Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация на тему:
«Крестьянский быт России в XVII веке» -
2 слайд
Содержание
Крестьянский дом и его убранство в XVII веке
Крестьянская семья в XVII веке
Одежда крестьянина и крестьянки в XVII веке
Питании крестьян в XVII веке
Развлечения крестьян в XVII веке
Духовный мир крестьян в XVII веке -
3 слайд
Крестьянский дом и его
убранство в XVII векеПостройки крестьян XVII в. в России
связывают с деревянным зодчеством.
В России дома всегда строили деревянные,
потому что деревянный дом теплее и микроклимат
в нём лучше, чем в каменном, также леса были
такие просторные, что дерева хватало на всё.
Крестьянское жилище – это двор, где сооружались
жилые и хозяйственные постройки, огород. Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных. Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дома в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.
В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба, топившаяся «по-черному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота; сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-черному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста. -
4 слайд
Крестьянский дом и его убранство в XVII веке
Обстановка в крестьянских избах были примерно везде одинаковой и располагалось в избе все по следующему принципу: стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались жильцы. В зимние холода в избу переносили поросят, телят, ягнят. Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне заделывали щели мхом, чтобы меньше сквозило, и чтобы мох забирал лишнюю влагу.
Сени — это неотапливаемая часть дома,
что-то вроде прихожей, несущее
несколько функций: разделительный барьер
между основным, жилым помещением и
улицей, выполняющий роль теплового тамбура.
Низкий проем дверей делали специально
для того, чтобы, входя через низкие
двери в дом, невольно кланяемся иконам на
божнице — полочке в красном углу, где
располагались иконы. -
5 слайд
Крестьянский дом и его убранство в XVII веке
Спальными местами были полати, предназначенные
для детей, печь и голбец для старшего поколения.
По левой стене дома расположена мужская лавка, над которой
находится полка, где мужчины хранили небольшие
хозяйственные предметы и свои вещи.
Красный угол — все важные семейные вопросы решались
перед и под иконами.
Вдоль передней стены избы — женская лавка, на которой расположены предметы быта,
применяемые женщинами для работы.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Он являлся исключительно женским углом в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.
Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан».
Зыбка – короб, подвешенный к потолку с помощью жерди — для маленького ребенка. -
6 слайд
Крестьянская семья в XVII веке
В XVII веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек. Это были родители и дети.
Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.
Дети с детская приучались к крестьянской работе.
Наследство переходило к мальчикам, потому что девочки после свадьбы стаонвить частью семьи мужа.
Церковные порядки запрещали вступать в брак девушкам моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.
Брак мог быть заключен не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание. С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью.
Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ. -
7 слайд
Одежда крестьянки в XVII веке
Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен.
Основными частями женского народного костюма были: Рубаха; Передник; Сарафан; Понева; Нагрудник.
Женская рубаха была длинной, с поясом, от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а понизу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена рисунком шириной до 30 см.
Поверх рубашки надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым декором.
Голову крестьянские женщины повязывали платком из крашенины или шерстяной материи, подвязывая его под подбородок. -
8 слайд
Одежда крестьянина в XVII веке
Обувь простого крестьянина. Обычно это были лапти, сделанные из древесной коры или
башмаки, сплетенные из прутьев лозы. Некоторые могли носить подошвы
из кожи, подвязанные верёвками.
Мужские рубахи делались широкие и короткие и едва достигали до ляжек.
Чаще всего в рубахе обращали внимание на воротник, который выпускался из верхних одежд.
Украшали его обычно медными пуговицами или запонками с петлями.
Русские штаны или как их называли тогда – порты, шились без разрезов, с узлом,
так что посредством его можно было делать шире или уже. Крестьянские штаны
обычно делались из холста или грубой шерстяной ткани.
Русские штаны обычно не были длинными, они достигали лишь колен.
Делались они с карманами, называемыми зепью.
На рубаху и штаны надевалось чаще всего три одежды:
одна на другую. Нижняя была домашняя, в которой сидели дома. Она называлась зипун,
и представляла собой узкое, короткое платье. Делались зипуны обычно из крашенины,
зимние из семиряги
. Если нужно было куда-то идти в гости или принимать гостей, то надевалась другая одежда. Эта одежда
имела несколько названий, но чаще всего ее называли кафтан. Они также по мере возможности украшались.
Третья одежда была накидная для выхода. Это, например, опашень, охабень, однорядка, епанча и шуба. Незаменимым в русском обиходе был пояс.
Считалось неприличным ходить без пояса. Также пояс выступал показателем положения, чем пестрее и ярче он был расшит, тем богаче и знатнее был его хозяин.
Мужчины носили головные уборы – например, войлочные шляпы конусообразной формы со скруглённой вершиной или колпаки, сужавшиеся к концу шапки с заломленным верхом. Снимали их только дома или в церкви. Ходить простоволосым считалось неприличным. -
9 слайд
Питании крестьян в XVII веке
Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде.
Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками.
Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас.
Много употреблялось в пищу овощей — капусты,
моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы.
По праздникам в небольших количествах готовились
мясные блюда.
Более частым продуктом на столе была рыба.
У зажиточных крестьян имелись садовые деревья,
дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши.
В северных районах страны крестьяне собирали клюкву,
бруснику, чернику; в центральных районах — землянику.
Также использовались в пищу грибы и лесные орехи. -
10 слайд
Развлечения крестьян в XVII веке
Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни. Когда оно появлялось – ходили в церковь, на ярмарки.
Водили хороводы
Ходили на ярмарки
Зимой катались на санях
В Рождество колядовали
Плясали
Веселились на Масленицу
Собирались в избе зимними вечерами
Праздновали свадьбы -
11 слайд
Духовный мир крестьян в XVII веке
Православие являлось неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа, составляло её религиозно-духовную
основу. Православная религия определяла мировоззрение и поведение русских крестьян, а также всю систему ценностных ориентаций человека.
Вся жизнь православного человека в 17 веке была связана с церковью.
При рождении его крестили в церкви; молодожёнов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви. Богослужение проходило по церковным книгам.
В некоторых семьях читались нравоучительные книги
о житиях святых.
Но ростки нового в разных областях жизни отразились и во взглядах людей XVII в.
Появились новые ценности в обществе, новое восприятие действительности,
изменялось миропонимание человека.
Наряду с послушанием и исполнением воли старших, что очень ценилось
в прежние века, пробуждается интерес к самостоятельным поступкам.
Ценится стремление к знаниям и образованию,
желание понять и объяснить происходящее вокруг.
Больше внимание уделяется человеку, его земным делам.
Все эти изменения отражались в культуре.
Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и
опирался на опыт поколений.
Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды жили и поступали.