X-PDF

Доклад Формирование основных компетенций: пианистических приёмов, необходимых для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения в ДМШ.

Поделиться статьей

                Формированиеосновных компетенций: пианистических приёмов, необходимых для развитиятворческих способностей учащихся в процессе обучения в ДМШ.

 

                                                       Мартыненко-Алексеева ЮлианаИвановна

                                                       преподаватель по классу фортепиано

                                                        ДМШ им. Д.Нурпеисовой,2 филиала

                                                          г.Уральск

 

     Играна музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видовчеловеческой деятельности, которая требует безупречной согласованности тонкихфизических действий, отлаженной работы познавательных процессов – восприятия,мышления, памяти, внимания, воли, – наконец, высокого уровня личностногоразвития.

         Современное образование выходит на более высокий технологическийуровень.  Принципы  развивающего обучения и воспитания, всё шире проникают  взанятия по специальности фортепиано. Фортепиано ведь  по праву называют королеммузыкальных инструментов ввиду его огромных технических и выразительныхвозможностей. Помочь овладеть этим богатством – достойная задача музыкальногообразования.   Музыкальное развитие дает возможность воспитатьэмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальноеискусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — этопостоянная возможность самореализации.

         Фортепианное исполнительство является искусством практическим, требующимопределенных музыкально-исполнительских  навыков. Поэтому вопрос о воспитанииэтих навыков у  учащихся является одним из самых актуальных вопросовмузыкальной педагогики. Он остается актуальным на разных стадиях обучения.

     Девизом каждого преподавателя должны стать слова Д.Б. Кабалевского, пианиста,педагога, публициста : «…интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовьк ней — обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подариладетям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную ипознавательную роль».

           У великого композитора И. Гайдна есть замечательное сочинение дляфортепиано в четыре руки «Учитель и ученик». Все диалоги в дуэте — и в теме, ив вариациях — все построено на подражании, на имитации. К комическомуэффекту приводит старательное, буквальное повторение учеником всего сказанногоучителем. И действительно, класс любого преподавателя составляет не отдельныеучащиеся, а именно пары: «учитель-ученик». От преподавателя в каждый моментработы требуется большое внимание, такт и понимание особенности ученика.

      Вопросыформирования музыкально-исполнительских навыков  игры на  фортепиано должнырассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и сучётом возрастной специфики.

      Начальныйэтап обучения на фортепиано – наиболее важный и ответственный, это фундамент,на котором будет стоять здание исполнительской техники ученика, его умений,навыков. От того, что и как будет чувствовать ребенок  на первых уроках, будетзависеть его отношение к своему инструменту, к музыкальному звуку, к музыке вцелом. Приступая к занятиям за фортепиано с маленькими учениками, нужнопомнить, что ведущий вид их деятельности, в которой они получают основныезнания и умения – это игра, что малыши любознательны, что они одушевляютокружающий мир вещей.

     Поэтому первые навыки звукоизвлечения первоклассники должны получить на уроках,напоминающих игру, включающих фантазию, природные и сказочные ассоциации.Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижениякачественного звучания мы считаем воспитание умения вслушиваться в звучаниеинструмента.      Научить выражать ученика с помощью звука самые разные эмоции,самые сокровенные состояния души, на наш взгляд, одна из главных задач педагогана данном этапе работы.

   Для ученика 2 класса  комплекс   упражнений, гамм и этюдов, использованных науроке, предусматривает  работу над различными видами мелкой техники, формулыодноголосной пальцевой игры, гаммаобразные и арпеджированныепоследовательности, ломаные интервалы.

     Техника — это сумма навыков и умений. Одного понимания и одного умения мало.Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои движения. Мы должнывыполнять многие движения не задумываясь, автоматически, на подсознательномуровне. Техника приобретается путём систематически правильной работы. Техникунеобходимо развивать на специальном материале этюдов и пьес, по специальнойпрограмме, без скачков.

     Существует множество сторон требований к технике:

-пространственнаяточность — попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;

-красочнаятехника — умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;

-ритмическаяточность — умение извлечь звук в нужное время;

-аппликатурнаяточность — удачная, правильная аппликатура;

-штриховаяточность — чередование legato, staccato;

-быстротамышления, беглость — полезно учить звеньями.

    На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтобы создатьнаиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

    Вкратце они следующие:

1.Гибкостьи пластичность аппарата.

