееэффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи
Личностные:
—Иметьмотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность,мышление.
—Проявлятьсамостоятельность, личную ответственность.
—Развиватьнавыки сотрудничества.
Оборудование:
Дляучителя: учебник(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 3 класс, 1 часть), презентация,доска, карточки
Дляучеников: учебник(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 3 класс, 1 часть), доска, тетради,карточки
Ход урока:
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Время |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). |
|||
Личностные: —Иметь мотивацию к учебной деятельности;
|
Здравствуйте! Послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: как нужно работать на уроке? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять».
-Итак, ребята, как нужно работать на уроке?
Посмотрите на свои парты. Всё ли у вас готово к уроку? Есть ли у вас учебник, тетрадь, пенал? Вот теперь вы готовы получать новые знания. Присаживайтесь. |
Здравствуйте!
-Нужно внимательно слушать учителя, давать полные ответы, не шуметь. Проверяют готовность.
Присаживаются. |
1 мин |
II. Актуализация знаний. |
|||
Личностные: —Иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, мышление. -Проявлять самостоятельность, личную ответственность
Регулятивные: —Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: —Строить логическую цепочку рассуждений; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи |
Положите перед собой тетрадь. Открываем тетради. Отступаем от прошлой работы две строки. Там, где стоят точки запишите число, сегодня 23 сентября. Ниже, под числом, запишите «Классная работа».
(Минутка чистописания. Прописывается учителем в тетради). Ребята, о каких видах предложения мы говорили на прошлом уроке?
Правильно, это виды предложения по цели высказывания. Обратите внимание на слайд. Что представлено на слайде? Кто прочитает текст?
Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал!» Ира сразу сообщила подруге: «Папа приехал».
Какое предложение в тексте повторяется несколько раз?
Чем они отличаются друг от друга? Есть ли среди них побудительное предложение? Докажите.
Найдем вопросительное предложение Почему вы считаете, что это предложение вопросительное?
Найдем повествовательное предложение Почему вы считаете, что это предложение повествовательное? Кто и как его произносит? Как вы это поняли?
Тогда, в каком повествовательном предложении выражены эмоции? Какие? Как вы это поняли? |
Открывают тетради и записывают число, «Классная работа». ________23 сентября. ____ _______Классная работа. _______
Повествовательные, побудительные, вопросительные.
Текст Учащийся читает текст
Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал!» Ира сразу сообщила подруге: «Папа приехал».
Папа приехал.
Целью высказывания.
Нет
«Папа приехал?» Потому что в предложение о чём-то спрашивают.
«Папа приехал» Потому что оно сообщает нам о каком-то событии. Произносит его Ира, спокойно, без эмоций. Это понятно по знаку препинания в конце.
«Папа приехал!», потому что стоит восклицательный знак. |
8 мин |
III. Постановка учебной задачи. |
|||
Регулятивные: -Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение |
К доске пойдёт Давид, запишет это предложение, подчеркнет главные члены предложения, подпишет части речи и определит какое это предложение по цели высказывания. Ребята, а вы записываете это предложение в тетради.
Давид, какой знак препинания в конце предложения нам помогает передать эмоции? Что еще помогает определить восклицательный знак?
Значит по цели высказывания — это предложение: повествовательное, а по интонации?
Допишем это к характеристике предложения.
Как вы думаете какова цель нашего урока?
Теперь давайте откроем учебник на странице 20 и посмотрим, правильно ли мы определили тему урока. Светлана, прочитай Как вы думаете какова цель нашего урока?
|
Папа приехал! (Повест…)
Восклицательный знак. Интонацию.
Восклицательное.
Виды предложений по интонации
Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033
Цель: научиться определять виды предложений по интонации и правильно произносить по интонации предложения.
|
7 мин |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). |
|||
Личностные: —Иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, мышление. -Проявлять самостоятельность, личную ответственность. -Развивать навыки сотрудничества.
Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; уметь слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: -Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.
|
Откройте учебник на стр. Работает с упр. 27 Андрей, прочитай стихотворение. Остальные ребята внимательно слушают. Какие эмоции может выражать в письменной речи восклицательный знак?
Как называются предложения в которых выражаются эмоции и в конце которых ставится восклицательный знак?
Как называются предложения, в которых не выражаются эмоции и в конце которых не ставится восклицательный знак?
Теперь давайте посмотрим, правы вы ли были или нет? Откройте учебник на странице 21. Прочитайте самостоятельно правило, тихонько проговаривая шепотом.
|
Читает стихотворение
Может выражать волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.
