Выступление на коллегии МКУ Управления образования«Дистанционные технологии в работе с обучающимися»
Слайд 1
Дистанционные образовательные
технологии в дополнительном
образовании.
Директор МБУ ДО Центра «Эдельвейс» Марина Т.В.
24.02.2021
Слайд 2
В настоящеевремя обучение с применением дистанционных образовательных технологийи электронного обучения становится все более актуальными востребованным.
Данноенаправление является частью модели повышения доступности дополнительногообразования, создающей возможности получения дополнительного образования дляразличных категорий детей.
Понимаявсю важность и актуальность дистанционного обучения в системедополнительного образования, МБУ ДО Центр «Эдельвейс» в рамках проекта «Доступноедополнительное образование для детей» с 2018 года приступил к работепо внедрению и апробации дистанционных образовательных технологийи электронного обучения в реализации программ дополнительногообразования с целью увеличения охвата детей программами ДО.
Слайд 3
Осенью2018 года 2 педагога Центра и заместитель директора по учебно-воспитательнойработе прошли обучение по программе «Модульная вариативная программаповышения квалификации «Повышение доступности дополнительного образованиядетей»». Педагогами были разработаны две программы для обучающихся младшегошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ: «Твои первые шаги в анимации»- технической направленности, «Чудеса из глины своими руками» — художественнойнаправленности. Программы были реализованы дистанционно.
Слайд 4-5
Дляреализации данных программ была использована платформа eduardo.studio .
Слайд 6
Каждоезанятие курса состоит из 3-х разделов:
1раздел- сам урок (это может быть видеоурок в записи педагога, лекция, учебныйфильм и т.д.)
Слайд 7
2раздел – это домашнее задание ( оно включает в себя инструкцию).
Слайд 8
3раздел – обратная связь (это форум, где происходит общение педагога и ученика,обучающийся задает вопросы и выставляет фото выполненного домашнего задания )
Слайд 9,10,11,12
Вконце обучения детям было предложено пройти итоговые задания в виде тестов,электронного опроса, домашней работы
Так какпрограммы проходили апробацию, количество обучающихся было минимально: по 7человек на каждую программу. Все дети успешно освоили данные программы. В этомучебном году отдельные разработанные занятия из программы реализуются впрограммах «МультSTEAM» и «Студия декоративная лепка».
Слайд13
В 2019-2020 уч. году перед муниципальным опорным центром района былапоставлена задача — охватить программами дополнительного образования детейдошкольного возраста с 5 лет. Педагогом Центра была разработана дистанционнаяпрограмма «Азбука безопасности» для детей 5-6 лет, направленная на формирование навыков безопасности жизнедеятельности. Освоили ДООП 40 воспитанниковдетских садов и дошкольных групп из 10 образовательных организаций района(дошкольные группы Вощиковской ОШ, Кременевской ОШ, Юдинской ОШ, Колодинской ОШ,Покров-Рогульской СШ, Ермаковской СШ, Гаютинской СШ; Дубасовского д/с, д/с«Сказка» и д/с «Матрёшка»). Программа состояла из 20 уч. часов, занятия былипостроены в формате видео-урока – обучающий мультфильм и проверочное задание ввиде теста.
Образовательными организациями, воспитанники которых приняли участие вреализации программы, были назначены ответственные за реализацию программы(воспитатели), которые на местах организовывали показ детям подготовленных попрограмме видео-уроков, и проводили после каждого занятия тестовую работу сдетьми на закрепление пройденного материала. Программа со всеми приложениями(видео материал и задание) была размещена на электронной онлайн-платформе для создания и запуска учебныхкурсов Eduardo. На обучающем семинаре воспитатели былипроинструктированы о правилах пользования платформой Eduardo, для удобства всемвоспитателям занятия по программе были загружены на личные съёмныеинформационные носители, а так же все материалы по программе были загружены в облачныйсервис Mail.ru — персональное надежное хранилище файлов винтернете.
Ежемесячновоспитатели предоставляли в Центр «Эдельвейс» результаты проверочных работдетей, с учётом проведённого мониторинга 90% детей освоили программу.
В2020-2021 учебном году Центром реализуется 2 дистанционные программы«Финансовая грамотность» и «Азбука безопасности». Программами охвачено 57 детейиз 10 образовательных организаций района(дошкольные группы Белосельской СШ, Вощиковской ОШ, Кременевской ОШ,Колодинской ОШ, Покров-Рогульской СШ, Ермаковской СШ, Гаютинской СШ; д/с«Сказка», «Яснополянский д/с» и д/с «Матрёшка»).
Слайд 14 — 25
Насегодняшний день одной из основных задач педагога дополнительногообразования является научиться обучать в системе дистанционного образования.
Однойиз форм организации учебно-воспитательного процесса в дистанционном форматебыло создание групп педагогов в социальных сетях ВК (ВКонтакте) и ОК(Одноклассники). Обучающиеся и родители стали участниками групп определённогопедагога. В соответствии с расписанием занятий, педагоги выставлялиразработанные материалы по теме занятия в виде упражнений, лекций, видеоуроков,мастер-классов. Ребята в ходе обучения могли участвовать в форуме, получатьобратную связь с педагогом, выполнять как обучающие, так и проверочные задания.Важную роль в таком обучении играют родители, без налаженной связи с родителямитакая форма обучения теряет смысл, особенно с детьми дошкольного и младшегошкольного возраста.
Слайд 26
Достоинства(плюсы) дистанционного обучения:
— Отсутствиегеографических ограничений;
-доступность, открытостьи гибкость взаимодействия педагога и обучающегося;
— индивидуальныйграфик обучения; для каждого обучающегося;
— экономия времении материальных затрат;
— социальноеравноправие в отношении всех категорий обучающихся;
— возможностьдоступа к различным источникам информации;
— возможностьполучения информации разнообразной по объему и содержанию.
Слайд27
Проблемы,с которыми столкнулись педагоги:
— недостаточнотесное общение педагога с обучающимися;
— сильнаязависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенностиоборудования;
— обеспечениедоступа обучающихся и родителей к сети Интернет и различным платформам;
— недостаток взаимодействия между обучающимися;
— субъективноеощущение обучающимися перегруженностью информацией;
— высокаятрудоемкость разработки занятий, упражнений, курсов;
— недостатокпрактических знаний;
— недостаточная подготовка педагогов для работы в режиме дистанционного образования.
Несмотря на то, что «-» больше чем «+», дистанционное обучениеотличается от привычных занятий, при переходе на новый формат педагоги неизбежносталкиваются с трудностями. Тем не менее, исходя из выше перечисленного, чтобыуспешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимоадаптироваться к новым условиям и найти способы реализации своихобразовательных программ в формате дистанционного образования.
Слайд 28
Рекомендации для педагогов:
1. Использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучшевсего знакомо ему и обучающимся.
2. Следует предложить обучающимся такие формы работы и видыдеятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданийможет быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ сдистанционным взаимодействием.
3. Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала,построения логической последовательности изложения информации педагогурекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовитьнеобходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары,мастер-классы и др.
4. Для изучения нового материала рекомендуется использовать тексты,художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ,сервисы для проведения видеоуроков, online-занятия, online-консультации и др.
5. Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется по итогамкаждого занятия проводить самостоятельную работу на усвоение и закреплениепройденной темы.
6. КПК для педагогов по организации дистанционного образования
Слайд 29
Мастер– класс на тему «Джуготовая филигрань» в рамках реализации ДООП «Волшебнаяниточка» педагога дополнительного образования Тороповой С.А.