«Спецификаработы концертмейстера»
Термины «концертмейстер» и«аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе частоприменяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» -сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) наэстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумеваетритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузкаложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичьхудожественного единения всех компонентов исполняемого произведения.
Концертмейстер – «пианист, помогающийвокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии иаккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора-пианистаподразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстервключает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умениеконтролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики ипричин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путьк исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельностиконцертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологическиефункции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсныхситуациях.
Если обратиться к истории данноговопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер»обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов воркестре.
Концертмейстерство как отдельный видисполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количестворомантической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовалоособого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количестваконцертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то времяконцертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое:играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах,транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность былаутрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальныхспециальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных вкаждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы сопределенными исполнителями.
Какими же качествами и навыкамидолжен обладать пианист, чтобы хорошим концертмейстером? Прежде всего, ондолжен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане.Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякийхороший не пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока неусвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру,не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партиейаккомпанемента.
Концертмейстерская областьмузицирования в классе хорового дирижирования, предполагает владение как всемарсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений,как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявитьиндивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсациюмузыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусствеконцертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющиедеятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение воимя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.
Хороший концертмейстер долженобладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом,воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения,артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора вконцертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваиватьмузыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуруи сразу отличая существенное от менее важного.
Перечислим, какие же знания и навыкинеобходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в высшемучебном заведении.
• в первую очередь умение читать слиста фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотахзвуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и яснопредставлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие еготрактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому еговыражению;
• владение навыками игры в ансамбле;
• умение транспонировать в пределахкварты текст средней трудности, что необходимо при игре с духовымиинструментами, а также для работы с вокалистами;
• знание правил оркестровки;особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, знаниеключей «До» — для того, чтобы правильно соотносить звучание фортепиано сразличными штрихам и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха;умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов всоответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умениеперекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушаязамысла композитора;
• умение читать и транспонировать наполтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;
• знание основных дирижерских жестови приемов;
• знание основ вокала: постановкиголоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметьбыстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп,настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
• для успешной работы с вокалистаминеобходимо знание основ фонетики итальянского, желательно и немецкого,французского, языков, то есть знать основные правила произношения слов на этихязыках, в первую очередь – окончаний слов, особенности фразировочной речевойинтонации;
• знание основ хореографии исценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождениетанцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность обосновных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев;знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видетьтанцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умениеимпровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые вучебном процессе на занятиях хореографии;
• знание русского фольклора, основныхобрядов, а также приемов игры на русских народных щипковых инструментах –гуслях, балалайке, домре;
• умение «на ходу» подобрать мелодиюи аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшиестилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурноразрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме впростой фактуре.
• знание истории музыкальнойкультуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль иобразный строй произведений.
Концертмейстеру необходимо накопитьбольшой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подрядмного его произведений Хороший концертмейстер проявляет большой интерес кпознанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иныхпроизведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не долженупускать случая практически соприкоснуться с различными жанрамиисполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждоговида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром; даже если впоследствииопределится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной областивсегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.
Специфика игры концертмейстера состоиттакже в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть несолистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участникомвтороплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявлениятворческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать своевидение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо приэтом сохранить свой индивидуальный облик.
При всей многогранности деятельностиконцертмейстера на первом плане находятся ее творческие аспекты. Творчество –это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.Творчество – активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание,дающий человеку возможность по новому воспринимать окружающий мир и самого себя.Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличиезамысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активнымпоиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнениихудожественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннемпредставлении.
Для постановки интересных задач вмузыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточнознаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинахмузыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии).Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различныхсвязях, широкая осведомленность в смежных областях знаний — все это поможетконцертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Концертмейстер должен обладать рядомположительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – этовнимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределятьне только между двумя собственными руками, но и относить главному действующемулицу, будь то вокалист или дирижер. В каждый момент важно, что и как делаютпальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом(которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением усолиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественногозамысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических идушевных сил.
Мобильность, быстрота и активностьреакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Онобязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальныйтекст, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довестипроизведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снятьнеконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстраднымвыступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная играаккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передаетсяпартнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней имышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимыеконцертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальныхнеполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ниостанавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать своюдосаду на ошибку мимикой или жестом.
Функции концертмейстера, работающегов учебном заведении , носят в значительной мере педагогический характер,поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами новогоучебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работытребует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфическихнавыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а такжепедагогического чутья и такта.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классеспециального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинскиечтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научнойконференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000.
2.Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкойнаправленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства //Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественногомузыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев,Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
3.Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище //Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.
4.Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессеконцертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1980.
5.Макаренко А. О некоторых особенностях фортепианного аккомпанемента старинногороманса и русской народной песни // Тезисы докладов научно-практическойконференции по итогам исследовательской работы преподавателей за 1998-1999 г.Челябинская гос. академия культуры и искусств / Сост.Н.Г. Апухтина. – Вып. 4. –Челябинск, 2000.
6.Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. — М.:«Большая Российская Энциклопедия», 1998.
7.Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О мастерствеансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
8.Хрестоматия музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца. Вып.1-2. / Сост. Е. Муськина. – С.-Пб.: Музыка, 1998. – 260 с
