X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Модель программы педагогического сопровождения музыкальноодаренных младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

 

Пояснительнаязаписка.

Актуальность.

Концепцияобщенациональной системы выявления и развития молодых талантов утвержденаПрезидентом РФ 03.04.2012 года. Центральной идеей Концепции является мысль отом, что каждый человек талантлив. Добьётся ли он успеха, во многом зависит оттого, будет ли у него шанс реализовать свою одарённость. Выявление музыкально -одаренных детей и дальнейшее углубленное развитие их музыкальных способностейявляется одной из приоритетных задач в работе музыкального руководителядетского сада. Возникает необходимость создания целостной системы работы сталантливыми детьми. Анализ участия детей в различных утренниках, концертах,творческих заданиях показывает, что во всех возрастных группах имеетсякатегория музыкально-одаренных детей. Целенаправленная и систематическая работас музыкально-одарёнными детьми позволит более эффективно управлятьформированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления(гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.),активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся,рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения музыкальных знаний.Данная проблема обозначила направление по составлению и реализации программыработы с одарёнными детьми.

Музыкальнаяодаренность представляет собой один из видов одаренности в области искусства.Сущности музыкальной одаренности и ее структуре посвящены работы А.Л.Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.Т. Таллибулиной, Б.М. Теплова,К.В. Тарасовой, Г.М. Цыпина и др. Особенности проявления и развития музыкальнойодаренности в школьном возрасте исследуются О.В. Гончаровой, Д.К. Кирнарской,С.Л. Лосевой, М.А. Мильчарек, В.И. Петрушиным, И.Т. Рустамовой, М.С. Старчеус,Э.А. Сухачевой, М.Т. Талибуллиной, Б.М. Тепловым. Процесс обучения музыкальноодаренных детей рассматривается как целостный педагогический процесс,направленный на комплексное развитие общих и специальных способностей, личныхкачеств младших школьников.

Музыкальное воспитание в школе – этоорганизованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальнойкультуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становлениятворческой личности ребенка.

Музыкальные способности не существуютнезависимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются вмузыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана сопределенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама посебе. Б.М. Теплов выделяет три основные способности: 1 – ладовое чувство какэмоциональное переживании различение ладовых функций; 2 – произвольноепользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 –ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущенияэмоциональной выразительности ее ритма.

Успешность данного процесса связана свозможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболееблагоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты идоступны детям младшего школьного возраста, не требуют специальной подготовки идолгого обучения, опираются на привычную форму игры.

 

Пение,в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребенку младшегошкольного возраста. Эта доступность обусловлена тем, что независимо от того,обладает ребенок задатками или нет, развиты у него музыкальные способности илинет, его певческий инструмент всегда «при себе». Но для того чтобы статьактивным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природныминструментом — голосом не только в пении, но и в речи, ученику необходимо овладетьопределенной системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых можетпроизойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения впроцессе индивидуальной работы.

Концепция.

Настоящаяпрограмма базируется на понимании того, что настоящая социальная ситуациядиктует потребность как в выпускнике школы, так и УДО, человеке,владеющем способами сохранения и развития себя как личности, способной,реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.«Развивая себя – развиваешь общество» тезис, отражающий в некоторой степенихарактерный признак нового социального заказа. Это предполагает построениетакого образовательного пространства, в котором каждый учащийся УДО сможетсамореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожитьв УДО «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем и проблемныхситуаций.

Музыкально-певческоеразвитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения являетсяэффективным средством раскрытия их индивидуальности, активизации мышления,самореализации посредством развития общих и специальных способностей,формирования потребностей в творческом самовыражении.

Вообще в музыкально-педагогической практике под основнымимузыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальныйслух, чувство ритма и музыкальная память. 

К группе музыкальноодарённых детей могут быть отнесены учащиеся, у которыхразвито:


— ладовое чувство, т.е. способность эмоциональноразличать ладовые функции звуков мелодии;

— способностьк слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховымипредставлениями, отражающими звуковысотное движение;

— музыкально-ритмическоечувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствоватьэмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Дляодарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной итворческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому рядупричин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признакиодарённости.

Можноусловно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети снеобыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такиедети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) дети спризнаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённойобласти науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающиеяркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередкораскрываются в старшем школьном возрасте).

Созданиеусловий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чьяодарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также простоспособных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейшийкачественный скачок в развитии их способностей, является одним из главныхнаправлений работы нашего образовательного учреждения.

Ключевыепонятия.При составлении программы в первую очередь важно определить основные понятия.

· Способности индивидуальныеособенности личности, помогающие ей успешно заниматься определеннойдеятельностью.

· Талант выдающиесяспособности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всеготалант проявляется в какой-то определенной сфере.

· Гениальность –высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых,уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

· Одаренность это системное,развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможностьдостижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одномили нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

· Одаренный ребенок эторебенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином видедеятельности.

· Признакиодаренности это теособенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельностии могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

· Одаренные дети это дети, которыеотличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в рядеобластей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной,психомоторной или социальной.

· Педагогическаяподдержка одаренных детей создание программ обучения и воспитания одаренныхдетей дошкольного и школьного возраста, а также реализация этих программ вучебном процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категорииучащихся, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическимипедагогическими средствами.

· Психологическаяподдержка одаренных детей система психологических мер, способствующихбеспрепятственному развитию личности ребенка.

· Социальная помощьодаренным детям специальнаядеятельность социальной службы школы, общественных организаций, частных лиц поминимизации или полному устранению факторов, значительно усложняющих процессысоциализации одаренных детей.

Цельпрограммы.

созданиекомплекса условий и средств, направленных на совершенствование системывыявления, поддержки, педагогического сопровождения музыкально одаренных италантливых детей в учреждении.

Задачи.

1.Разработать систему мониторинга и развития предпосылок музыкальной одаренностиучащихся;

2. Выявитьдетей с предпосылками данной одаренности;

3. Сформироватьбазу данных музыкально одаренных детей;

4.Скоординировать и интегрировать деятельность педагогов, специалистов иродителей в этом направлении;

5.Разработать план мероприятий для развития творческих способностей учащихся.

Критерииоценки результативности.

· повышение удельного веса количества учащихся,являющихся  членами хора и вокальных групп;

· повышение удельного веса призеров и участниковгородских, районных  конкурсов;

· наличие теоретического массива(методического, технологического, диагностического) информационного банка попроблеме «Развитие детской музыкальной одаренности»

Принципы.

1.     Постепенное,последовательное овладение вокальным, сценическим, речевым мастерством;

2.     Соблюдение единствахудожественной задачи и вокально-технических средств;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

3.     Соблюдение единствавоспитания и обучения, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетанияпрактической работы с развитием способности учащихся воспринимать и пониматьвокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное вокружающей действительности и искусстве;

4.     Развитие яркойвыраженности познавательно-эстетической сущности

вокальной и речевой культуры;

5.     Создание системыучебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим иречевым видом искусства;

6.     Спиральноепостроение содержания работы путём постепенного расширения и углубления знаний,совершенствования творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому;

7.     Построениесодержания программы, направленное  на активное развитие у детей эмоционально-эстетическогои нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального откликана красоту окружающих предметов, природы и т. д.

 

Основныенаправления работы.

1. Диагностика как неотъемлемаячасть развития творческого мышления.

2. Создание благоприятных условийдля реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностейучащихся.

4. Поощрение – стимулированиедальнейшей творческой деятельности.

Стратегия работы содаренными детьми.

I. Диагностика.

1. Изучение диагностическихметодик, основанных на доступности, информативности, емкости;

2. Создание банка методик длядиагностирования учащихся; банка одарённых талантливых детей;

3. Изучение круга интересов вокальнодеятельности учащихся путем анкетирования;

4. Изучение личностных потребностейодарённых учащихся путем собеседования;

5. Приобретение развивающихпрограмм и методик работы с одаренными детьми.

II. Созданиеблагоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

1. Организация консультативнойпомощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию исамодостаточность;

2. Информирование учащихся оновейших достижениях в области культуры и вокального искусства;

3. Знакомство учащихся с современнымвокальным материалом. Организация помощи учащимся в подборе произведения;

4. Привлечение творческихпедагогов, работников культуры для проведения бесед, мастер-классов  с детьми;

III. Развитие вокальныхспособностей.

1. Доступность и широкоепривлечение учащихся к участию и организации вокальных , конкурсов различногоуровня;

2. Проведение вокальных конкурсов внутриучреждения;

3. Использование в практике работыс одарёнными детьми следующих приемов:

выполнение творческих исполнительскихзаданий;

повышение степени сложности репертуара.

IV. Стимулирование– поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1. Создание постоянно действующегостенда, посвященного победителям и призерам вокальных конкурсов различногоуровня;

2. Публичное своевременное освещениеуспехов учащихся с использованием школьного сайта, школьной группы В контакте,Инстаграме; вручение грамот и дипломов победителям и призерам вокальныхконкурсов на школьных линейках;

3. Публичное вручениеблагодарственных писем родителям на общешкольных и классных родительскихсобраниях;

Этапы работы.

1 этап: диагностико-прогностический,методологический (2021-2022):

 создание банка данных по музыкально(вокально) одаренным детям;

создание «Копилки вокальных произведений(репертуара) для младших школьников».

2 этап: деятельностный (2022-2023):

выявление одаренных детей в 1-2 –хклассах;

организация системы работы вокальногокружка или хора;

активное участие в вокальных конкурсахшкольного и городского уровней;

проведение благотворительных концертов.

3 этап: констатирующий (2023-2024):

cоздание банка педагогического опыта вработе с вокально одаренными;

аналитический отчет «Система работы с музыкальноодаренными детьми».

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет