X-PDF

Доклад Физическая культура при ограниченных возможностях здоровья

Поделиться статьей

pat456789h17

Чебоксарский техникум строительства и городского

хозяйства Минобразования Чувашии

(ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»)

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

Физическаякультура при ограниченных возможностях здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель физической культуры

Яковлев А.Н.

 


Введение

 

Основнаяцель привлечения студентов с ОВЗ к регулярным занятиям физической культурой испортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, созданиенеобходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественнополезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культураи спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категориинаселения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Людис ОВЗ, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у нихчасто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях являетсядейственным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельностиорганизма, а также способствует повышению уровня физической подготовленности.Поэтому считаем, что на преподаватели физической культуры должны поощрять всевиды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставлениянадлежащих средств и правильной организации этой деятельности.

 

Физическаякультура при ограниченных возможностях здоровья.

Терминлицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российскомзаконодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностямиздоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями вразвитии» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицос ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определенияэтого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался какравнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тотфакт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статусаинвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантийреализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленномзаконом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Ониподразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированнойобразовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц,жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями илиотсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках,считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятиехарактеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным вповедении или деятельности, может быть временным или постоянным, а такжепрогрессирующим и регрессивным. Таким образом, к группе людей с ОВЗ относятсялица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельныхразделов образовательной программы вне специальных условий воспитания иобучения.

Различаютследующие категории лиц с нарушениями в развитии:

лицас нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

лицас нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

лицас нарушениями речи;

лицас нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

лицас задержкой психического развития (ЗПР);

лицас нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

лицас нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лицас множественными нарушениями.

ВыдвинутыйЛ.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим вотечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П.,1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействиядолжны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание,ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, нои на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов,физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающеенаправление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которыеусловно можно объединить в следующие группы:

коррекцияосновных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении налыжах, упражнениях с предметами и др.;

коррекцияи развитие физической подготовленности;

коррекцияи развитие координационных способностей;

коррекцияи профилактика соматических нарушений;

профилактика,коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

развитиепознавательной деятельности;

формированиеличности ребенка.

 

МЕТОДЫИ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Методотражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельностиявляются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом самон выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всеммногообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психическойсферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любойфизкультурной деятельности. К ним относятся:

методформирования занятий;

методобучения двигательной деятельности;

методразвития физических способностей;

методвоспитания личности;

методорганизации взаимодействия педагога и занимающегося;

методрегулирования психического состояния детей.

Изспортивно-педагогических используют: метод строго регламентированногоупражнения, т.е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке взанятиях; игровой метод.

Формызанятий в реабилитации детей с ОВЗ имеют свою специфику. Целесообразноиспользовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий.

Особенностиорганизации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ

Содержаниевысшего образования по образовательным программам и условия организацииобучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательнойпрограммой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программойреабилитации инвалида. Обучение по образовательным программамстудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется с учетом особенностейпсихофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровьятаких обучающихся. Исходя из психофизического развития и состояния здоровьястудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, организуются занятия совместно с другимиобучающимися в общих группах, используя социально-активные и рефлексивныеметоды обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказанияпомощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами,создании комфортного психологического климата в студенческой группе,отражающегося в планах воспитательной работы в техникуме, а так же приразработке индивидуальных планах обучения студентов. Обучениестудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ может осуществляться индивидуально, атакже с применением дистанционных технологий.

Дляполноценного занятия студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ физическойкультурой желательно модернизировать физкультурно-спортивные базы техникума: оборудоватьплощадки специализированными тренажерами общеукрепляющей направленности ифитнес-тренажерами в существующих спортивных залах, создавать безбарьернуюсреду в существующих спортивных комплексах и спортивных залах. Созданиебезбарьерной среды должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов илиц с ограниченными возможностями здоровья:

—с нарушениями зрения;

—с нарушениями слуха;

—с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обеспечениедоступности прилегающей к учебному заведению территории, входных путей, путейперемещения внутри здания для различных нозологий. Территория должнасоответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобногопередвижения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обеспечения доступа кзданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступностьпутей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки,дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудованиелестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделениемест для парковки автотранспортных средств инвалидов. Особое вниманиенеобходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информациейдля сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

 

Проведениетекущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц сограниченными возможностями здоровья.

 

Дляосуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточнойаттестации, обучающихся могут создаваться фонды оценочных средств,адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ипозволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательнойпрограмме результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций,заявленных в образовательной программе. Форма проведения текущей и итоговойаттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальныхпсихофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно накомпьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалидупредоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете илиэкзамене.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Физкультураи спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению илиустановлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая иускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан.Действительно, существуют такие виды спорта, в которых инвалиды могут принятьучастие, сидя в креслах-колясках: стрельба из лука, настольный теннис,баскетбол, некоторые виды легкой атлетики, вне коляски — волейбол (сидя),плавание, тяжелая атлетика и др. Для ампутантов, помимо перечисленных видовспорта, — прыжки в высоту и длину (легкая атлетика), волейбол (стоя), лыжныегонки, футбол. Многие выдающиеся спортсмены-инвалиды успешно преодолели своифизические недостатки (ампутации, параплегии) благодаря интенсивной ирегулярной тренировке, достигнув при этом своих прежних спортивных иартистических результатов.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет