Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 14» им.В.И.Слядневой
ДОКЛАДНА ЗАСЕДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ
«Эффективностькоуч-технологий в рамках филолого-общественного цикла»
Подготовила:
Учительродного (русского)
языкаи литературы
Педагог-психолог
МинасянЯна Ильинична
с.Надежда, 2022
Образование, как и другие сферыобщественной жизни, нуждается в своевременной модернизации и должно применятьсовременные технологии и новые подходы. Одним из инновационных решений врассматриваемой сфере стало использование коучинга в образовании, дающегопреподавателям и учащимся новые возможности и идеи, положительно влияющие нарезультаты обучения.
Цель коучинга в образовании, какутверждает Е.И. Рогов, – помогать обучающимся учиться сознательно, с интересомприобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развиватьнавыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания.
Необходимо отметить, что требования крезультатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования, закрепленные во ФГОС ООО, включают в себя метапредметныетребования, к которым в числе прочих относятся умение самостоятельно определятьцели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях,самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, а такжепостроение индивидуального образовательного маршрута. Применение коучинга вобразовании призвано помочь школьникам эффективно освоить эти навыки.
Для того, чтобы появилась возможностьполноценно применять коучинг в образовании, учителям необходимо научитьсявыполнять роль коучей. Как утверждают А.В. Павлов и Е.С. Койава, коуч в своейработе опирается на следующие принципы:
1) Вера в себя и в других людей, чтопомогает добиваться раскрытия способностей в учащихся;
2) Доверие к миру, что предполагаетверу в то, что мир «поддерживает нас, когда мы идем своим путем;
3) Осознанность, что помогает яснопонимать, что и как делает коуч, что он при этом ощущает и зачем это ему нужно;
4) Вера в то, что в каждом человекеуже заложены все необходимые ему ресурсы для реализации своей цели;
5) Готовность ставить смелые цели,что предполагает, как уже упоминалось ранее, практический подход в работе сучащимся. Коуч подбирает свои психологические инструменты и программыиндивидуально для каждого ученика, обеспечивая реализацию этих основныхпринципов работы.
Однако, у коучинга все же есть рядограничений, которые он накладывает на образовательный процесс. Как утверждаетП.В. Плотников, применение данного подхода целесообразно не ранее старшихклассов школы, так как «коучинг ориентирован на раскрытие потенциала ужесформировавшейся личности, на повышение эффективности учащегося, имеющегоопределенный опыт, как жизненный, так и образовательный». Кроме того, не должнобыть тотальной ориентации только на коучинг, он должен быть именно одним изинструментов обучения, используемых учителем для модернизации образовательногопроцесса.
Таким образом, применение коучинговыхинструментов способствует повышению у обучающихся уровня ясности относительнопрофессионального и личного будущего, развитию личной ответственности,заинтересованности в самообразовании и разностороннем развитии. Немалую роль вуспешности внедрения данного метода является личная мотивированность ученика.Коучинг дает человеку возможность эффективно мыслить, продуктивно преодолеватьвозникающие трудности с поддержкой коуча.
Гуманизация эффективностикоуч-технологий можно рассмотреть по принципам педагогических технологий ШалвыАмонашвили:
1. Зелёная ручка вместо красной
Во время работы учителем Шалвапоменял красную ручку на зеленую.
Он уверен, что обилие ошибок втетради убивают уверенность ребенка в себе: дети плачут, переживают, не хотятучиться. Шалва решил не подчеркивать ошибки, а вместо этого зелёной ручкойподчеркивал все, что ученик сделал правильно.
Фокус на успехах воспитываетуверенность и доверие к человеку, который ребенка хвалит. Если родителизамечают только плохие поступки, ребенок старается сопротивляться, а неприслушиваться к родителям.
Шалва Амонашвили сейчас и тогда всетакой же жизнерадостный
2. Разрешить ребёнку познавать
«Дети хотят познавать. Трогатьруками, ломать, отрывать, заглядывать», — Шалва Амонашвили
Дети многому учатся в интернете.Почему? В реальности ребенка наказывают, ругают и заставляют учиться. А винтернете безопасно, и он всегда под рукой.
Чтобы оторвать ребенка от смартфона ипланшета, нужно показать ему безопасную и интересную реальность. Интернета неизбежать, но правильная любознательность научит его искать полезное в сети дляреальной жизни, а не строить в интернете убежище от мира.
3. Если ребёнок сам решит… что будет?
«Нашёптывание — величайший методдоверительного общения с ребенком», — Шалва Амонашвили
Когда ребёнок упирается и делаетпо-своему, родители могут сорваться и кричать, наказывать: «если ты сейчас этоне сделаешь, то я….». И ребёнок сделает, что ему скажут — но не ради помощиродителям, а чтобы прекратить скандал.
Кто-то скажет: «Иначе не понимает!»
Однако вместо давления полезнееаккуратно объяснить свою просьбу. Если ребёнок будет видеть ценность и пользу втом, о чем его просят — он будет слушаться. Мыть посуду полезно, потому чтодрузья не будут дразниться из-за грязной кухни. Вынести мусор приятно, чтобы вквартире не воняло.
4. Вовлекать и заинтересовывать
Шалва Амонашвили на работе. Источник
Мало детей могут выполнять жизненныезадачи, потому что надо. Например, пойти к зубному или убрать в комнате. Чтобыне принуждать, полезно превратить задачу в игру.
Ребёнку понравится процесс, а нецель. Сеанс у стоматолога будет неприятным по-прежнему, но дорога в поликлиникубудет связана с чем-то хорошим. Приятные эмоции перевешивают скверные в такихнезначительных ситуациях.
5. Ребёнок — часть общества
«Дети такие, какой будет жизньвосьмидесятых годов этого столетия», — Шалва Амонашвили
Воспитывать детей так, как это делалив 30-х годах ХХ века уже не получится. Не потому что мир стал хуже или лучше:он стал другим. И детям надо воспитываться иначе. Например, первоклассникиучатся дома через интернет. Не так много педагогов сталкивались с этим.
Но обучение без интернета почтиневозможно, нравится это учителю или родителям, или нет. Нужно воспитывать иучить детей так, как требует время и образ жизни, а не старые правила, которыесоздавались для другого времени и общества.
6. Понять цель воспитания
Сначала поймите, какие качества,ценности, цели хотите воспитать в ребенке. А потом — станьте для него примеромтакого образа жизни.
Шалва в этом плане преуспел: его сынПаата Амонашвили также помогает с воспитанием детей родителям, которым кажется,что они не могут найти общий язык со своими детьми.
7. Ребёнок не обязан знать физику,математику или литературу на 5+
«Мы ужаснёмся, если начнем измерять,насколько дети недолюбливают школу. Они не любят все те процессы, в которые мыих вовлекаем», — Шалва Амонашвили
Воспитание — это не оценки в школе.Приучать ребенка к страху ошибок и гнаться за формальностями — ошибка многихродителей. За пределами школы никто не ставит оценок. А человеческие качествабаллами измерить нельзя.
Если ребенок плохо учится, это неделает его плохим человеком.
Уроки закончатся, на воспитаниеостается на всю жизнь. Особенно это критично, если ребенок проблемным илигиперактивный: они очень чутки к критике и похвале. Старайтесь фокусироватьсяна хорошем.
8. Активность и самодеятельность
Паата Амонашвили помогает родителям идетям найти общий язык. Источник
Чем больше у детей возможноститворить, тем лучше. В программе Пааты Амонашвили у детей есть задания, а уродителей — инструкции и методы, как это упражнение выполнять.
Воспитание и обучение должно вызыватьинтерес у ребенка: проще всего сделать это в форме игры.
Ребенок вместе с родителями решаетзадачи, преодолевает сложности в веселой игре. Игра заканчивается, а эмоцииостаются: доверие растет, а значит и послушание.
9. Формальности мешают воспитанию
Левши постарше помнят, как заставлялиписать правой рукой.
Теперь писать можно как угодно, затоза ребенка выбирают будущее. Например, какую профессию выбрать. Иногда,родители не хотят давить и спрашивают: «Скажи нам, что ты хочешь?».
Ребенок не хочет, чтобы за негорешали. Но не может объяснить, что сам хочет.
Например, папа занимался футболом.Значит и сын пойдет на футбольную секцию. Бывает ребенка ведут занимался чем-топросто, чтобы занять его время. Особенно в небольших городах.
Не обязательно ребенка отдаватькуда-то, чтобы развивать в нем творчество. Родители должны найти то, чторебенку нравится и постараться это ему датью. Если в городе нет секции илитворческой школы, ее можно создать дома. Например, купить краски, холст исмотреть уроки по рисованию в интернете.
Суть гуманной педагогики — не вуроках. Задача сделать так чтобы за пределами школы, уроков или удаленногообучения, ребёнок рос любознательным и благодаря этому был счастлив.
Не всегда получается сохранитьхладнокровие и оставаться спокойным, когда воспитываешь гиперактивных илитрудных детей. Поэтому в гуманной педагогике используют упражнения: онипревращают воспитание в игру, а не в обязанность. В программе Паата Амонашвилисобраны упражнения, которые помогут внедрить эти принципы.
Рекомендации гуманиста педагогикиШ.Амонашвили воспитателям и педагогам, для поддержки осознанного имотивированного состояния обучающегося:
1. Подчеркивайте успехи, а непровалы.
2. Позвольте ребёнку трогать, жевать,слушать, обнимать мир, и познавать его полностью.
3. Дайте понять ребёнку, почему вамнужна его помощь, почему полезно учиться. Сделайте так, чтобы он сам пришел кнужному выводу, а не навязывайте его.
4. Ребёнок хорошо себя ведёт иучится, если ему интересно то, что он делает.
5. В воспитании и обучении учитывайтевремя и нормы общества: например, не запрещайте интернет, а объясните, как импользоваться правильно.
6.Воспитывайте ребёнка на своемпримере. Следуйте своим же правилам, придуманным для детей.
7. Школьные оценки не воспитывают.Человеческие качества — это не знания по физике или математике.
9. В игре проще донести ребёнку вашимысли, чем в диалоге.
10. Придумывать правила и алгоритмы ввоспитании не нужно: так родители неправильно понимают ребёнка и часто идутпротив его воли, из-за чего ребёнок упирается и не слушается.
