Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
Эмоциональное развитие на уроках трудового обученияс обучающимися с ОВЗ.
.
Выступил: Иванов С.А.
на заседании м/о учителей
трудового обучения
п. Октябрьский 2021г.
Доклад
Эмоциональное развитие на уроках трудового обученияс обучающимися с ОВЗ.
В обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные сподготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подходатребуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
В принятой резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблей от 20 декабря1971 года Декларацией о правах умственно отсталых лиц провозглашается: «необходимостьоказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различныхобластях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычнуюжизнь общества».
Будучи уполномоченным при Президенте России по правам ребёнкаПавел Астахов подчёркивал, что «признание прав каждого ребёнка, его интересов,потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборепрофессиональной деятельности являются чрезвычайно важными». В соответствии ссоциальным заказом общества существует объективная необходимость интеграциитаких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Трудоваядеятельность — это объективная потребность общества, без неё общество не можетполноценно функционировать и развиваться.
Мы работаем в школе с детьми с ОВЗ. И наша задача — датьобучающимся не только умения и навыки выполнения различных работ, но ивоспитывать желание самостоятельно получать необходимую информацию черезинтернет ресурсы, журналы, телепередачи, творчески подходить к поиску ответов.Для этого возможны различные формы и методы профессионально-трудового обучения:
— беседы;
— уроки;
— кружки;
— экскурсии;
— школьные выставки;
— республиканские выставки;
— конкурсы-аукционы;
— встречи с выпускниками, специалистами из Центра занятости, спредставителями учреждений и предприятий.
Для того чтобы заинтересовать детей, используем разнообразныеметоды и приёмы:
— беседы о том, что «труд сделал из обезьяны человека»;
-знакомим с инструментамии приспособлениями с помощью загадок и пословиц о труде, на всех урокахпрослеживается меж предметная связь с литературой, математикой, историей,рисованием;
-говоримо пользе ручного труда, о развитии мелкой моторики пальцев рук, что любоерукоделие развивает мозг;
-просматриваем презентации, где дети знакомятся с шедеврами народноготворчества.
Воспитанники с недостатком интеллекта с большим удовольствиемработают на уроках труда, чем дети с нормальным интеллектом. Часто это бываетпо простой причине, их не берут на другие работы. А здесь они работают в парахслабый-сильный, не видно их беспомощности, неумелости (да и друг, если чтоподдержит) — это формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемымдисциплинам.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься надтем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активностьна протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения итакие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся,стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться отом, чтобы на уроках воспитанник работал активно и увлеченно. Немаловажную рольздесь можно отвести дидактическим играм. Дети уверенно чувствуют себяпри проведении фронтального опроса пройденного материала, особенно, если онпроходит в игровой форме, что позволяет сделать учебный процесс привлекательнейи интересней. Например, их спрашивает не учитель, какой-нибудь сказочный герой:Сорока — белобока, Золушка, Цветик-Семицветик. Во время такого опроса на урокецарит дух доброго соперничества, сопереживания. Даже подсказки детей формируютмощный стимул к овладению знаниями. Игровые переживания оставляют глубокий следв сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородныхстремлений, навыков коллективной жизни, а главное снимают эмоциональноенапряжение. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением назанятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Во время практической работы поощряем помощь, «сделал сам – помогидругу», большое внимание уделяем коррекционной работе «сделай меньше – далучше».
Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требуетот учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемостьшкольников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большомколичестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильноорганизовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса.От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональноесостояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительноподдерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждатьпреждевременное утомление.
Первые признаки утомления могут проявляться в двигательномбеспокойстве детей на 12 -15 мин. урока. Устранить утомление можно, еслиоптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этогоследует активно отдохнуть, сделать с обучающимися физкультминутку,переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средствавосстановления работоспособности.
Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполненияучебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизацияпроцесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличитьчисло положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое ипсихоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной ифизической работоспособности в режиме учебного дня обучающихся.
Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения обучающихся,давать ощущение радости. Прием переключения внимания основан, на свойственнойдетям школьного возраста, подвижности нервных процессов и непроизвольностихарактера психической деятельности. Переключение внимания является важнымприемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно,предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью,так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можноиспользовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания сосменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистическихприёмов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, чтоиспользование таких приемов помогает активизировать любую деятельность,предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональноенапряжение.
Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязниможет осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета,музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. Кформам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки,физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры -разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение,юмористическая или поучительная картинка, которые доступны и могут бытьиспользованы в работе с обучающимися.
Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использованиемузыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровненепроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы,избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формируетположительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказываеттерапевтический эффект.
Также в этом направлении очень удобно использовать метод проектов,который позволяет обучающимся в системе овладеть организацией практическойдеятельности по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до еёреализации в модели, изделии. Главная особенность этого подхода -активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер.Метод проектов позволяет избежать шаблонности в преподавании, побуждаетобучающихся к фантазии, развивает эмоционально-окрашенную речь, способствуетповышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. В каждомклассе есть так называемые «звёздочки» (обучаемые находятся на пограничномуровне интеллекта). Им целесообразно давать индивидуальные задания.
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна нетолько индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работапривлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностьюлучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону длясамооценки. Кроме этого, групповая работа:
-даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как отэтого зависит успех работы всего коллектива;
-предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание,аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
-является одним из способов преодоления психологических барьеров виндивидуальном саморазвитии личности;
-позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования исоперничества.
Таким образом, метод проектов способствует не только саморазвитию,но и социализации каждого участника этого увлекательного процесса.
Во внеурочное время работают кружки. Воспитанники с большойохотой посещают эти занятия, потому что на них они могут само реализоваться.
Что такое эмоциональная разрядка или релаксация? Релаксация – эторасслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых,вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшениюусвоения материала.
1. Сядьте поудобнее и начните дышать носом.
2. Закройте глаза. Ваша главная задача сейчас — сконцентрироваться насвоем дыхании.
3. Сделайте глубокий и медленный вдох. …
4. Задержите дыхание на несколько секунд.
5. Спокойно выдохните…
Первостепенную роль ввоспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия,представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочеепомещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитиедизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личностиребенка. Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональноесостояние детей при коллективной организации оказывает влияние также наразвитие нравственных качеств учащихся. Первостепенное значение в нравственномвоспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том,чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званиюрабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладениинавыками той или иной профессии.
Процесс трудового обучения в коррекционной классахорганизуется в различных формах (учебные занятия, производственная практика,кружковая работа) и отражает определенную специфику:
— более низкий уровень сложности учебного материала;
— замедленный темпобучения;
— использование наглядныхметодов обучения;
— коррекция присущих учащимся недостатков.
К учебному занятию по трудовому обучению предъявляютсяследующие требования:
1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должноиметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии цель.
2. Научность содержания и оптимальность объемаучебного материала. Для каждого занятия необходимо планировать содержание иобъем учебного материала таким образом, чтобы он мог быть усвоен с преодолениемопределенных трудностей, учитывающих зону ближайшего развития учащихся.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждоезанятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы(повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение исистематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекциязнаний, подведение итогов, рефлексия).
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям исодержанию учебного материала. Необходимо подбирать такие методы обучения,которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладенииумениями и навыками.
5. Рациональное использование учебного времени. Каждаяминута урока должна быть насыщена учебной работой. Темп практической частизанятия должен постепенно возрастать.
6. Индивидуальный подход в обучении. Это требованиеозначает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом егоиндивидуальных психофизических особенностей.
Эмоциональная подготовка детей необходима к любомузаданию. Урок труда немыслим без создания особой эмоциональной атмосферыэмоциональной атмосферы увлечённости. Она достигается с помощью живого словаучителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, зрительных образов,игровых ситуаций.
А.В. Луначарский писал: «Мы устроены так, чточувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательнопознанным, когда почувствуем его не только головой, но призовём к этому всюнашу нервную систему».
На уроке в душе ребёнка происходит великая работа,которую способны в какой-то степени увидеть и почувствовать толькопедагогическая проницательность.
Необходимо сделать так, чтобы дети во время занятийполучали удовольствие от своей работы. Учитель должен иметь в поле зрениякаждого ребёнка, видеть не только как он работает, но главным образом как онотносится к самому процессу создания – весело или скучно, интересно илибезразлично. Нужно вовремя помочь ему поддержать, если потребуется – пробудитьпотерянный интерес.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет кисправлению недостатков, присущих детям с ОВЗ, что позволяет ослабить илипреодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самымпродвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных иобщетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебнойдеятельности.
Литература иинтернет ресурсы:
2. https://moluch.ru/archive/76/12938/
4. Копылова,Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г.Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5
5. Олигофренопедагогика:учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.— М.: Дрофа, 2009.
6. АстаховА.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
7. ГончаровИ.Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности.М., 1966.