Тема: А.А.Фет. Слово о поэте.Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, динамичная картина природы.
Ходурока
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
— Попадали ли вы под дождь?
— Что вы при этом чувствовали, ощущали?
— Вы слышали такое выражение: «На улицепахнет дождём»? А как пахнет дождь?
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушалдождь.
— Похож ли шум дождя на музыку?
II. Актуализация знаний
Целеполагание.
Дождевая капля – дождевая нота. Дождьможно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представилинам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотретьфото-ассоциации на тему дождя . (слайд 1) — музыка с картинками
Во время просмотра и прослушиванияпопробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
— А при помощи чего писатели и поэты могутпередать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)
III. Изучение нового материала
Знакомство с биографиейА.А.Фета. (Слайд 2) –портрет писателя
Вы читаете текст, находите втексте ответы на вопросы. (Слайд 3)
Вопросы:
1) Что удивило вас и заинтересовало вбиографии поэта?
2) О чем писал А.А.Фет?
3) Почему стихотворения Фета длясовременников были непривычными?
4. Ребята, а как вы думаете, зачем нам свами читать стихотворения?
Зачем читать стихи? — меняспросили.
Зачем нам на цветок смотреть?- ответил я…
Ведь красоту его душою вы ощутили….
Стихи нужны для жизни, для стремлений,
Стихи нужны, чтоб красить серость дней!
Стихи нужны затем, чтоб их читали,
Нужны, чтоб вдохновляться и дерзать.
А я люблю стихи…
Читаю я стихи про все подряд.
Они как будто солнечные птицы.
В прекрасный край летят и нас манят.
V. Закрепление новых знаний
1.Чтение учителем стихотворения «Весеннийдождь»
— Понравилось стихотворение?
2. Чтение стихотворения молчаобучающимися
— Откройте учебник на стр.227 и прочитайтестихотворение .
3. Анализ стихотворения.
— Какова тема стихотворения? (дождь)
— Какие образы возникают в вашемвоображении при чтении этого стихотворения?(Окно, воробей, солнце блещет,движется завеса, две капли брызнули в окно)
— Какой образ главный? (Образ дождя)
— Как вы об этом догадались? (Отражен вназвании стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго)
— Давайте обратимся к словарной статье.Прочитаем и запомним значение этого слова. (слайд 4)
Завеса –
1. Большая занавеска, закрывающая илиотделяющая что-нибудь (устар.).
2. (перен.) То, что скрывает, закрываетсобой что-нибудь.
(И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)
— Как вы видите, слово однозначное или многозначное?
-Что помогает четче представить, ощутитьхудожественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета)
— Напишите, какие запахи вы почувствовали?(душистым медом тянет)
— Какие цвета увидели? (золотая пыльдождя)
— Какие звуки услышали? (трепет крылаворобья, как барабанит дождь)
— Какие части речи помогают авторупоказать движение от одного образа к другому? (Глаголы)
— Сколько глаголов и глагольных форм вданном стихотворении? (10)
— Именно глаголы не дают картине замереть.В ней всё движется, переливается.
— А какие вы знаете виды дождя? ( спорый,грибной, слепой)
Работа над анализом стихотворения.
— Меняется ли картина природы, которую мынаблюдаем?
Исследование стихотворения.
I строфа – Что видит герой?
— Прочитайте, какие слова используетавтор, чтобы ярче смогли представить картину?
— Можно ли в природе наблюдать такоеявление? Вы видели такое?
Вопрос-загадка: Какую народную примету«спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – кдождю!) (Слайд 5) – воробьи в песке
II строфа – Что изменилось? Что заметили?
— Представьте картину и опишите чувства,которые вы испытали?
— Почему именно золотая пыль? (дождь)
— Как понимаем значение?
III строфа
— Какие ощущения описаны в третьей строфе?Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет)
— Какие звуки можно услышать?
— Какой прием лежит в основе всегостихотворения? (олицетворение)
-Сколько раз использовал слово дождьА.А.Фет в самом стихотворении?
Контраст – ярко выраженноепротивопоставление.
Обобщение: — Какой образ дождя нарисовалпоэт в стихотворении?
— Какой дождь называется слепым?
— Можно ли его называть чудом?
Какие художественные приёмы используетА.А.Фет для создания картины?
Метафора — Качаясь, движется завеса
Эпитеты- Золотой пыли;Душистыммёдом;Свежим листьям
Сравнение — И будто в золотой пыли стоитза ней опушка леса
Олицетворение — Что-то к саду подошло, посвежим листьям барабанит
Творческая работа
— Я предлагаю составить синквейн иразукрасить стихотворение, каждую строчку)
— В чем его особенность?(сущ., 2 прил., 3глаг., предл., сущ.)
1. Дождь.
2. Весенний, неожиданный.
3. Движется, брызнул, тянет.
4. Подошел к саду.
5. Какой аромат!
Сопоставительная работа.( слайд 6) –картина « Мокрый луг»
-Рассмотрите репродукцию картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг» (1872 г.).
— Что общего между картиной истихотворением А.Фета?
— Какие образы повторяются?
-Какие чувства она вызывает у вас? Похожили они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?
— Если представить, что картинаиллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите.
— Что вам ближе: картина илистихотворение?
Творческая работа: Составление в группестихотворения по ключевым словам
Дождик с утра,
По домам детвора.
Сапоги нужно,
Чтоб по лужам.
VI. Рефлексия. Оценивание.
— Вспомните, в начале урока вы описывалидождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.
— Изменился ли образ дождя в вашемвоображении в результате нашей работы?
— Получилось ли у нас на сегодняшнем урокесоздать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
— Можем ли мы представить, что же подошлок саду и барабанит по свежим листьям?
— Достигли мы целей, поставленных в началеурока?
— А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можносвязать слова А.А.Фета и наш урок?
VII. Домашнее задание
Выучить стихотворение.