X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 

поучебному предмету

 

«Литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 5

 

Учитель: Герасимова Евгения Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

 

 

Рабочаяпрограмма по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программыосновного общего образования в соответствии с основными по­ложениями ФГОСнового поколения.

Даннаярабочая программа ориентирована на со­держание авторской программы и научебник-хресто­матию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Корови­на (М.:Просвещение, 2016 г).

   Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой,гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами иэстетическими потребно­стями имеет художественная литература. В основу кур­сашкольной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формыи содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей кур­са являетсяосмысление историко-культурных сведе­ний, нравственно-эстетическихпредставлений, усвое­ние основных понятий теории и истории литературы,формирование умений оценивать и анализировать ху­дожественные произведения,овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка

Изучениелитературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

      воспитаниедуховно развитой личности, фор­мирование гуманистического мировоззрения,гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе иценностям оте­чественной культуры;

      развитиеэмоционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­скогомышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторскойпозиции; формирование начальных представле­ний о специфике литературы в рядудругих ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественныхпроизведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

      освоениетекстов художественных произведе­ний в единстве формы и содержания, основныхисторико-литературных сведений и теоретико-­литературных понятий;

      овладениеумениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовыхлитературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы;выявления в произведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческогосодержания; грамотного использования русского литератур­ного языка при формулированиисобственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализацииобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего

образова­нияпредусматривает решение следующих основных задач:

      обеспечениесоответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

      обеспечениепреемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общегообразования;

 обеспечение доступности получения качест­венного

     основногообщего образования, дости­жение планируемых результатов освоения про­граммыосновного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидамии детьми с ограниченными возможностями здо­ровья;

      установлениетребований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательнойпрограммы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, кобеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,к формированию образователь­ного базиса с учетом не только знаний, но и со­ответствующегокультурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для еесамореализации;

      обеспечениеэффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ногопроцесса, взаимодействия всех его участ­ников;

      взаимодействиеобразовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммыс социальными партнерами;

      выявлениеи развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей сограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностейчерез систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественнополезной деятельности, в том числе социальной практи­ки, с использованием учрежденийдополнитель­ного образования детей;

      организацияинтеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества,проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

      участиеобучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работникови общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды,школьного уклада;

      включениеобучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды(населенного пункта, района, города) для приоб­ретения опыта реальногоуправления и действия;

      социальноеи учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентацияобучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов всотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессиональногообразования, центрами профес­сиональной работы;

      сохранениеи укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся,обеспечение их безопасности.

Воснове реализации основной образовательной программы лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает:

      воспитаниеи развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова­ционнойэкономики, способной решать задачи построения российского гражданского обществана основе принципов толерантности, диалога культур и уважения егомногонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

     формированиесоответствующей целям обще­го образования социальной среды развитияобучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструированияна основе разработки содержания и технологий образова­ния, определяющих пути испособы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательногоразвития обучающихся;

      ориентациюна достижение основного результа­та образования — развитие на основе освоенияуниверсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося,его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности ксаморазвитию и непрерывному образованию;

      признаниерешающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательнойдеятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного исоциального развития обучающихся;

      учетиндивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностейобучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построенииобра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей ипутей их достижения;

      разнообразиеиндивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждо­гообучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей сограниченными воз­можностями здоровья.

Целиизучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественнымпроизведениям, которые давно и всенародно признаны классиче­скими и сталидостоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цельлитературного обра­зования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихсяс классическими образцами мировой сло­весной культуры, обладающими высокимихудожест­венными достоинствами, выражающими жизненную правду,общегуманистические идеалы и воспитываю­щими высокие нравственные чувства учеловека чи­тающего.

Курслитературы опирается на следующие виды деятельности по освоениюсодержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

      осознанное,творческое чтение художественных произведений разных жанров;

        выразительное чтение художественного текста;

      различныевиды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, створческим заданием);

     ответына вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

      заучиваниенаизусть стихотворных и прозаиче­ских текстов;

        анализ и интерпретацию произведения;

      составлениепланов и написание отзывов о про­изведениях;

 написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основежизненных впечатлений

     целенаправленныйпоиск к информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

      индивидуальнуюи коллективную проектную деятельность.

Содержаниедеятельности по предмету в 5 классе

Вэтой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы какискусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения схудожественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбортекстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основномсосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятиясвяза­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения — отметафоры до композиции.

Этагруппа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеетсобственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­маниечтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественнойлитературы, проектной дея­тельности учащихся.

Курслитературы строится с опорой на текстуаль­ное изучение художественныхпроизведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культурыустной и письменной речи.

                               Общая характеристика учебного предмета

 

Главнаяидея программы по литературе — изуче­ние литературы от фольклора кдревнерусской ли­тературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программесоблюдена системная направ­ленность: в 5 классе это освоение различных жанровфольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство сотдельными сведения­ми по истории их создания, а также с фактами био­графийписателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разныхвеков в каждом классе (горизонталь).

Ведущаяпроблема изучения литературы в 5 клас­се — внимание к книге.

Чтениепроизведений зарубежной литературы про­водится в конце курса литературы за 5класс.

Однимиз признаков правильного понимания тек­ста является выразительность чтения.Именно эти на­выки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитываярекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебногопредмета “Литература” в условиях введения Федерального ком­понентагосударственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделенычасы на развитие речи (далее — P.р.),на уроки внеклассного чтения (да­лее — Вн. чт.), проектнуюдеятельность учащихся.

Впрограмму включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарнаяработа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы,доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучиваниянаизусть, список произ­ведений для самостоятельного чтения.

 

Содержаниеучебного предмета

 

ВВЕДЕНИЕ(1 ч.)

Писателио роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколениядругому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски,оглавление); создатели книги (автор, худож­ник, редактор, корректор, наборщик).Учебник лите­ратуры и работа с ним.

УСТНОЕНАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  (10 ч.)

Фольклор

Фольклор— коллективное устное народное творче­ство. Преображение действительности вдухе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорныхпроизведений. Коллективное и ин­дивидуальное в фольклоре. Малые жанрыфольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки,скороговорки, загадки).

Теориялитературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русскиенародные сказки

Сказкикак вид народной прозы. Сказки о живот­ных, волшебные, бытовые. Нравоучительныйи фило­софский характер сказок.

«Царевна-лягушка».Народная мораль в характе­ре и поступках героев. Образневесты-волшебницы… Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Жи-вотные-помощники. Особая роль чудесных противни­ков — Бабы-яги, КощеяБессмертного. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древнимимифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои на­родных сказок в оценке писателей.

«Иван— крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебнаябогатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты роднойземли. Иван — кре­стьянский сын как выразитель основной мысли сказки.Нравственное превосходство главного героя. Литерату­ра и изобразительноеискусство.

Сказкио животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатскаяшинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.Литература и изобрази­тельное искусство.

Теориялитературы. Сказка. Виды сказок (закреп­ление представлений). Постоянныеэпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариа­тивностьнародных сказок (начальное представление). Сравнение.

Р.р.Создание волшебной сказки

ИЗДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

Началописьменности у восточных славян и воз­никновение древнерусской литературы.Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехри­стианская книжностьна Руси.

«Повесть временных лет» каклитературный па­мятник

па­мятник.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость вое­воды Претича». Отзвукифольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира народной земле.

Теориялитературы. Летопись (начальное представ­ление).

ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

МихаилВасильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизниписателя. Ломоносов — ученый, поэт, худож­ник, гражданин.

«Случилисьвместе два астронома в пиру…» науч­ные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теориялитературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальноепредставление).

ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(41ч.)

Русскиебасни

Жанрбасни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Ла­фонтен, русские баснописцы XVIII в.).

ИванАндреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце.

«Воронаи Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяниепороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк напсарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическаяпозиция автора. Рас­сказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтениебасен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.

Теориялитературы. Басня (развитие представ­ления), аллегория (начальноепредставление), понятие об эзоповом языке.

Р.р.Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

Р.р.Сочинение по басне И.А. Крылова

ВасилийАндреевич Жуковский

Краткийрассказ о поэте.

«Спящаяцаревна». Сходныеи различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литера­турнойсказки, особенности сюжета. «Кубок». Благо­родство и жестокость.Герои баллады.

Теориялитературы. Баллада (начальное представ­ление).

Контрольнаяработа

АлександрСергеевич Пушкин

Краткийрассказ о жизни поэта (детство, годы уче­ния).

 «Улукоморья дуб зеленый…». Прологк поэме «Рус­лан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, об­разов и событийнародных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ееистоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящаяцаревна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрыхи злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны.Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие ли­тературной пушкинской сказкии сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и

внутренняя,победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность,музыкальность пушкинской сказки.

Теориялитературы. Литературная сказка (началь­ное представление).

Р.р.Стихотворнаяи прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русскаялитературная сказка

АнтонийПогорельский

Краткийрассказ о писателе.

«Чернаякурица, или Подземные жители». Сходствои различие литературной сказки и народной. Мир дет­ства в изображении писателя.Проект.

МихаилЮрьевич Лермонтов

Краткийрассказ о поэте.

«Бородино»— отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического собы­тияустами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальныхсцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теориялитературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора,звукопись, алли­терация (начальное представление).

НиколайВасильевич Гоголь

«Заколдованноеместо» — повесть из книги «Вечера на хуторе близДиканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого имрач­ного, комического и лирического, реального и фанта­стического.

Теориялитературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитиепредставлений).

НиколайАлексеевич Некрасов

Краткийрассказ о поэте.

«Мороз,Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»).Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянскиедети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщениек труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речеваяхарактеристика персонажей.

Теориялитературы. Эпитет (развитие представ­лений).

ИванСергеевич Тургенев

Краткийрассказ о писателе.

Реальнаяоснова повести «Муму» повествование о жизни в эпохукрепостного права. Духовные и нрав­ственные качества Герасима: сила,достоинство, со­страдание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немотаглавного героя — символ немого протеста кре­постных.

Теориялитературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой(начальное пред­ставление).

Р.р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

АфанасийАфанасьевич Фет

Краткийрассказ о поэте.

Стихотворение«Весенний дождь» радостная, яр­кая, полная движениякартина весенней природы.

ФедорИванович Тютчев

Краткийрассказ о поэте.

Ф.И.Тютчев- великолепный певец природы.

Р.р.Стихотворные размеры: Ямб, хорей, дактиль,амфибрахий, анапест.

ЛевНиколаевич Толстой

Краткийрассказ о писателе.

«Кавказскийпленник». Бессмысленностьи жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, дверазные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.Утверждение гуманистических идеалов.

Теориялитературы. Сравнение (развитие представ­лений). Сюжет (начальноепредставление).

Р.р.Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

АнтонПавлович Чехов

Краткийрассказ о писателе.

«Хирургия»— осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации.Речь персонажей как средство их характеристики.

Теориялитературы. Юмор (развитие представле­ний).

Р.р.А.П. Чехов «Хирургия» . Обучение выразительному чтению по ролям.

ПоэтыXIX века о Родине, родной природе и о себе

А.Н.Плещеев «Весна», И.С. Ники­тин «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Майков«Ласточки»,И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотво­рений. Проект.

Теориялитературы. Стихотворный ритм как сред­ство передачи эмоционального состояния,настроения.

Р.р.Обучение написанию  домашнего сочинения «Роль описания природы в созданиинастроения автора (героя)»

ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч.)

ИванАндреевич Бунин

Краткийрассказ о поэте. «Косцы». Особенно обостренное чувство любви к Родине

ВладимирГалактионович Короленко

Краткийрассказ о писателе.

«Вдурном обществе». Жизньдетей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страданиегероев повести. Образ серого сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей кбеднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теориялитературы. Портрет (развитие представ­лений). Композиция литературногопроизведения (началь­ное представление).

P.В.Г. Короленко «В дурном обществе» .Подготовка к письменномуответу на проблемный вопрос  «Путь Васи к правде и добру»

СергейАлександрович Есенин

Краткийрассказ о поэте.

Стихотворение«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» —поэтическое изображе­ние родной природы. Образы малой родины, родных людей какизначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Теориялитературы. Эпитет, олицетворение, мета­фора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.

ПавелПетрович Бажов

«Меднойгоры Хозяйка». Реальностьи фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастер­ству. Тайны мастерства. Своеобразие языка,интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальноепредставление). Сказ и сказка (общее и раз­личное

КонстантинГеоргиевич Паустовский

Краткийрассказ о писателе.

«Теплыйхлеб», «Заячьи лапы». Добротаи сострада­ние, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Р.р.Обучениенавыка характеристики героев.

СамуилЯковлевич Маршак

Краткийрассказ о писателе.

«Двенадцатьмесяцев» пьеса-сказка. Положитель­ные и отрицательные герои. Победа добра над злом -традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теориялитературы. Драма как род литературы (на­чальное представление). Пьеса-сказка.

Р.р.Сочинениепо пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»6 «Падчерица и Королева»,«Добро и зло в сказке».

АндрейПлатонович Платонов

Краткийрассказ о писателе.

«Никита».Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя сприродой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра изла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оп­тимистическое восприятиеокружающего мира.

Теориялитературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Р.р.Обучение навыкам характеристики героя.

ВикторПетрович Астафьев

Краткийрассказ о писателе.

«Васюткиноозеро». Автобиографичностьрассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понима­ние, находчивостьв экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные чертыхарактера ге­роя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юногогероя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теориялитературы. Автобиографичность литера­турного произведения (начальноепредставление).

Р.р. Обучение подробному пересказу законченного отрывка.

Р.р.Письменный ответ на вопрос «Что помогло Васютке» выжить в тайге?»

Поэтыо Великой Отечественной войне  Патриотическиеподвиги в годы Великой Отечест­венной войны. К.М. Симонов «Майор привезмальчиш­ку на лафете», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Войнаи дети — трагическая ”и героическая тема произ­ведений о Великой Отечественнойвойне.

Писателии поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2ч.)

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»,

А.А.Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретныепейзажные зарисовки и обобщен­ный образ России. Проект.

Писателиулыбаются

СашаЧерный. Краткий обзор биографии и творче­ства. «Кавказский пленник»,«Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темыпроизве­дений для детей.

ЮлийЧерсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».

Теориялитературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15ч.)

РобертЛьюис Стивенсон

Краткийрассказ о писателе.

   «Вересковый мед». Подвиггероя во имя сохранения

традицийпредков.

Теориялитературы. Баллада (развитие представ­лений).

ДаниэльДефо

Краткийрассказ о писателе.

«РобинзонКрузо». Жизньи необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчер­паемымвозможностям человека.

ХансКристиан Андерсен

Краткийрассказ о писателе.

«Снежнаякоролева». Соотношениереального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней —Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.

Р.р.Письменный ответ на проблемный вопрос «какие поступки героев сказок Андерсенаможно назвать благородными?»

МаркТвен

Краткийрассказ о писателе.

«ПриключенияТома Сойера». Том иГек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Чертыхарактера Тома, раскрывающиеся в отно­шениях с друзьями. Том и Беки, их дружба.Внутренний мир героев М. Твена.

ДжекЛондон

В.Ч. Краткий рассказ о писателе.

«Сказаниео Кише» сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться

0                    старших. Уважение взрослых. Характер мальчика смелость, мужество,изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудныхжизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизнисеверного народа.

ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ  ЗА ГОД

 

Местопредмета

Наизучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Распределениеучебных часов по разделам программы

Введение.Книга в жизни человека -1ч.

Устноенародное творчество —10 ч. (в т.ч. Р.р.- 1ч., Вн.чт.-1ч.)

Издревнерусской литературы — 2 ч.

Изрусской литературы XVIII века — 2 ч.

Изрусской литературы XIX века — 41  (в т. ч. Р.р.-8-ч., Вн.чт.- 3ч., К.р.-2ч.)

Изрусской литературы XX века — 31 ч (в т. ч. Р.р.-8ч.,.Вн.чт..,К.р..-2ч.)

Иззарубежной литературы — 15 ч (в т. ч. Р.р.-2ч.,.Вн.чт..,К.р..-1ч.)

Итоговыйурок—1ч.

Используемыйучебно-методический комплекс

 

КоровинаВ.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литера­тура. 5 класс: Учебникдля общеобразовательных учре­ждений. М.: Просвещение, 2015

 

Произведениядля заучивания наизусть

 

Пословицыи поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…»

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селень­ях…», отрывок из стихотворения«Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»).

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Потеме «Война и дети» 1—2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1—2 стихо­творения

Программадетализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегиюобучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета всоответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Список литературы для самостоятельногочтения

 

Е.А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется…».

А.С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А.В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н.В. Гоголь. Страшная месть.

Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А.А. Фет. «Облаком волнистым…». «Печальная береза…» и др.

И.С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я.П. Полонский. Утро.

А.Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат…….

Ф.И. Тютчев. Утро в горах.

Н.С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А.Н. Островский. Снегурочка.

А.П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Изрусской литературы XX века

М.Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А.И. Куприн. Чудесный доктор.

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высокополный месяц стоит…». «Помню — долгий зимний вечер…».

А.А. Блок. «Встану я в утро туманное…». «На весеннем пути в теремок…».

С.А. Есенин. Песнь о собаке.

ДонАминадо. Колыбельная.

И.С. Соколов-Микитов. Зима.

П.П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лесосенью.

Е.И. Носов. Варька.

В. П.Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Иззарубежной литературы

 БасниЭзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М.Твен. Приключения Тома Сойера

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Содержание

К.ч.

        Дата

Примеч.

План

Факт

 

 

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

 

 

 

1.       

 Введение. Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека

1

01. 09

 

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

10

 

 

 

2.       

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

1

02. 09

 

 

3.       

Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор.

1

07. 09

 

 

4.       

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

08. 09

 

 

5.       

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

09. 09

 

 

6.       

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

1

14. 09

 

 

7.       

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Жанр сказки

1

15. 09

 

 

8.       

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

16. 09

 

 

9.       

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

1

21. 09

 

 

10.   

Вн. чт.  Мои любимые сказки.

1

22. 09

 

 

11.   

Р.р.  Создание волшебной сказки.

1

23. 09

 

 

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

 

 

 

12.   

Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.

Общее представление о древнерусской литературе.

1

28. 09

 

 

13.   

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

29. 09

 

 

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ   XVIII ВЕКА  (2 ч.)

2

 

 

 

14.   

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ о писателе. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

30. 09

 

 

15.   

Роды и жанры литературы.

1

05. 10

 

 

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

41

 

 

 

16.   

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Понятие об эзоповом языке.

1

06. 10

 

 

17.   

И.А.Крылов. Слово о баснописце.  Басни «Ворона и Лисица» «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна». Осмеяние пороков.

1

07. 10

 

 

18.   

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

1

12. 10

 

 

19.   

Р.р. Обучение выразительному чтению басни.  Конкурс инсценированной басни.

1

13. 10

 

 

20.   

Вн. чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

14. 10

 

 

21.   

 В.А. Жуковский Кубок. Благородство и жестокость . Герои баллады

1

19. 10

 

 

22.   

Р.р.  Сочинение по басне И.А. Крылова.

1

20. 10

 

 

23.   

В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Сходные и различные черты литературной и народной сказки.

1

21. 10

 

 

24.   

 А.С. Пушкин. Детство. Годы учения. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни.

1

26. 10

 

 

25.   

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

27 .10

 

 

26.   

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

1

28 .10

 

 

27.   

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Красота внешняя и внутренняя.

1

11.11

 

 

28.   

Р.р.  Стихотворная и  прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

16. 11

 

 

29.   

Контрольная работа 1. «Творчество И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина»

1

17.11

 

 

30.   

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

18. 11

 

 

31.   

 А.  Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители. Мир детства в изображении писателя.

1

23. 11

 

 

32.   

Вн. чт. Писатели-сказочники и их герои.

1

24.11

 

 

33.   

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости

1

25. 11

 

 

34.   

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1

30. 11

 

 

35.   

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

01. 12

 

 

36.   

Вн. чт. Урок-презентация  повестей Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.

1

02. 12

 

 

37.   

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

07. 12

 

 

38.   

Н.А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

08.12

 

 

39.   

Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос. Поэтический образ русской женщины.

1

09. 12

 

 

40.   

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

14. 12

 

 

41.   

И.С. Тургенев. «Муму». Герасим — «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна.

1

15. 12

 

 

42.   

И.С.Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

1

16. 12

 

 

43.   

Р.р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1

21. 12

 

 

44.   

А.А. Фет. Краткий рассказ о писателе. «Весенний дождь» — радостная, яркая картина весенней природы.

1

22 .12

 

 

45.   

Ф.И.Тютчев — великолепный певец природы

1

23. 12

 

 

46.   

Р. р. Стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

1

28.12

 

 

47.   

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

29.01

 

 

48.   

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».Жилин и Костылин –два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.

1

30.12

 

 

49.   

«Кавказский пленник» — любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.

1

11.01

 

 

50.   

Р.р. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого  «Кавказский пленник»

1

12.01

 

 

51.   

Контрольная работа 2. «Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого»

 

13.01

 

 

52.   

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

1

18.01

 

 

53.   

Р.р.  А.П.Чехов. «Хирургия». Обучение выразительному чтению по ролям.

1

19.01

 

 

54.   

Рассказы Антоши Чехонте.   Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

1

25.01

 

 

55.   

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева,  А.Н.Майкова,  И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

1

26.01

 

 

56.   

Р.р. Обучение написанию домашнего сочинения  «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)».

1

27.01

 

 

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

29

 

 

 

57.   

И.А. Бунин. «Косцы». Особенно обострённое чувство любви к Родине

1

01.02

 

 

58.   

Вн.чт. И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России.

1

02.02

 

 

59.   

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

1

03.02

 

 

60.   

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев.

1

08.02

 

 

61.   

Р. р. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Путь Васи к правде и добру»

1

09.02

 

 

62.   

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтическое изображение родной природы

1

10.02

 

 

63.   

П.П.Бажов.  «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

1

15. 02

 

 

64.   

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя рассказа. Стремление к совершенному мастерству.

1

16. 02

 

 

65.   

К.Г. Паустовский.  «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.

1

17.02

 

 

66.   

Р. р. Обучение навыкам характеристики героя.

1

22. 02

 

 

67.   

Вн. чт.  К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы. Природа и человек в произведении.

1

24.02

 

 

68.   

С.Я.Маршак.  Пьеса-сказка  «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

01.03

 

 

69.   

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Анализ эпизода  «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами». Положительные и отрицательные герои пьесы. Победа добра над злом

 

 

 

 

70.   

Р.р. Сочинение по пьесе- сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

1

02.03

 

 

71.   

А.П.Платонов.  «Никита». Единство героя с природой.

1

03.03

 

 

72.   

А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика.

1

09.03

 

 

73.   

П. Платонов. «Никита». Особенности мировосприятия главного героя рассказа

 

 

 

 

74.   

Р.р. Обучение навыкам характеристики героя

1

10.03

 

 

75.   

Контрольная работа 3 . «Творчество писателей ХХ века»

1

15.03

 

 

76.   

В.П. Астафьев.   «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа

1

16. 03

 

 

77.   

Р.р. Обучение подробному пересказу законченного  отрывка.

1

17.03

 

 

78.   

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера главного героя. Человек и природа в рассказе

1

29. 03

 

 

79.   

Р. р. Письменный ответ на вопрос «Что помогло Васютке выжить в тайге?»

1

30 .03

 

 

80.   

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945).К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский.  «Рассказ танкиста». Война и дети

1

31.03

 

 

81.   

А. Т. Твардовский.  «Рассказ танкиста». Война и дети.

 

05.04

 

 

82.   

Контрольная работа 4. «Русская литература Х/Х – ХХ в.в.”

1

06. 04

 

 

 

РУССКИЕ ПОЭТЫ  XX века О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

2

 

 

 

83.   

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»;

Д. Кедрин  «Алёнушка»;  А.Прокофьев  «Алёнушка»

1

07.04

 

 

84.   

Вн. чт. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н.М. Рубцов «Родная деревня».

1

12. 04

 

 

85.   

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе

1

13. 04

 

 

86.   

.Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

14. 04

 

 

87.   

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.

1

19. 04

 

 

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ 

15

 

 

 

88.   

Р.Л.Стивенсон.  Баллада  «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

1

20.04

 

 

89.   

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо». Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человечества

1

21.04

 

 

90.   

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо»:  произведение о силе человеческого духа.

1

26.04

 

 

91.   

Р.р. Д. Дефо.  «Робинзон Крузо». Характеристика главного героя произведения

1

27. 04

 

 

92.   

Г.Х. Андерсен.  «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя

1

28. 04

 

 

93.   

Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева».

1

04. 05

 

 

94.   

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Победа добра над злом

 

 

 

 

95.   

Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Волшебные сказки. Сказки о предметах окружающего мира

1

05.05

 

 

96.   

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?»

1

11.05

 

 

97.   

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека , их внутренний мир.

1

12.05

 

 

98.   

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

 

 

 

99.   

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения героя.

1

17.05

 

 

100.           

Контрольная работа 5. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

18.05

 

 

101.           

 Джек Лондон.  «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка.

1

19. 05

 

 

102.           

Джек Лондон.  «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

1

24.05

 

 

103.           

Вн. чт. Джек Лондон. Мои любимые рассказы

1

25. 05

 

 

104.           

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Литература» в 5 классе

1

26.05

 

 

105.           

Задания для летнего чтения

1

31.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет