X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

                               Программа элективного курса

                               Для учащихся 9 классов

                <<Шедевры на координатнойплоскости>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Автор: Альтшуллер

                                                                                                    Светлана Валерьевна;

                                                                                                      

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

 Программа курса ( предметного ) составлена всоответствии с Концепцией профильного и предпрофильного обучения. Курсрассчитан на 16 часов для учащихся 9 классов.

На практике мы часто встречаемся с зависимостями междуразличными величинами не только в математике, но и в других сферахдеятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональныезависимости одних величин от других.

Геометрические преобразования графиков, построениекусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля,позволяют передать красоту математики.

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математикинаходятся понятия «функция» и «графики». Однако размеры школьного учебника,количество часов, выделяемых на изучение темы «Функции и графики» в разныхклассах не позволяют показать в  полном объеме все многообразие задач,требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубокопонимать и использовать свойства функций.

С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ГИАуделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции,использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации поматематике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобныхзнаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можнораньше.

Курс «Шедевры на координатной плоскости» позволит углубитьзнания учащихся по построению графиков  функций, а также раскроет перед ниминовые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамкишкольной программы.

 

 

Важной составляющей курса являются практическиезадания, позволяющие усилить содержательную сторону  и способствующие лучшемуусвоению., которые собраны из журналов «Математика в школе» и газеты «Математика».

Для организации занятий будут использованы уроки-практикумы, лекционные и игровые уроки. Оценивание результатов: тесты,практические работы и проверочная работа.

На занятиях учащиеся углубляют знания по основномукурсу алгебра, получаемые на уроках, приобретают умения преобразованияграфиков, построения графиков кусочных функций.

 

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны:уметь строить графики функций содержащих модуль функции, модуль аргумента,модуль аргумента и функции, график дробно-линейной функции;  рисовать графикамиизученных функций на заданных промежутках, применять полученные знания дляграфического исследования уравнений и систем уравнений.

 

  Цель курса:  расширить знания по теме «Построение и преобразование   графиков».

 

 Задачи курса:  

 

·       закрепитьосновные фундаментальные понятия по данной теме;

·       научитьработать по алгоритму построение графиков функций содержащих модуль, рисоватьграфиками функций;

·       усилитьинтерес к изучению математики;

·       стимулироватьпоисковую и исследовательскую деятельность;

·       развиватьэстетические способности;     

 

 

 

 

 

Распределение часов

 

 

 

 

               тема

Кол-во

часов

 

          Вид деятельности

 

 

 1.

 

Графики элементарных

Функций и линий, преобразование графиков.

 

 

 

   2

 

Составление сводной таблицы,тест

творческое домашнее задание:

рисуем графики функций.

 

  2

 

 

Графики функций содержащих

модуль.

 

 

     4

Отработка алгоритма построения

графиков функций, содержащих модуль,

используя приёмы построения

 ,, базовых “фигур и определение     модуля числа.

 

 

 

   3

  

 

 Дробно – линейная

        Функция.

 

 

      3

 

Построение графика данной функции, и графиков, содержащих модуль этой

функции.

 

 

  4

 

 

Графическое исследование

уравнений и систем уравнений.

 

 

      4

 

Решение уравнений и систем уравнений

с помощью графиков; задачи– исследования,

задание из  ЕГЭ

 

 

   5

  

 

Практическая работа

творческого характера.

 

   

      2

 

 Самостоятельное составление композиции

 из графиков изученных функций.

 

 

 6

 

Проверочная работа.

 

 

      1

 

 

 

 Итого

 

  16

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

         Тема 1. Графики элементарных функций илиний, преобразование графиков.

 

Графики и свойства основных элементарных функций,изучаемых в курсе алгебры

  7 – 9 классов.

   Графики уравнений:

  ( xa )2 + (yb )2 = R2   ;    y = √ R2 x2 .

 Преобразование графиков:  параллельный перенос,симметрия относительно прямой.

    Графики функций:

  y = — f ( x ),  y = f ( — x ),  y = — ( — x ).

 

 

 

 

 

 Упражнения

 

№ 1. Устно: Зная, что область определения функции y = f ( x ) промежуток                       [- 5 ; 8 ],  найти область определения функции:

  а)  y = — f ( x )       г)  y = f ( x ) + 2

  б)  y = f ( — x )       д)  y = f (- x ) — 3

  в)  y = — f (-x )       е)  y = f ( x – 2)

 

 

 № 2. Построить график функции:

 

  а)  y =- √ x                       г) y = — ( x – 2 )2      ж)  y = 3 — √ — x

  by = 1 – x3                             д)  y = 1 + √ — x

  в) y = — ( x + 3 )3 + 1       е)  y = √ 2 — x

 

 № 3. Рисуем графиками функций.

 

 

 

 

 


 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

 

       Кувшин.         Голова мальчика.

 

 

 

 

 

 

  Тема 2. Графики функций, содержащих модуль.

  Цель: познакомить учащихся с основными приёмамипостроения графиков

             уравнений, содержащих:

        

        а) модуль функции  y = │f ( x ) │

        б) модуль аргумента y = f ( ‌│x│ )

        в) модуль аргумента и функции  y = │ f (│x│ ) │

 

   Упражнения:

№1. Построить график функций:

 

          1.  y = │x2 – 4 │                                       9.  y = │x │ -2

2.  y = x2 – 2 ∙ │ x │                                  10. y = x2 + 3 ∙ │x

3.  y = │││ x  │ -2 │ — 2 │                      11. y = ( 5 -│x │) ∙ ( │x │+ 1 )

4.  y = √ │x │- 2                                      12. y =  ││x │- 3 │

5.  y = √ 2 — │x │                                     13. │y │= │x │ 

6.  y = │2 x – 4 │                                     14.  │y │ + │ x │ =1                                                     

7.  y = │ x2x – 2 │                                  14.  │y │ + │ x │ =1 

8.  y = 6 / │x │- 3                                    

 

 №2. Рисуем графиками функций.

 

          поросёнок

  

 

 

     

 

       

            

  самолёт

 

 

                 

 

          

 

 

 

 

 

 

                                   ключ

 

 

 

 

 

Тема 3. Дробно – линейнаяфункция.

 

Цель:  Познакомится с классомдробно-линейных функций и научиться                             строить ихграфики.

 

Асимптотами графика функции вида y=являются прямые x = —

и  y = .

Построение графиков  y =y = y = y = .

 

 

 

 

 

Упражнения

 

№1.  Найдите асимптоты гиперболы ипостройте график функции:

 

 ay =                 в)  y =        

б)  y =                    г)  y = —

 

 

 №2.  Построить график функции:

 

 ay =               в)  y =

 

 б)  y =

 

 

Тема 4. Графическое исследование уравнений и системуравнений.

  

1)   

2) │ ‌│x + 2 │- 2 │= 5

3)  x3 = │x – 3 │

4)    

 

5)  Имеет ли корни уравнение  х3 + х = 300?

6)  Решить систему:

 

                           

 

7)  Задача – исследование.

      При каких значениях  параметра b система уравнений  имеет четыреразличных решения?            

                                                    

    │х│ + 4 │у│= b

 

    │у│ + х2 =1                                                 

 

 

 Тема 5Проверочная работа.

  

    Вариант 1.

1. Решите графически уравнение:

 

а)  3 – х2 =                б) │3 — х│- 3 =2 │х│ — х2

 

2. Постройте график функции:

 

                        3, если х ≥ -4

            У = {  │х2 – 4 │х│ + 3│, если –4 < х ≤ 4

                        3 – ( х – 4 )2, если  х > 4

 

 3.  Сколько решений имеет уравнение  √ 4 – х2= │х│+ a   в зависимости от   a ?

 

4.  При каких значениях параметра  a  система уравнений имеет три решения?

     Найдите эти решения.

             у – х2 = а

        х2  + у2 = 4 

 

 Вариант 2.

1.  Решите графически уравнение:

а)   2 – 2х – х2 =

б)  1 +2х – х2 =

2.  Постройте график функции:

 

              8 – (х + 6)2,  если   х <- 6

     У = {│х2 – 6 │х│ + 8│,  если  — 6 ≤ х< 5

             3,   если   х ≥ 5

3.  Сколько решений имеет уравнение  √ 1 – х2= │х — а│ в зависимости от   а?

     Найдите решение уравнения в том случае, когда оноединственное.

 

4.  Найдите все значения параметра  а, при которых системауравнений,  имеет

      хотя бы одно решение.

 

     х2 + (у – 2)2 = 1

     у = ах2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Творческаяработа.

 

 

 

 

 

 

 

                                    Списоклитературы.

 

1.  Об утверждении Концепции профильного обучения настаршей ступени общего                                         образования.Приказ  МО РФ от 18.07.2002г. № 2783.

 

2.  Об элективных курсах в системе профильногообучения на старшей ступени старшего образования. Письмо  МО  РФ от20.08.2003г.№ 03-157 ин / 13-03.

 

3.  Дорофеев Е.Г. ,, Математика. Алгебра. Функции.Анализ данных. 9 кл.”

     М.: Дрофа, 2001г.

 

4.  Ершов Л.В. ,, Построение графиков функций”. М.:Просвещение, 1986г.

 

5.  Крамор В. С.,,Обобщаем и систематизируем школьныйкурс алгебры и начал

     анализа”.М.: Просвещение, 1990г.

 

6.  Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. ,,Дополнительныеглавы к школьному    

     учебнику”(7,8,9 классы.) М.: Просвещение, 2003г.

 

7.  Петраков И. С.,,Математические кружки в 8 – 9классах”.

      М.: Просвещение, 1987г.

 

8.  Пичурин Л. Ф. ,, За страницами учебника алгебры”.М.: Просвещение, 1985г.

 

9.  газета ,, Математика” – подбор статей по даннойтеме.

 

10.  журнал ,, Математика в школе”.

 

11.  учебник ,, Алгебра 9 “ Мордкович А. Г. М.Мнемозина,2002г.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет