МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8»
655600 РеспубликаХакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,
Тел.: 8 (39042)6-43-91; 2-36-33 Факс: 8 (39042) 6-43-91; E—mail: school_8_031@mail.ru
Рассмотрено на заседании Утверждено
методическогосовета приказомот__________№_____
от _______ протокол №______ директор школы
председательсовета_________ И.С.Кузовникова______________
Принято на заседании
Педагогического совета
от_______протокол №_______
РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по истории
для обучающихся по адаптированной основнойобщеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1)
9 класс
Учитель:
А.Ю.Войнова
г.Саяногорск, 2022г.
Особенности преподавания учебного предметаистории в 9-м классе.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированнойобразовательной программе для детей с умственной отсталостью. Уроки по предмету рассматриваются каккоррекционные.
В классе обучается 11 человек по решению ПМПК. Один ученикпроходит обучение на дому. Обучение предмету проводится 3 год.
Особенности обучающихся.
|
Специальные образовательные условия
|
Нарушение объема и темпа восприятия изучаемого материала наблюдаются у большей части детей. |
Разделение сложного учебного материала на части; использование печатных текстов с заданиями, которые требуют минимального заполнения. Поэтапное разъяснение заданий и последовательное их выполнение; повторение инструкций к выполнению заданий. |
Нарушения в развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации) у Алевтины Ч., Евгения В., Никиты Х. |
Постепенный переход от конкретно-образной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты), развитие абстрактного мышления; формирование у обучающихся исторических понятий. Последовательное выполнение заданий. Перемена видов деятельности. |
Активность мыслительных процессов снижена у большинства детей. Некоторые ученики, не дослушав задания до конца, могут начать выполнять работу. |
Поэтапное разъяснение заданий и последовательное их выполнение; повторение инструкций к выполнению заданий. Использование наглядности, аудио — визуальных технических средств обучения, иллюстраций. |
Слабое запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации у Никиты Х., Ирины В. |
Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. Частое повторение и проговаривание терминов. Использование наглядности, аудио — визуальных технических средств обучения, иллюстраций. |
Не устойчивое внимание и трудности в сосредоточенности испытывают большинство обучающихся. |
Перемена видов деятельности; чередование заданий в ходе урока; проведение физкультурных пауз. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Дополнение печатных материалов видеоматериалами. Поэтапное разъяснение заданий. |
Недостатки речевой деятельности, низкий словарный запас наблюдаются у большей части детей. |
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, активное познание предметов и явлений окружающей действительности с привлечением анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д. Работа над расширением и активизацией словаря, увеличение объёма и качества словарного запаса по различным темам. Увеличение объёма и качества словарного запаса по различным темам, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, произношение трудных терминов, соблюдение речевого режима, проведение речевых гимнастик на развитие мыслительной деятельности и выработку произвольного запоминания |
Нарушения в эмоциональной и волевой сфере имеют Руслан И., Дмитрий Н. |
Проведение систематической работы, направленной на развитие самостоятельности. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
|
Для обучающихся с нарушениеминтеллекта целесообразно последовательное изучение исторических событий,которое обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряетформирование знаний. Обучающиеся в силу особенностей своего развития (низкиепознавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи,примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания ипространственно временных представлений) не могут воспринимать историческийматериал в большом объеме.
Одним из основных методов работы с обучающимисяявляется беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьниковпредставления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их,активизировать поисково –познавательную активность, речевую деятельность,внимание.
Планируемые предметные результаты.
Образовательные:
Обучающиеся получат возможность дляформирования:
§ представлений обэлементарных знаниях курса «Истории Отечества»:
крупных исторических событиях, жизни, быте людейразных эпох;
§ навыков работы с учебником, с тетрадью, с историческойкартой;
§ умения осмысленно, воспринимать прочитанное;
§ умения грамотно отвечать на вопросы по прочитанному;
§ умения формулироватьвопросы, составлять развернутые ответы;
§ умения анализировать изучаемыесобытия.
Обучающиеся должны знать:
§ когда началось и закончилось событие (повыбору);
§ как протекало конкретное событие;
§ великих русских поэтов, писателей,ученых.
Обучающиеся должны уметь:
§ пользоваться лентой времени;
§ устанавливать причинно-следственные связии зависимости, связь исторических событий;
§ выделять главную мысль в отрывкеисторической статьи;
§ оценивать ответ ученика, дополнить его,пользуясь учебником и картой.
Коррекционные:
Обучающиеся получат возможность для:
§ развития речи, памяти,внимания, восприятия, запоминанию
§ развития элементарное логическое мышление
§ умения устанавливать последовательность событий
§ умения применять полученные знания в практическойдеятельности
§ умения анализировать и сравнивать, устанавливатьпоследовательность событий.
Воспитательные
Обучающиеся получат возможность для формирования:
§ интереса к предмету, к изучению истории Отечественной истории
§ чувства гордости и любви к своей Родине, её людям, к своей семье
§ чувства восхищения и уважения к героям Отечества
§ стремления вырабатывать в себе моральные качества.
Содержание учебного предмета.
ПравлениеНиколая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленнойбуржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия.Антиправительственные движения начала XX века:выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов.Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце«Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политическихпартий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и ихитоги.
Русско-японскаявойна. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг».
I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженностьрусских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военныхдействий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положениев стране во время 1 Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царскойсемьи и влияние на нее Григория Распутина.
Отречениецаря от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов.Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть.Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки.Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. ПровозглашениеСоветской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин.Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декретыСоветской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушениехрамов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи.Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.
Созданиенового государства Российской Федерации (РСФСР).
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель,А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. КомандирыКрасной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев.Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения.«Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенцияи ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства.Кронштадтское восстание.
Экономическаяполитика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка.Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность иосновные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники,новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительныеи отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
ОбразованиеСССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советскойстраны.
Образованиепервых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смертьпервого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийнойсистемы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной властив руках И. В. Сталина.
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройкипервых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.).Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К.Орджоникидзе и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановскоедвижение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства. Насильственноеосуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод населе. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
НоваяКонституция страны 1936 г. Ее значение.
Образованиеновых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наукаи культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П.Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И.Вавилов).
Мероприятия по укреплениюобороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова.Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров.Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи.Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приходфашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства.
НачалоВторой Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад.Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советскихразведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на СоветскийСоюз.
Нападение Германии на СоветскийСоюз. НачалоВеликой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Созданиегосударственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение кнароду патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии,героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты иошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битвапод Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда имужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла.Города-герои России. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградскаябитва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступлениенемецких войск по всем фронтам. Создание антигитлеровской коалиции. Открытиевторого фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войскна советской территории и на территории Европейских государств. Сражение заБерлин. Капитуляция Германии.
Военныедействия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы иНагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второйМировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Трудности послевоенной жизнистраны.Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслейпромышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новаяволна репрессий. Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход квласти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитациирепрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин.Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическаяи социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложениеполитической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибельроссийских солдат на чужой земле. XVIIОлимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения иморального климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын,С. Ковалев).
Борьбаза власть после смерти Л. И. Брежнева.
Приходк власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономическойсферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизациястраны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Обострениемежнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия.
Первыйпрезидент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России иизбрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новыхэкономических и политических условиях. Война в Чечне. Президентские выборы 2000 г.
Второйпрезидент России -В. В. Путин. Его экономическая и политическаядеятельность.
Литератураи искусство во второй половине XX века. Современное состояниенауки, культуры и образования в стране.
Тематическое планирование в 9 классе
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности. |
1. |
Раздел I Россия в начале XX века.
|
8 |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Активное участие в обсуждении вопросов Что такое история; что изучает история, как пользоваться книгой по истории; по каким источникам мы узнаём о жизни людей в прошлом; кто живет рядом и вокруг России; наша Родина — Россия; наша страна на карте.
|
2. |
Раздел II России в 1917 – 1920 годах. |
8 |
Слушание объяснений учителя. Совместно с учителем освоение учебного материала. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. Анализ карт, таблиц, схем. Активное участие обучающихся в монологических формах работы (пересказ прочитанного, составление рассказа), в самостоятельной деятельности на уроке. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе с словарём. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения.
|
3. |
Раздел III Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века. |
8 |
Слушание объяснений учителя. Совместно с учителем составлять план действий, выделять проблему, ставить задачи, формулировать ожидаемые результаты, анализировать ситуацию, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе. Восприятие учениками нового материала с текстом учебника; включение в обсуждение прочитанного, принятие решения; умение делать выводы. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения.
|
4. |
Раздел IV СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. |
12 |
Слушание объяснений учителя. Восприятие учениками нового материала с текстом учебника; включение в обсуждение прочитанного, принятие решения; умение делать выводы. Просмотр учебных фильмов. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
5. |
Раздел V Советский Союз в 1945-1991 годах. |
12 |
Слушание объяснений учителя. Активное участие обучающихся в монологических формах работы (пересказ прочитанного, составление рассказа), в самостоятельной деятельности на уроке. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе со словарём. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения. Просмотр учебных фильмов.
|
6. |
Раздел VI Новая Россия в 1991-2003 годах.
|
4 |
Слушание объяснений учителя. Совместно с учителем составлять план действий, выделять проблему, ставить задачи, формулировать ожидаемые результаты, анализировать ситуацию, оценивать и анализировать свою работу. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Просмотр учебных фильмов.
|
7. |
Повторение. |
16 |
Выполнение тестов, самостоятельных работ, умение оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Просмотр учебных фильмов и умение кратко анализировать их. Выполнение работ практикума.
|
8. |
Итого
|
68 |
|