Предложения называются восклицательными
Предложения называются невосклицательными
Открывают учебник на странице 21 и самостоятельно читают правило
|
4 мин |
V. Первичное закрепление. |
|||
Личностные: —Иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, мышление. -Развивать навыки сотрудничества. |
Посмотрите на слайд. Прочитайте самостоятельно задание. Спишите предложения. Определите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения, и запишите это в скобках. Владислав, прочитай первое предложение Владислав, какое это предложение по цели высказывания и интонации? Запишите предложение в скобках побудительное, восклицательное 1. Помоги мне, пожалуйста! ( ) Запишите предложение с красной строки, в скобках укажите, что оно побудительное и восклицательное Петя прочитай следующее предложение Какое это предложение по цели высказывания и по интонации? Запишите в скобках побудительное, невосклицательное 2. Переходи улицу на зелёный сигнал светофора. ( )
Леша прочитай третье предложение Дмитрий какое это предложение по цели высказывания и по интонации? Запишите в скобках вопросительное, неувосклицательное 3. Когда ты вернёшься домой?
Артем прочитай следующее предложение Какое это предложение по цели высказывания и по интонации? Запишите в скобках повествовательное, невосклицательное 4. Завтра мы идём на концерт.
Вадим прочитай последнее предложение Какое это предложение по цели высказывания и по интонации? Запишите в скобках повествовательное восклицательное, |
Читают задание
Помоги мне, пожалуйста! Читает предложение Предложение побудительное, невосклицательное
Переходи улицу на зелёный сигнал светофора. (побудительное, невосклицательное)
Переходи улицу на зелёный сигнал светофора Предложение вопросительное, невосклицательное
Когда ты вернёшься домой? (вопросительное, не восклицательное) Читает предложение Предложение повествовательное, невосклицательное
gf Завтра мы идём на концерт. Приложение повествовательное, невосклицательное)
|
10 мин |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
|||
Личностные: —Иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, мышление. Регулятивные: -Принимать и сохранять учебную задачу; Прогнозировать результаты собственной деятельности, контролировать и оценивать себя.
|
На столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание на карточке. Поставьте в конце каждого предложения в тексте нужный знак препинания.
Видели ли вы лес осенью Как он красив осенью Многие деревья надели золотые платья Другие – медные Третьи стоят в жёлтых сарафанчиках с красивой оборочкой А вот этот кустик просто кумачовый Какая красотища Подул лёгкий ветерок Листья полетели, закружились, в вихре танца и укрыли всю тропку хрустким ковром
Сверьте свою работу с образцом на слайде. Исправьте ошибки! Поднимите руки те, у кого нет ошибок Поднимите те, у кого 2 ошибки и меньше! И поднимите те, у кого 3 и более ошибок Прочитайте предложения с нужной интонацией. |
Выполняют задание Проверяют выполненное задание по слайду
Видели ли лес осенью? Как он красив осенью! Многие деревья надели золотые платья. Другие – медные. Третьи стоят в жёлтых сарафанчиках с красивой оборочкой. А вот этот кустик просто кумачовый. Какая красотища! Подул лёгкий ветерок. Листья полетели, закружились в вихре танца и укрыли всю тропку хрустким ковром.
Проверяют свои работы Поднимают руки Поднимают руки Поднимают руки |
5 мин |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
|||
Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; уметь слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: -Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности. |
Откройте учебник на стр. 22. Работаем со схемой
На какие виды делятся предложения по цели высказывания?
На какие виды делятся предложения по интонации?
Какие предложения называются не восклицательными? Какие предложения называются восклицательными? Прочитайте повествовательные, невосклицательные предложения. Прочитайте вопросительное, восклицательное предложение Прочитайте вопросительное, невосклицательное Прочитайте побудительное, невосклицательное предложение Прочитайте побудительное, восклицательное |
Повествовательные, вопросительные и побудительные
Невосклицательные и восклицательные Предложения, которые произносятся без интонации Предложения, в которых выражены сильные чувства Снегири прилетели. Я люблю эту землю.
Снегири прилетели! Я люблю эту землю!
Почему же не идёт дождь? Берегите родную землю. Берегите родную природу! |
5 мин |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). |
|||
Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; уметь слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: -Строить логическую цепочку рассуждений, доказывать её. |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оцените свою работу на уроке при помощи подходящих тебе выражениями: внимательно слушал.. активно работал.. рассуждал… проявлял старание….
Домашнее задание: стр. 221, упр. 29 |
|
1 мин |