Формы и методы воспитания
В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия — бытьклассным руководителем. А в начальной школе воспитательная работаклассного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь иклассный руководитель, и постоянный, единственный учитель.
Не все дети могут успешно учиться,полностью проявлять себя в учебе. Если на уроках учащиеся занимаются поутвержденным программам, то в воспитательной работе можно опереться на ихинтересы и желания. Таким образом, воспитательная работа создает условия длясамореализации личности ребенка
Цель воспитания — создание условий для развития личности ученика.
Не менее главным в работе классногоруководителя начальной школы является воспитать дружный коллектив. Каждыйчетвертый год классный руководитель и первый учитель выпускает своихвоспитанников в среднюю школу, берет новый коллектив, и все равно эти детиостаются для учителя «его» классом. Каждый классный руководитель начальнойшколы мечтает о создании дружного коллектива, где нет распрей, где комфортновсем ученикам, и не только на уроках, и после них.
Работа ведется по направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
подготовка и проведение классных часов, этических бесед
проведение мероприятий, посвященных памятным датам
встречи с ветеранами войны и труда,
проведение уроков Мужества
участие в акциях
оформлении выставок, конкурс рисунков
2. Духовно-нравственное воспитание
посильная помощь ветеранам войны, педагогического труда, пожилымлюдям;
участие в акциях милосердия.
3. Эстетическое воспитание
конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов
коллективные творческие дела;
экскурсии;
участие в школьных, районных выставках декоративно-прикладноготворчества учащихся и конкурсах рисунков;
4.Физическое воспитание, формированиекультуры здоровья и эмоционального благополучия
цикл профилактических бесед
Дни здоровья
участие в спортивных играх, Веселых стартах
занятия в спортивных кружках
динамическая пауза и физкультминутки;
игры на свежем воздухе;
классные часы: Режим дня. Режим питания, Вгостях у Светофора
5. Трудовое воспитание
дежурство по классу
уборка школьной территории
генеральная уборка помещения
6. Экологическое воспитание
7. Ценности научного познания
8. Работа с родителями
Формы работы определяются, исходя из педагогическойситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания,походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд,художественно-эстетическая деятельность и т.д.
1. Классный час — форма организациипроцесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могутподниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Онможет включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы,общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическуюдеятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностямидуховного развития учащихся, их интересами, стремлениями.
2. Информационный час – формапросветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской,нравственно-правовой, информационной культуры учеников, формирование ихкругозора, социальной и политической зрелости.
3. Общественнополезный труд – один из основных компонентов системытрудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования уучащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого ибережного отношения к общественному достоянию и природе. Участие обучающихся вобщественно полезном труде является одной из актуальных форм формирования у нихинтереса к профессиональному труду. Общественно полезный труд воспитывает удетей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другиенравственные качества. Например, акция «Кормушка» — подкормка зимующих птиц;акция «Бумажный клад»; операция «Мой учебник лучше всех»; «Мы – любителипорядка» — уборка рабочего места, классной комнаты; организация дежурства вклассе.
4. Классное собрание — это формаорганизации коллективной жизни.
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способностьрешать эти проблемы самостоятельно.
5. Конкурс — это личное иликомандное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников,исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы исоставной частью праздников.
6. Клубы по интересам (кружки) -объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основесовместной деятельности. Деятельность кружка может быть связана с приобщениемучастников к спорту, рисованию, музыке, профессии и др. Члены такого клубногообъединения должны принимать активное участие в его работе. Важно не только ихприсутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, своюиндивидуальность.
7. Праздники — массовое мероприятие,посвященное датам и событиям общенародного или группового характера ипроводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник,посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную частьв виде поздравлений, приветствий, подведения итогов; концерт, показспектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы. Важно,чтобы ребята участвовали в них добровольно, с желанием, получая удовольствие отвыступления.
8. Экскурсии — выход, поездка,коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного иликультурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка каксо стороны организаторов, так и участников.
9. Игра — соревнование,состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам.Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая,спортивная, имитационно-моделируемая.
В учебной деятельности учащиеся восновном общаются с учителем, поэтому для проведения воспитательной работыцелесообразно активно привлекать старшеклассников, родителей, представителейразных профессий, руководителей кружков, секций, студий и т.д.
Социальное сотрудничество оказывает огромнуюпомощь в работе классного руководителя.
У ребят формируются положительные межличностные отношения.Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать,радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Ребята берут на себяответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказыватьсвоё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки.Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения,достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно –гигиенических навыков.