X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

«Кинезиологические упражнения как метод коррекциизвукопроизношения старших дошкольников с ТНР»

 

Актуальность.

Одним из актуальных направлений внедренияинновационных технологий в коррекционный процесс является использованиекинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности ипродуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

С этой целью разработан проект «Кинезиологические упражнения, какметод коррекции звукопроизношения старших дошкольников с ТНР». Кинезиологиянаправлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием идобиться гармоничного развития их у ребенка.

Количество детейс ОВЗ постоянно увеличивается. Снижается интеллектуальный уровень,падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети,увеличивается.

Для данногоконтингента воспитанников (дети с ТНР) характерны: системное нарушение речевойдеятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечатокна формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы,незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Средипсихологических характеристик детей с ТНР — быстрая истощаемость,замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция.

Чтобы поддержатьпознавательную активность детей данной категории, развить их мыслительныепроцессы, преодолеть имеющиеся у дошкольниковнарушения, укрепить психофизическое здоровье — мы предлагаем использовать кинезиологию длякоррекции звукопроизношения у детей, а также для развития всех психическихфункций.

Методы кинезиологии позволяютвывести реализацию, пластичности, равновесия, силы и подвижности нервныхпроцессов на более высокий уровень, улучшают регулирующую и координирующую рольнервной системы. При коррекции произношения звуков логопеды используютупражнения артикуляционной гимнастики, в которые входят задания на развитиепереключаемости подвижности и достаточной силы 12 органов речевого аппарата наформирование определенных артикуляционных укладов правильногозвукопроизношения. Сочетание упражнений традиционной артикуляционной гимнастикис движениями мелкой моторики рук позволяет значительно увеличить диапазонрешаемых логопедических задачи.

Актуальность исследованияданной проблемы на социальнопедагогическом уровне определяется тем, что речеваяфункция является важнейшей психической функции человека, так как в процессеречевого развития формируется как познавательная деятельность, так испособность понятийного мышления, формируется личность ребёнка как будущегочлена общества.

На современном этапе методкинезиологии является новым направлением коррекционной работы у детей с общимнедоразвитием речи, а потому малоизучен, что определяет актуальность нашегоисследования на научно-методическом уровне.

Кинезиология улучшаетпсихологическую базу речи, оптимизирует двигательные возможности ребенка повсем показателям, повышает эффективность коррекционной работы по формированиюправильного звукопроизношения, и оказывает влияние на развитие фонематическихпроцессов.

Кинезиология —наука о развитии умственных способностей и физического здоровья черезопределенные двигательные упражнения. 

Кинезиологиянаправлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием идобиться гармоничного развития их у ребенка.   

Следовательно,развивающая работа на основе методов кинезиологии направлена от движения кмышлению и здоровью, а не наоборот.

Кинезиологическиеигры – прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игрыон учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинаетстремиться к успеху.

Кинезиологические упражнения -это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети иактивизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения дляразвития мелкой моторики — воздействуют на активные точки, связанные с коройголовного мозга, косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитиеребёнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.

Кинезиология способствует развитию всех психических идвигательных процессов и является здоровьесберегающей технологией для детей сограниченными возможностями.

 

 

Видпроекта: инновационный, практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: учитель-логопед,дети старшей группы с ТНР, воспитатели группы, родители воспитанников.

Данныеоб апробации проекта:

Срок реализации: октябрь– май (2021-2023 учебный год; 2022-2023 учебный год).

Данный проект рассчитан на 2 –3 года. В апробации данного проекта принимают участие – непосредственновоспитанники старшей — подготовительной группы «Золотая Рыбка», воспитателигруппы, родители старшего дошкольного возраста.

Цельисследования: теоретически обосновать, разработатьи экспериментально апробировать систему работы по формированию навыковзвукопроизношения у детей 5-7лет с ТНР средствами кинезиологических упражнений.

Ожидаемый результат: детиуспешно освоят кинезиологические упражнения, которые повлияют на более быстрыесроки постановки звуков и автоматизации их в спонтанной речи. А, также, наразвитие всех психических процессов у воспитанников с ТНР.

Проблема: постояннорастущее число детей нарушениями речи, с нарушениями в физическом и психическомразвитии.

Обеспечение проектнойдеятельностикартотекакинезиологических упражнений; информационная папка-передвижка в родительскийуголок.

Предметисследованиякоррекция звукопроизношения у детей 5-7 лет с ТНР средствами кинезиологических упражнений.

Объектисследованияпроцесскоррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая гипотезаисследования базируется напредположении о том, что коррекция у детей 5-7 лет с ТНР будет эффективным,если:

-процесс коррекции будетосуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальныхособенностей каждого ребенка с ТНР;

– коррекционный процесс будетстроиться на основе принципов системности и последовательности развивающеговоздействия на детей с ТНР;

– будет реализована целостнаяметодика применения кинезиологии в ходе общего коррекционного воздействия,позволяющая демонстрировать способы эффективного формирования фонетико-фонематическихумений, что способствует осознанному усвоению звукопроизносительных навыков иумений детьми 5-7 лет с ТНР.

Предполагаемые результаты:

1.Улучшение качества произношения звуков речи.
2. Развитие устной речи.
3. Повышение мотивации к обучению.
4. Формирование логического мышления.
5.
Улучшение коммуникативных навыков.
6. Снижение тревожности, отсутствие страха выступления перед детьми и взрослыми(дети становятся спокойнее и увереннее в себе).

7. Способность эффективно корректироватьнежелательные формы поведения и корректировать отклонения в развитии психическихпроцессов;

8. Овладение умениями, которыеранее были недоступны детям.

Цели проекта

Для педагогов:

1.    Создать условия дляблагополучного и комфортного состояния детей.

2.    Повышение профессиональнойкомпетентности.

Для родителей:

1.    Познакомить родителей(законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, ихцелями и задачами.

Научить родителей (законныхпредставителей) применять эти методики на практике.

Дляреализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

–теоретическое обоснование, разработка и апробирование в процессеэкспериментальной коррекционной работы, методики коррекции звукопроизношения удетей 5-7 лет с ТНР средствами кинезиологии.

— развитие межполушарной специализации;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий головного мозга;

— снятие эмоциональной напряжённости;

— развитие мелкой и общей моторики;

— развитие способностей воспитанников;

развитие познавательныхпсихических процессов у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память,воображение, речь);

повышение способностидетей к волевым усилиям, к произвольному контролю и снижениепсихоэмоционального напряжения у детей «группы риска»;

— улучшение зрительно-моторной координации;

— коррекция речевых нарушений.

А также, подобрать системукинезиологических упражнений, способствующих коррекции речевых нарушений иразвитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методологическуюоснову исследования составили:

–теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, В.И.Бельтюков, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.).

Теоретическуюоснову исследования составили: –положения овзаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М.Кольцова);

Методы и приемы:

1). Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонусмышц опорно-двигательного аппарата.

2). Дыхательные упражнения – улучшают ритмикуорганизма, развивают самоконтроль и произвольность.

3). Глазодвигательные упражнения – позволяютрасширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленныеи разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарноевзаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4). Телесные кинезиологические движения – «оживляют» иоптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемостьдетей, повышают стрессоустойчивость организма,работоспособность, совершенствуют механизмы адаптации детского организма квнешней среде, и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря такимкачествам, как ловкость, сила, гибкость, постепенно приучают его выдерживатьнагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовымиситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. Врезультате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

5). Упражнение для развития мелкой моторики –стимулируют речевые зоны головного мозга.

6). Массаж – воздействует на биологическиактивные точки.

7). Упражнения на релаксацию – способствуютрасслаблению, снятию напряжения.

8).Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает ихинтерес к упражнениям.  Из разученных упражнений создается целаяистория (сказка) и эффективность увеличится в несколько раз.

Изучивдостаточное количество литературы и практических материалов по кинезиологии, мырешили использовать полученные знания в работе с детьми подготовительнойлогопедической группы «Золотая Рыбка» детского сада №125.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

Условияреализации проекта:

·       Упражнения проводятся ежедневно в рамкахнепосредственной образовательной деятельности (на подгрупповых и индивидуальныхзанятиях). Можно проводить, как физминутки, а также и перед занятиями какорганизующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу вовремя занятий.

  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя и сидя.
  • Упражнения выполняются в сначала медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение — двумя. Все указания даются чётко, спокойно.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели.

Все упражнениялогопед выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличиваявремя и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Телесныеупражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечныезажимы, развивают межполушарное взаимодействие. Обездвиженный ребенок необучается!     

Движения,которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать триили более раз для другой стороны.
Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполненияспециальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный,так и накапливающийся (кумулятивный) эффект, способствующий повышениюумственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Обследованиезвуковой стороны речи воспитанников в начале учебного года проводилось пометодике Нищевой, Обследование праксиса проводилось с согласия родителей(законных представителей). Методика определения уровня развития межполушарноговзаимодействия – проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис.

Контрольнаядиагностика проводится после реализации проекта (проведениякоррекционно-развивающих занятий с использованием кинезеологическихупражнений).

Основныеэтапы исследования. В осуществленииисследования можно выделить 4 этапа.

Первыйэтап – поисково-аналитический (2021–2022 гг.).

— Определениепроблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийногоаппарата;

— составлениепрограммы исследования;

— анализтеоретических источников с целью установления степени научной разработанностиисследуемой проблемы;

— определениепоказателей и уровней сформированности навыков звукопроизношения у детей 5-6лет с общим недоразвитием речи.

Второйэтап – экспериментальный (2022 г.).

Разработка иапробация методики коррекции звукопроизношения у детей 5-6  лет с ТНРсредствами кинезиологии в процессе комплексной коррекции.

Третийэтап – коррекционно-развивающий (2022-2023гг.)

Проведениекоррекционно-развивающей работы с воспитанниками 6-7 лет с ТНР, направленной наразвитие речи, психических процессов, пространственных представлений,восприятия, развитие мелкой и общей моторики, с использованием комплексовупражнений кинезиологической гимнастики.

Четвертыйэтап — аналитико-обобщающий (2023г.).

Обработка, анализи интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы, обобщение,систематизация и оформление материалов.

Этапыреализации проекта

Этапы

Содержание работы

 

Сроки реализации

(месяц, год)

Форма представления результатов

I – поисково-аналитический

 

1.Работа с методической литературой по сбору информации.

2. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2.Составление плана работы над проектом.

3. Подбор программно-методического обеспечения.

4.Создание методической подборки кинезиологических упражнений и игр.

5. Работа с педагогами логопедической группы.

6. Работа с родителями.

7. Участие в вебинаре.

Октябрь — март

1.Вебинар «Межполушарное взаимодействие». Кинезеологические упражнения в работе учителя-логопеда», автор Нищева Н.В.

2. Проведение родительского собрания (презентация;

— мастер-класс. 

 3. Регулярные рекомендации, игровые упражнения, практические задания в интернет-сообществе, в тетрадях для домашних заданий и при индивидуальных консультациях родителей.

4. Проведение для педагогов логопедической группы  

-мастер-класс)

На мастер-классе педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

 

II – диагностический (экспериментальный)

 

1.Определение уровня развития познавательных психических процессов у воспитанников логопедической подготовительной к школе группы. 

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР.

Октябрь-ноябрь

1. Диагностика речевых навыков и психических процессов (заполнение диагностических карт).

2. Подбор, составление упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

 

III этап – коррекционно-развивающий.

 

1. Проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы, направленной на развитие речи и психических процессов, а также пространственных представлений, восприятия, развитие мелкой и общей моторики, с использованием комплексов упражнений кинезиологической гимнастики. (информирование по теме проекта.

3.Работа с родителями.

Октябрь — май

1.Проведение НОД (фронтальная и индивидуальная формы работы с детьми) по сетке занятий с включением физминуток, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

2. Картотека игр — Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти;

— Упражнения для развития координации глаз и рук.

3. Регулярные консультации для родителей, практические тренинги, брошюры с игровыми приемами, практическими заданиями.

IV этап – Аналитико-обобщающий

 

1.Проведение итоговой контрольной диагностики параметров и функций развития речи детей, с целью оценки эффективности данного проекта.

Апрель-май

1.Диагностика речевых навыков и психических процессов.

2.Презентация работы над проектом.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет