РАБОЧАЯПРОГРАММА
поучебному предмету
«Литература»
Класс: 5
Учитель: Герасимова Евгения Васильевна
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программыосновного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОСнового поколения.
Даннаярабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и научебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.:Просвещение, 2016 г).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами иэстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курсашкольной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формыи содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса являетсяосмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетическихпредставлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы,формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка
Изучениелитературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитаниедуховно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе иценностям отечественной культуры;
• развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитическогомышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторскойпозиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в рядудругих искусств, потребности в самостоятельном чтении художественныхпроизведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоениетекстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основныхисторико-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладениеумениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовыхлитературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческогосодержания; грамотного использования русского литературного языка при формулированиисобственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализацииобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего
образованияпредусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечениесоответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечениепреемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования;
обеспечение доступности получения качественного
• основногообщего образования, достижение планируемых результатов освоения программыосновного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидамии детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установлениетребований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательнойпрограммы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, кобеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующегокультурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для еесамореализации;
• обеспечениеэффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательногопроцесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействиеобразовательного учреждения при реализации основной образовательной программыс социальными партнерами;
• выявлениеи развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей сограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностейчерез систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественнополезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учрежденийдополнительного образования детей;
• организацияинтеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участиеобучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работникови общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды,школьного уклада;
• включениеобучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реальногоуправления и действия;
• социальноеи учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентацияобучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов всотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессиональногообразования, центрами профессиональной работы;
• сохранениеи укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,обеспечение их безопасности.
Воснове реализации основной образовательной программы лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитаниеи развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационнойэкономики, способной решать задачи построения российского гражданского обществана основе принципов толерантности, диалога культур и уважения егомногонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формированиесоответствующей целям общего образования социальной среды развитияобучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструированияна основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути испособы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательногоразвития обучающихся;
• ориентациюна достижение основного результата образования — развитие на основе освоенияуниверсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося,его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности ксаморазвитию и непрерывному образованию;
• признаниерешающей роли содержания образования, способов организации образовательнойдеятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного исоциального развития обучающихся;
• учетиндивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностейобучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построенииобразовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей ипутей их достижения;
• разнообразиеиндивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждогообучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей сограниченными возможностями здоровья.
Целиизучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественнымпроизведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и сталидостоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цельлитературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихсяс классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокимихудожественными достоинствами, выражающими жизненную правду,общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства учеловека читающего.
Курслитературы опирается на следующие виды деятельности по освоениюсодержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное,творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различныевиды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, створческим заданием);
• ответына вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучиваниенаизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составлениепланов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основежизненных впечатлений
• целенаправленныйпоиск к информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальнуюи коллективную проектную деятельность.
Содержаниедеятельности по предмету в 5 классе
Вэтой возрастной группе формируются представления о специфике литературы какискусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения схудожественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбортекстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основномсосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятиясвязаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — отметафоры до композиции.
Этагруппа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеетсобственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вниманиечтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественнойлитературы, проектной деятельности учащихся.
Курслитературы строится с опорой на текстуальное изучение художественныхпроизведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культурыустной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Главнаяидея программы по литературе — изучение литературы от фольклора кдревнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программесоблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанровфольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство сотдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографийписателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разныхвеков в каждом классе (горизонталь).
Ведущаяпроблема изучения литературы в 5 классе — внимание к книге.
Чтениепроизведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5класс.
Однимиз признаков правильного понимания текста является выразительность чтения.Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
Учитываярекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебногопредмета “Литература” в условиях введения Федерального компонентагосударственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделенычасы на развитие речи (далее — P.р.),на уроки внеклассного чтения (далее — Вн. чт.), проектнуюдеятельность учащихся.
Впрограмму включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарнаяработа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучиваниянаизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Содержаниеучебного предмета
ВВЕДЕНИЕ(1 ч.)
Писателио роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколениядругому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски,оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕНАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч.)
Фольклор
Фольклор— коллективное устное народное творчество. Преображение действительности вдухе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорныхпроизведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанрыфольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки,скороговорки, загадки).
Теориялитературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русскиенародные сказки
Сказкикак вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительныйи философский характер сказок.
«Царевна-лягушка».Народная мораль в характере и поступках героев. Образневесты-волшебницы… Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Жи-вотные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, КощеяБессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древнимимифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.
«Иван— крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебнаябогатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты роднойземли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительноеискусство.
Сказкио животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатскаяшинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.Литература и изобразительное искусство.
Теориялитературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянныеэпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативностьнародных сказок (начальное представление). Сравнение.
Р.р.Создание волшебной сказки
ИЗДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
Началописьменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжностьна Руси.
«Повесть временных лет» каклитературный памятник
памятник.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвукифольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира народной земле.
Теориялитературы. Летопись (начальное представление).
ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
МихаилВасильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизниписателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случилисьвместе два астронома в пиру…» —научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теориялитературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальноепредставление).
ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(41ч.)
Русскиебасни
Жанрбасни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
ИванАндреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
«Воронаи Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяниепороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк напсарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическаяпозиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтениебасен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.
Теориялитературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальноепредставление), понятие об эзоповом языке.
Р.р.Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
Р.р.Сочинение по басне И.А. Крылова
ВасилийАндреевич Жуковский
Краткийрассказ о поэте.
«Спящаяцаревна». Сходныеи различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературнойсказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость.Герои баллады.
Теориялитературы. Баллада (начальное представление).
Контрольнаяработа
АлександрСергеевич Пушкин
Краткийрассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
«Улукоморья дуб зеленый…». Прологк поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событийнародных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ееистоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящаяцаревна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрыхи злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны.Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказкии сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и
внутренняя,победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность,музыкальность пушкинской сказки.
Теориялитературы. Литературная сказка (начальное представление).
Р.р.Стихотворнаяи прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русскаялитературная сказка
АнтонийПогорельский
Краткийрассказ о писателе.
«Чернаякурица, или Подземные жители». Сходствои различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя.Проект.
МихаилЮрьевич Лермонтов
Краткийрассказ о поэте.
«Бородино»— отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического событияустами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальныхсцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теориялитературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора,звукопись, аллитерация (начальное представление).
НиколайВасильевич Гоголь
«Заколдованноеместо» — повесть из книги «Вечера на хуторе близДиканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого имрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теориялитературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитиепредставлений).
НиколайАлексеевич Некрасов
Краткийрассказ о поэте.
«Мороз,Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»).Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянскиедети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщениек труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речеваяхарактеристика персонажей.
Теориялитературы. Эпитет (развитие представлений).
ИванСергеевич Тургенев
Краткийрассказ о писателе.
Реальнаяоснова повести «Муму» — повествование о жизни в эпохукрепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила,достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немотаглавного героя — символ немого протеста крепостных.
Теориялитературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой(начальное представление).
Р.р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
АфанасийАфанасьевич Фет
Краткийрассказ о поэте.
Стихотворение«Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движениякартина весенней природы.
ФедорИванович Тютчев
Краткийрассказ о поэте.
Ф.И.Тютчев- великолепный певец природы.
Р.р.Стихотворные размеры: Ямб, хорей, дактиль,амфибрахий, анапест.
ЛевНиколаевич Толстой
Краткийрассказ о писателе.
«Кавказскийпленник». Бессмысленностьи жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, дверазные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.Утверждение гуманистических идеалов.
Теориялитературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальноепредставление).
Р.р.Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
АнтонПавлович Чехов
Краткийрассказ о писателе.
«Хирургия»— осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.Речь персонажей как средство их характеристики.
Теориялитературы. Юмор (развитие представлений).
Р.р.А.П. Чехов «Хирургия» . Обучение выразительному чтению по ролям.
ПоэтыXIX века о Родине, родной природе и о себе
А.Н.Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Майков«Ласточки»,И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.
Теориялитературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния,настроения.
Р.р.Обучение написанию домашнего сочинения «Роль описания природы в созданиинастроения автора (героя)»
ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч.)
ИванАндреевич Бунин
Краткийрассказ о поэте. «Косцы». Особенно обостренное чувство любви к Родине
ВладимирГалактионович Короленко
Краткийрассказ о писателе.
«Вдурном обществе». Жизньдетей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и состраданиегероев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей кбеднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теориялитературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературногопроизведения (начальное представление).
P.р.В.Г. Короленко «В дурном обществе» .Подготовка к письменномуответу на проблемный вопрос «Путь Васи к правде и добру»
СергейАлександрович Есенин
Краткийрассказ о поэте.
Стихотворение«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» —поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей какизначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теориялитературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
ПавелПетрович Бажов
«Меднойгоры Хозяйка». Реальностьи фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка,интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальноепредставление). Сказ и сказка (общее и различное
КонстантинГеоргиевич Паустовский
Краткийрассказ о писателе.
«Теплыйхлеб», «Заячьи лапы». Добротаи сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Р.р.Обучениенавыка характеристики героев.
СамуилЯковлевич Маршак
Краткийрассказ о писателе.
«Двенадцатьмесяцев» —пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом -традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теориялитературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Р.р.Сочинениепо пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»6 «Падчерица и Королева»,«Добро и зло в сказке».
АндрейПлатонович Платонов
Краткийрассказ о писателе.
«Никита».Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя сприродой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра изла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятиеокружающего мира.
Теориялитературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Р.р.Обучение навыкам характеристики героя.
ВикторПетрович Астафьев
Краткийрассказ о писателе.
«Васюткиноозеро». Автобиографичностьрассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивостьв экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные чертыхарактера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юногогероя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теориялитературы. Автобиографичность литературного произведения (начальноепредставление).
Р.р. Обучение подробному пересказу законченного отрывка.
Р.р.Письменный ответ на вопрос «Что помогло Васютке» выжить в тайге?»
Поэтыо Великой Отечественной войне Патриотическиеподвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привезмальчишку на лафете», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Войнаи дети — трагическая ”и героическая тема произведений о Великой Отечественнойвойне.
Писателии поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2ч.)
И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»,
А.А.Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретныепейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писателиулыбаются
СашаЧерный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник»,«Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темыпроизведений для детей.
ЮлийЧерсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».
Теориялитературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15ч.)
РобертЛьюис Стивенсон
Краткийрассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиггероя во имя сохранения
традицийпредков.
Теориялитературы. Баллада (развитие представлений).
ДаниэльДефо
Краткийрассказ о писателе.
«РобинзонКрузо». Жизньи необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемымвозможностям человека.
ХансКристиан Андерсен
Краткийрассказ о писателе.
«Снежнаякоролева». Соотношениереального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней —Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Р.р.Письменный ответ на проблемный вопрос «какие поступки героев сказок Андерсенаможно назвать благородными?»
МаркТвен
Краткийрассказ о писателе.
«ПриключенияТома Сойера». Том иГек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Чертыхарактера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба.Внутренний мир героев М. Твена.
ДжекЛондон
В.Ч. Краткий рассказ о писателе.
«Сказаниео Кише» —сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться
0 старших. Уважение взрослых. Характер мальчика смелость, мужество,изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудныхжизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизнисеверного народа.
ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ ЗА ГОД
Наизучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
Распределениеучебных часов по разделам программы
Введение.Книга в жизни человека -1ч.
Устноенародное творчество —10 ч. (в т.ч. Р.р.- 1ч., Вн.чт.-1ч.)
Издревнерусской литературы — 2 ч.
Изрусской литературы XVIII века — 2 ч.
Изрусской литературы XIX века — 41 (в т. ч. Р.р.-8-ч., Вн.чт.- 3ч., К.р.-2ч.)
Изрусской литературы XX века — 31 ч (в т. ч. Р.р.-8ч.,.Вн.чт. —3ч.,К.р..-2ч.)
Иззарубежной литературы — 15 ч (в т. ч. Р.р.-2ч.,.Вн.чт. —2ч.,К.р..-1ч.)
Итоговыйурок—1ч.
Используемыйучебно-методический комплекс
КоровинаВ.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебникдля общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015
Произведениядля заучивания наизусть
Пословицыи поговорки.
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья…»
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения«Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»).
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.А.Фет. «Весенний дождь».
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
Потеме «Война и дети» 1—2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1—2 стихотворения
Программадетализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегиюобучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета всоответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Список литературы для самостоятельногочтения
Е.А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется…».
А.С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А.В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н.В. Гоголь. Страшная месть.
Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А.А. Фет. «Облаком волнистым…». «Печальная береза…» и др.
И.С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я.П. Полонский. Утро.
А.Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат…….
Ф.И. Тютчев. Утро в горах.
Н.С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А.Н. Островский. Снегурочка.
А.П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Изрусской литературы XX века
М.Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А.И. Куприн. Чудесный доктор.
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высокополный месяц стоит…». «Помню — долгий зимний вечер…».
А.А. Блок. «Встану я в утро туманное…». «На весеннем пути в теремок…».
С.А. Есенин. Песнь о собаке.
ДонАминадо. Колыбельная.
И.С. Соколов-Микитов. Зима.
П.П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лесосенью.
Е.И. Носов. Варька.
В. П.Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Иззарубежной литературы
БасниЭзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М.Твен. Приключения Тома Сойера
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание |
К.ч. |
Дата |
Примеч. |
|
План |
Факт |
|
|||
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
1 |
|
|
|
1. |
Введение. Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека |
1 |
01. 09 |
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
10 |
|
|
|
2. |
Фольклор – коллективное устное народное творчество. |
1 |
02. 09 |
|
|
3. |
Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор. |
1 |
07. 09 |
|
|
4. |
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» |
1 |
08. 09 |
|
|
5. |
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. |
1 |
09. 09 |
|
|
6. |
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. |
1 |
14. 09 |
|
|
7. |
Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Жанр сказки |
1 |
15. 09 |
|
|
8. |
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. |
1 |
16. 09 |
|
|
9. |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. |
1 |
21. 09 |
|
|
10. |
Вн. чт. Мои любимые сказки. |
1 |
22. 09 |
|
|
11. |
Р.р. Создание волшебной сказки. |
1 |
23. 09 |
|
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
2 |
|
|
|
12. |
Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. Общее представление о древнерусской литературе. |
1 |
28. 09 |
|
|
13. |
Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
1 |
29. 09 |
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.) |
2 |
|
|
|
14. |
М.В. Ломоносов. Краткий рассказ о писателе. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» |
1 |
30. 09 |
|
|
15. |
Роды и жанры литературы. |
1 |
05. 10 |
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
41 |
|
|
|
16. |
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Понятие об эзоповом языке. |
1 |
06. 10 |
|
|
17. |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Ворона и Лисица» «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна». Осмеяние пороков. |
1 |
07. 10 |
|
|
18. |
И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. |
1 |
12. 10 |
|
|
19. |
Р.р. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. |
1 |
13. 10 |
|
|
20. |
Вн. чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. |
1 |
14. 10 |
|
|
21. |
В.А. Жуковский Кубок. Благородство и жестокость . Герои баллады |
1 |
19. 10 |
|
|
22. |
Р.р. Сочинение по басне И.А. Крылова. |
1 |
20. 10 |
|
|
23. |
В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Сходные и различные черты литературной и народной сказки. |
1 |
21. 10 |
|
|
24. |
А.С. Пушкин. Детство. Годы учения. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни. |
1 |
26. 10 |
|
|
25. |
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок |
1 |
27 .10 |
|
|
26. |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил Представленная информация была полезной? ДА 58.65% НЕТ 41.35% Проголосовало: 1052 |
1 |
28 .10 |
|
|
27. |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Красота внешняя и внутренняя. |
1 |
11.11 |
|
|
28. |
Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа |
1 |
16. 11 |
|
|
29. |
Контрольная работа 1. «Творчество И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина» |
1 |
17.11 |
|
|
30. |
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. |
1 |
18. 11 |
|
|
31. |
А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители. Мир детства в изображении писателя. |
1 |
23. 11 |
|
|
32. |
Вн. чт. Писатели-сказочники и их герои. |
1 |
24.11 |
|
|
33. |
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости |
1 |
25. 11 |
|
|
34. |
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» |
1 |
30. 11 |
|
|
35. |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» |
1 |
01. 12 |
|
|
36. |
Вн. чт. Урок-презентация повестей Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни. |
1 |
02. 12 |
|
|
37. |
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. |
1 |
07. 12 |
|
|
38. |
Н.А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» |
1 |
08.12 |
|
|
39. |
Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос. Поэтический образ русской женщины. |
1 |
09. 12 |
|
|
40. |
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
1 |
14. 12 |
|
|
41. |
И.С. Тургенев. «Муму». Герасим — «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. |
1 |
15. 12 |
|
|
42. |
И.С.Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. |
1 |
16. 12 |
|
|
43. |
Р.р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» |
1 |
21. 12 |
|
|
44. |
А.А. Фет. Краткий рассказ о писателе. «Весенний дождь» — радостная, яркая картина весенней природы. |
1 |
22 .12 |
|
|
45. |
Ф.И.Тютчев — великолепный певец природы |
1 |
23. 12 |
|
|
46. |
Р. р. Стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. |
1 |
28.12 |
|
|
47. |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. |
1 |
29.01 |
|
|
48. |
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».Жилин и Костылин –два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. |
1 |
30.12 |
|
|
49. |
«Кавказский пленник» — любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. |
1 |
11.01 |
|
|
50. |
Р.р. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» |
1 |
12.01 |
|
|
51. |
Контрольная работа 2. «Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого» |
|
13.01 |
|
|
52. |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. |
1 |
18.01 |
|
|
53. |
Р.р. А.П.Чехов. «Хирургия». Обучение выразительному чтению по ролям. |
1 |
19.01 |
|
|
54. |
Рассказы Антоши Чехонте. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. |
1 |
25.01 |
|
|
55. |
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. |
1 |
26.01 |
|
|
56. |
Р.р. Обучение написанию домашнего сочинения «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)». |
1 |
27.01 |
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
29 |
|
|
|
57. |
И.А. Бунин. «Косцы». Особенно обострённое чувство любви к Родине |
1 |
01.02 |
|
|
58. |
Вн.чт. И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. |
1 |
02.02 |
|
|
59. |
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. |
1 |
03.02 |
|
|
60. |
В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев. |
1 |
08.02 |
|
|
61. |
Р. р. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Путь Васи к правде и добру» |
1 |
09.02 |
|
|
62. |
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтическое изображение родной природы |
1 |
10.02 |
|
|
63. |
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. |
1 |
15. 02 |
|
|
64. |
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя рассказа. Стремление к совершенному мастерству. |
1 |
16. 02 |
|
|
65. |
К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке. |
1 |
17.02 |
|
|
66. |
Р. р. Обучение навыкам характеристики героя. |
1 |
22. 02 |
|
|
67. |
Вн. чт. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы. Природа и человек в произведении. |
1 |
24.02 |
|
|
68. |
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. |
1 |
01.03 |
|
|
69. |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Анализ эпизода «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами». Положительные и отрицательные герои пьесы. Победа добра над злом |
|
|
|
|
70. |
Р.р. Сочинение по пьесе- сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке». |
1 |
02.03 |
|
|
71. |
А.П.Платонов. «Никита». Единство героя с природой. |
1 |
03.03 |
|
|
72. |
А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. |
1 |
09.03 |
|
|
73. |
П. Платонов. «Никита». Особенности мировосприятия главного героя рассказа |
|
|
|
|
74. |
Р.р. Обучение навыкам характеристики героя |
1 |
10.03 |
|
|
75. |
Контрольная работа 3 . «Творчество писателей ХХ века» |
1 |
15.03 |
|
|
76. |
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа |
1 |
16. 03 |
|
|
77. |
Р.р. Обучение подробному пересказу законченного отрывка. |
1 |
17.03 |
|
|
78. |
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера главного героя. Человек и природа в рассказе |
1 |
29. 03 |
|
|
79. |
Р. р. Письменный ответ на вопрос «Что помогло Васютке выжить в тайге?» |
1 |
30 .03 |
|
|
80. |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945).К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети |
1 |
31.03 |
|
|
81. |
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети. |
|
05.04 |
|
|
82. |
Контрольная работа 4. «Русская литература Х/Х – ХХ в.в.” |
1 |
06. 04 |
|
|
|
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX века О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ |
2 |
|
|
|
83. |
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Д. Кедрин «Алёнушка»; А.Прокофьев «Алёнушка» |
1 |
07.04 |
|
|
84. |
Вн. чт. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н.М. Рубцов «Родная деревня». |
1 |
12. 04 |
|
|
85. |
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе |
1 |
13. 04 |
|
|
86. |
.Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. |
1 |
14. 04 |
|
|
87. |
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. |
1 |
19. 04 |
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
15 |
|
|
|
88. |
Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков |
1 |
20.04 |
|
|
89. |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человечества |
1 |
21.04 |
|
|
90. |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. |
1 |
26.04 |
|
|
91. |
Р.р. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характеристика главного героя произведения |
1 |
27. 04 |
|
|
92. |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя |
1 |
28. 04 |
|
|
93. |
Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева». |
1 |
04. 05 |
|
|
94. |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Победа добра над злом |
|
|
|
|
95. |
Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Волшебные сказки. Сказки о предметах окружающего мира |
1 |
05.05 |
|
|
96. |
Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?» |
1 |
11.05 |
|
|
97. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека , их внутренний мир. |
1 |
12.05 |
|
|
98. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. |
1 |
|
|
|
99. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения героя. |
1 |
17.05 |
|
|
100. |
Контрольная работа 5. «Путешествие по стране Литературии 5 класса» |
1 |
18.05 |
|
|
101. |
Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. |
1 |
19. 05 |
|
|
102. |
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. |
1 |
24.05 |
|
|
103. |
Вн. чт. Джек Лондон. Мои любимые рассказы |
1 |
25. 05 |
|
|
104. |
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Литература» в 5 классе |
1 |
26.05 |
|
|
105. |
Задания для летнего чтения |
1 |
31.05 |
|
|