2.Связьи взаимодействие всех его участников при ведущих живых и активных пальцах.

3.Целесообразностьи экономия движений.

4.Управляемостьтехническим процессом.

5.Звуковойрезультат (как необходимый итог).

   Основная цель технического развития ученика — обеспечить условия, при которыхтехнический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальнуюзадачу. Успешное  развитие  выше перечисленных принципов может привести кполному и беспрепятственному подчинению двигательной системы  к музыкальнойволе исполнителя во всех ее тончайших проявлениях.

     Воспитание техники юного пианиста  ведётся  над возрастанием активностипальцев, остроты и силы  их кончиков,  в овладении углубленного легато, готовностируки  к переключению с одного вида движения на другой, над пианистическойчистотой и ровностью звучания, которая достигается не только точным взятиемзвука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Моя задача -помочь объединить звуки в интонационно правильные микроструктуры, найти в нихточки тяготения,  сделать исполнение грамотным и осмысленным.

         Последующие этапы работы над техникой представляют собой совершенствованиепервоначальных навыков игры и на этой основе –

развитиепальцевой беглости, четкости, цепкости кончиков пальцев, ловкости движений рукина клавиатуре. Эти качества могут развиваться только при постоянном слуховомконтроле исполнителя над выразительностью, четкостью и ритмичностью своей игры,без чего невозможно естественное и рациональное приспосабливание рук и пальцев.

    Технические приемы, движение, навязываемые ученику в незвуковой, художественнойзадаче, без учета особенностей строения его рук и психологического склада,могут оказаться только тормозом. И так как приспосабливаемость рук кклавиатуре, пианистическим трудностям, степень природной беглости пальцев уразличных детей различна, не может быть технических рецептов «на все случаижизни». Необходимо проанализировать общие принципы дальнейшей работы начинающегопианиста над этюдами и упражнениями.

    Изучениегамм, этюдов и арпеджио является одним из важных разделовмузыкально-технического развития ученика, поэтому необходима систематическаяработа над инструктивным материалом в течение всего периода обучения.

       Изучение гамм целесообразно связывать с их применением вмузыкально-педагогической литературе. «Техника должна с самого начала, идтирука об руку с подлинным музыкальным развитием», — пишет Иосиф Гофман

  Техническая работа ученика должна идти по пути использования наибольшегоразнообразия фортепианной фактуры:

 -во-первых, это разносторонне развивает его технические навыки;

-во-вторых, выявляет те индивидуальные качества ученика, которыми

педагогможет руководствоваться при выборе технического репертуара.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

   Для правильного подбора этюдов учитываются и такие моменты: величина рукученика, особенности их строения, растяжение пальцев и степень техническойподготовленности.

    Наряду с этюдами, преследующими цель подвижности пальцев, важно использовать имелодические этюды. Они способствуют налаживанию гибких, пластичных движенийруки, большей глубине ощущения пальцами клавиш.

Изучениеэтюдов распадается на следующие этапы:

  — Тщательный разбор (игра целиком и по частям).

   — Музыкальное усвоение.

   — Умение сыграть осмысленно с правильной фразировкой,

достаточновыразительно.

  — Исполнение этюдов в подвижном темпе, определение недостатков игры.

  — Работа над неудавшимися элементами, упражнения.

  — «Собирание» отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее

прибавлениетемпа и опять работа над необходимыми упражнениями.

 

    Разобрав этюд и приступив к музыкальному освоению и технической работе над ним,ученик обязан руководствоваться правилом, что любое проигрывание этюда должнобыть полноценным в музыкальном отношении, так как грубое исполнение этюда малоприносит пользы . 

      Выборупражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. «Отвлеченные»упражнения могут иметь место в практике обучающегося, но действеннее,интереснее, (так как понятнее для ребенка их необходимость) те упражнения,которые помогают преодолеть трудности в исполняемых произведениях. Это могутбыть из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники».Е.  Гнесиной , для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений»ор. 821 К.  Черни, , «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М.Лонг,Ш. Ганона…  

    Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный,ощущаемый результат. Игра упражнения предполагает осмысленное его исполнение,выразительное, ритмическое звучание с активным ощущением кончиков пальцев вглубине клавиши, четким поднятием пальцев, правильным объединительным движениемкисти.

   Для построения упражнений используются отдельные элементы пассажей (мотивы),которые и разучиваются разными способами.    

   Наиболее употребительны следующие способы:

-многократное повторение элемента на одном месте с перерывами междуповторениями);

-с переносом руки по октавам;

-постепенное прибавление темпа во время повторений.

     Умение  слушать  и  слышать  своё исполнение,  своевременно корректировать  художественно  — звуковую  и техническую  стороны  игры  — способность, нуждающаяся в развитии с первыхшагов обучения юного пианиста ,поэтому  в   комплексном музыкально-исполнительском  развитии  ученика не менее  важное  местопринадлежит воспитанию слуховых способностей, этого фундамента  музыкального мышления.  Оно  осуществляется  на  основе опыта  слушания  музыки  и тщательной  работы  по  воспитанию  слуха пианиста.  Развитиемузыкально-слуховых представлений – не только предпосылка формированияисполнительских умений и навыков, но и следствие правильного их применения.Именно характер звуковых образов обусловливает применение тех или иных навыков,которые всегда как бы вновь создаются. Что касается нотного текста, вернееточного воспроизводства всех данных текста, то для исполнителя техника  этоболее или менее  искусная призма, так или иначе преломляющая первоначальныеидеи автора и рассеивающая их в виде конкретных интерпретаций.

      Без звукового образа, без яркого иполного представления о конечном звуковом результате не может бытьхудожественного исполнения. При этом решающим является умение тонко чувствоватьи различать особенности исполнения, как бы внутренне их слышать до того, какони будут воплощены в звучании. Эти представления связаны с характером звучания,они формируются как представления, отражающие тембровые звучания того или иногоинструмента. Именно тембровые представления помогают отбору соответствующихисполнительских приёмов и навыков.

      В музыкальном исполнительстве неразрывно соседствуют два понятия, на которыхзакладывается фундамент всего исполнительского процесса:

1.содержание

2.техническаясторона.

    Для того  чтобы отгадать (исполнить) музыкальное произведение раскрыть егоистинный (авторский) смысл нужно, чтобы эти два момента органически сплелисьвоедино. Можно играть содержательно и технически не совершенно. Можно несодержательно и технично. Инструментальная техника, как и вокальная- это особыйраздел достижений человека. Подобно движениям  жонглёров или акробатов  вцирке, она способна ослеплять, производить впечатление сама по себе: тогда онапокидает своё место слуги содержания, средства для его  воплощения и начинаетсуществовать самостоятельно.  Пианист должен уметь «писать» фортепианнымзвуком, как живописец – красками, извлекать не только тихие и громкие, но итёмные, густые, мрачные, глубокие, прозрачные, яркие, светлые звуки.

Передкаждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимостипостоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть нетолько правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки,чтобы потом их исправить.

      Готовясь к семинару, мне попалась  очень интересная  публикация С.В.Рахманинова, выдающегося русского композитора, известного пианиста-виртуоза, дирижёра -«Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры», актуальность изначимость содержания которой   очевидна и в наши дни, и как нельзялучше отвечает на вопросы о музыкально-исполнительском развитииученика-пианиста: «Во всяком хорошем фортепианном исполнении есть очень важнаяискорка, которая, кажется, превращает каждую интерпретацию шедевра в живоепроизведение искусства.     Это удивительное явление, которое известно каквдохновение.. Кажется, что оно совершенно удивительным образом пробуждается и обретаетсилу. Аудитория немедленно это понимает и даже иногда прощает техническиенеточности, если само исполнение полно вдохновения. »

 Хотелось бы,чтобы каждое   исполнение  наших учеников было  именно таким- живым, сискоркой.

                               

 

 

 

 

                      Литература

  1. Коган Г. М. «Работа пианиста » Москва 2004 год
  2.  Козлова А.И., Жданов И.В. «Развитие двигательно-технических навыков у учащихся – пианистов детской музыкальной школы» Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник» http://www.scienceforum.ru/2014/585/2720
  3. Майкапар С.М. «Как работать на рояле» Ленинград 1963 год
  4. Смирнова Т.И. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации», изд-во ЦСДК., М.,1999 год
  5. Фейнберг С. Е. «Пианизм как искусство» Москва 2003 год
  6. Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слез или я – детский педагог» Санкт – Петербург 2010 год
  7. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика СПб.: Алетейя, 2001 год
  8. Шмидт-Шкловская А.А. «Воспитание пианистических навыков», Ленинград «Музыка», 1985 год

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет