X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Урокпо истории Средних веков в 6 классе

натему: «Гуситское движение в Чехии»

 

Цель: создать условия дляформирования представлений о причинах, ходе и результатах гуситского движения.

Задачи: показать роль Яна Гуса в историиЧехии;

Познакомить с понятиями: гуситское движение,умеренные, табориты, сейм

Планируемые результаты: предметные: уметь характеризоватьгуситское движение, его участников; оценивать деятельность Яна Гуса, уметьчитать историческую карту; называть последствия гуситского движения в Чехии;уметь работать с исторической информацией.

Метапредметные: познавательные: уметьсоставлять конспект, осуществлять поиск необходимой информации;

Регулятивные: планировать свои действия всоответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: умение слушать ипонимать других.

Личностные: усвоить положительноеотношение к учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник «История среднихвеков» Е.В.Агибалова,  Г.М.Донской М, «Просвещение», 2016

«Технологические картыуроков. История Средних веков 6 класс» Галиуллина Т.А.

Презентация «Жизнь идеятельность ЯнаГуса»                                                                            

 

                                                       Ход урока

1.Орг. начало урока.

Карта.

Ребята, какие страны вы видите на карте? Называют страны, в том числеЧехию.

Давайте вспомним, к какой ветви славянских народов относятся чехи?Какую религию исповедовали? Западная, католическую.

 

Неразрывны с понятием католической религии и такиеопределения как: индульгенция и инквизиция. А что это такое, давайте вспомним.

Давайте подумаем, как называется тема нашего урока?

 

 

 

 

 

 

2. Сообщение темы и целей урока.

ПЛАН (сл. 1)

1. Чехия в XIV веке.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

4. Крестовые походы против гуситов.

5. Народное войско.

6. Конец гуситских войн. Значение.

7. Значение гуситского движения.

 

Сл. 2 Я утверждаю, что Чехия в XIVвеке была сильным государством Священной Римской империи?

 

Докажите или опровергните мою точку зрения (работа с учебником стр.200)

 

Сл. 5

Хозяйственный подъем.

Одно из первых мест в Европе по добыче серебра;

В городах развались более 200 ремёсел, производство сукна и стекляннойпосуды.

Торговые пути.

 

Учитель: в середине XIV века, как уже было сказано, чешский король КарлI был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. Чехиястала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место средикнязей, получивших право избирать императора.

 

Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородныхземель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

— Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви.Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим.Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

 

                                     2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

(сл. 6)В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многихлюдей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенныепроповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371—1415).

(сл. 7)— Что содержалось в его речи, что так привлекало слушателей? Цитаты:

 

1.    “Верный христианин ищетправду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду досмерти.  (Ян Гус)

2.    «Даже последний грошик,который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойныйсвященнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?»

3.    Нельзя слепо подчинятьсяцеркви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Еслислепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

 

 

Ответы:1) Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает отпровозглашенной в Евангелии бедности.

         2) Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме,продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником.

 

(сл. 8)От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройствацеркви.      

*    Он призывал отнять у церкви ее богатства,отобрать земли у епископов и монастырей;

*    отменить плату за обряды, а богослужениепроводить на родном языке.

*    Гус сам разработал грамматику чешского языка.

*    В Чехии должна быть своя церковь, подчиненнаяне папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныневремя войны и меча», — утверждал Гус.

 

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затемотлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два годажил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

 

(сл. 8)Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии вгороде Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, чтоему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобыотстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали всырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гусаеретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Немогу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть вглаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, ноне отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Онмужественно встретил мучительную казнь.

— Давайте прочитаем о том, каково было мнение присутствующих на собореепископов

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

(сл. 9-10) – казнь Яна Гуса видео.

 

Давайте с вами подумаем, как ведет себя Ян Гус на судебном заседании?Кем он является для своей страны? Работа с понятием патриот.

 

 

                                     

 

 

  3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

(сл. 11) Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли вгоры и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себягуситами.

 

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались вратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городовстали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали илиизгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

 

(сл. 12-17) Работа с таблицей.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. Сейчас заполнитетаблицу, работая с текстом учебника на странице 203 -204.

 

Состав и цели таборитов и умеренных

 

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Какие слои населения входили?

 

 

Какие цели преследовали?

 

 

 

(сл. 15-16) К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинстводворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладенияцеркви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

 

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основнаямасса горожан, бедные рыцари. требования: они добивались реформыне только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывалиуничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, чтоскоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «…не будет на землени королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должнобыть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии(отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами иназвали, как и гору, Табором.

 

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки наулицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборевсе считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

 

5. Народное войско.

(сл. 18)

Схема: Победы гуситов.

1.Применение лучшего вооружения

2.Быстро сооружали замкнутые ограждения

3.Высокий боевой дух

4.Наказазание за пьянство и драки.

5.Прекрастно знали родную местность.

 

—  В чем же секрет побед гуситов?

 

С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарскаякавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооруженыцепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Таборитыстаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

 

6. Конец гуситских войн.

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиямии внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

 

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили впереговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии,умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

 

(сл. 21) В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали натаборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишьотдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно небыли рассеяны.

 

(сл. 17) Задание на урок.

Почему в Чехии борьба за независимость вылилась в борьбу противкатолической церкви? Чем гуситские войны отличались от восстаний крестьян вАнглии и Франции?

 

 

(сл.22-23) Значение гуситского движения (беседа с классом).

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев.

         1) В результате на два столетия среди части чешского народаутвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической.

         2) Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть вЧехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри.

         3) Крестьяне перестали платить десятину.

         4) В годы гуситских войн большую роль в управлении странойиграл сейм — собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем.

         5)  Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословнаямонархия.

 

5.    Подведение итога урока (определение верного или неверного суждения).

       

Ребята перед вами на доске три предмета: Чемодан,мясорубка и корзина. На ваших столах есть листочки разного цвета: синие, желтыеи серые. Я предлагаю вам взять желтый листочек и написать на нем те, моменты,которые показались интересными. А затем приклеить к изображению чемодана.

Синий – то, что оказалось ненужным бесполезным иприкрепить к плакату с мусорной корзиной.

Серые – то, что нужно доработать, додумать:отправляется к листу мясорубка.

6. Домашнее задание:

(сл. 24) Параграф 25, вопросы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет