Особенности метапредметного подхода вобучении английскому языку.
Современный ФГОС предполагает обязательноеналичие метапредметности как базы обучения, которая, в свою очередь, помогаетученикам соединить получаемые отдельные знания по разным предметам в единоецелое. Метапредмет – это выход за пределы понятия «предмет», направленный наразвитие умений учащихся осуществлять различные виды деятельности,самостоятельное овладевание новыми знаниями, или УУД (универсальные учебныедействия). В процессе усвоения изучаемого на уроке материала ученики решаютразные метапредметные задания, предполагающие использование не одного, анескольких школьных предметов. Результатом будет являться формирование у нихУУД, которые ребята могут применить не только в школе, но и в каких-тоситуациях повседневной жизни вне её.
Школьная дисциплина «Иностранный язык», вчастности «Английский язык», даёт широкие возможности по использованиюметапредметного подхода в обучении.
Предметы «Русский язык» и «Английскийязык» связаны самым непосредственным образом. Части речи, члены предложения,образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, разные типыпредложений, прямая и косвенная речь и др. – всё это изучается в обоих языках,и ученики могут применить уже полученные знания в русском языке к английскому.Учителю следует регулярно сравнивать грамматику обоих языков. Схожие позицииусвоятся быстрее и легче, а различия не будут казаться такими уж огромными.
Межпредметная связь английского языка илитературы проявляется в знакомстве с творчеством англоязычных писателей ипоэтов путём чтения и разбора отрывков из их произведений на английском языке. Ребятав соответствии с возрастом узнают о героях разных произведений, начиная сдетских (Винни-Пух, Питер Пэн и др.) до персонажей классики (из книг У.Шекспира, М. Твена, А. Конан-Дойла, Р. Бёрнса и др.).
Значительную часть лексических тем поанглийскому языку составляет материал по страноведению: в первую очередь оВеликобритании, а также о США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, что напрямуюперекликается с таким предметом как география. Поток информации идёт в обоихнаправлениях: изучая лексику и грамматику, ученики узнают новое об англоязычныхстранах, к тому же расположенных на разных континентах, либо повторяют изакрепляют знания, полученные ранее на уроках географии.
Достаточно много и исторического материалапри изучении английского языка, связанного с самыми разными событиями, фактамии действующими лицами – из области политики, экономики, культуры, спорта и др.
Правила безопасности в школе, дома, приработе на компьютере изучаются как на уроках ОБЖ по-русски, так и на урокаханглийского языка.
Достопримечательности англоязычных стран,архитектура, скульптура, живопись и всё, что относится к ИЗО, непременнопополнит багаж знаний учащегося.
Биология (например, изучение степенейсравнения прилагательных на материале о животных) и Окружающий мир (темы опогоде и временах года) также найдут своё отражение в английском языке.
И это не полный список.
Английский язык видится мне универсальнойшкольной дисциплиной, которая может быть метапредметно связана с любым другимпредметом. В конечном итоге школьник, успешно освоивший курс английского языка,вполне сможет вести общение практически на любые темы.
Метапредметный подход в обучении повышаеткачество образования учащегося, помогает закрепить в его сознании убеждение вотсутствии непреодолимых границ между дисциплинами. Всё это необходимо дляподготовки профессионалов, специалистов широкого профиля, которые будутразвивать нашу страну в ближайшем будущем.
Использование метапредметного подхода –это шаг навстречу к новым потребностям 21 века.
Моришенков В. Г.,
учительанглийского языка МАОУ «Школа № 176».
