Урок по теме: «Имя существительное»
«Чтоза прелесть эти сказки»
А.С.Пушкин
Цель: обобщить и систематизировать знанияучащихся по теме «Имя существительное»
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания обименем существительном, полученные на уроках русского языка.
Развивающие: развивать речь учащихся,память, орфографическая зоркость, внимание, память. Обогащать словарный запас,интерес, аккуратность.
Воспитательное: воспитывать интерес крусскому языку, через сказки К.И. Чуковского.
Тип урока: закрепление изученногоматериала, обобщение.
1. Организационныймомент
Приветствие.
Игра: «Эхо» (проверкаготовности к уроку)
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Будем мы работать дружно
Много знаний нынче нужно
2. Проверкадомашнего задания (наизусть знать падежи)
Речевая разминка (хоромназвать падежи)
3. Постановкатемы и цели урока.
— Сегодня на уроке мыповторим и обобщим знания об удивительной части речи.
— О какой части речи, каквы думаете? Какую часть речи мы изучали?
Речевая разминка (имясуществительное). Хором.
— «Что за прелесть этисказки» А.С. Пушкин
— Отрывки из сказок К.И.Чуковского
Читает учитель. –Иллюстрации к сказкам Корнея Чуковского нам помогут обобщить, закрепить,повторить наши знания об имени существительном.
4. Актуализациязнаний. (дата и классная работа)
Посмотрите внимательно накартины и выберите понравившуюся.
— Все ли знаем мы об этойчасти речи? Давайте проверим.
1. Что такое имясуществительное? Что обозначает? Найдите у себя на картинке слова
Предмет. Докажите к какойчасти речи относится. (Задавайте вопрос)
2. запишите в тетради 5слов. На какие вопросы отвечает часть речи имя существительное?
На какие два большихразряда делятся существительные?
Одушевленные инеодушевленные.
Речевая разминка. (хоромназвать падежи). Найдите на картинке.
3.Давайте проверим. Хорошо! Молодцы!
4.Большинство существительных изменяются по числам. На какие?
Найдем у нас накартинках.
Речевая разминка (хоромназвать един. И множественное число). Найдите на картинке.
— кто не моет, не стирает
Мусор, грязь не убирает?
От кого бежали чашки?
Есть такая замарашка
Ни к чему вопросы, споры
Всем знакома та Федора.
(Один ученик у доски)
У Федоры согласились:
Ед.ч. Множ.ч.
Вилка Вилки
Ложка Ложки
Нож Ножи
Тарелка Тарелки
Чашка Чашки
Чайник Чайники
В каком числе? Давайтепоможем Федоре вернуть все предметы.федора говорит нам: Спасибо!
5. Всеимена существительные являются представителями 3-х знатных видов. Каких?
М.р., Ж.р., Ср.р.
Речевая разминка.
Вспомним как определяемрод?
Слова- помощники
Ж.р. запомню я и скажу:«Она моя»
И запомню род мужской иопять скажу: «Он мой».
Средний род: «Оно мое».Это правило твое.
Самостоятельная работа покартинкам.
Найти и написать втетрадь М.р., Ж.р.. Ср.р.
Давайте проверим.
Физминутка
Учитель: Для того, чтобывы и дальше хорошо работали и были бодрыми выполним физминутку. Я буду называтьслова, которые пишутся с большой буквы вы приседаете, а те слова которыепишутся с маленькой буквы вы хлопаете в ладоши над головой.
Москва, Саша, Иванов,Усть-Урма, Темник, Жучка, река, город, деревн, имя, кличка.
6. Отдохнули?Выполняя физминутку, мы с вами повторили еще одно правило именисуществительного.
Имена собственные– какие имена существительные относятся? Имена существительные нарицательные.
ФИО, названия ……….им. Собственные.
7. Сколькосклонений в русском языке? Три!
На доске. Какие именасуществительные относятся.
1склонение 2 склонение 3 склонение
М.р.- а; -я М.р. — ь
Ж.р. – а; — я Ср.р.- о;е
Например:
8. Ребята,кто знает что значит просклонять имя существительное?
(изменить по падежам)
А сколько падежей врусском языке? Вопросы?
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью
Кто ходит по цепи кругом?
А почему кот ученый? Кто написалэти строчки? А кто такой А.С. Пушкин. Молодцы!
9. Итогурока.
Вот и подошел к концу нашурок. Он показал. Что вы усвоили знания б именах существительных. Знаетесказки, сказочных героев. Иллюстрации к ним нам помогли. Сказок очень много,больше читайте.
10. Оценивание.Сами себя. Учитель. Всем спасибо!