X-PDF

Доклад Использование игровых технологий в системе развивающего обучения при формировании ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.

Поделиться статьей

Доклад на кустовой (образовательныйокруг «Михайловский») семинар

Использованиеигровых технологий в системе развивающего обучения

приформировании ключевых компетенций

на урокахистории и обществознания.

        Современный учитель истории долженуметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которыепомогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти  средство длясамовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желаниеразмышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказыватьсвою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в школьномисторическом образовании.
       В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразныхметодов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебногоматериала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  Намой взгляд, на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать,а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать фактыи исторические источники, сам делать выводы.   Эффективность таких уроковдостигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельностьучителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активностьучащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие вразборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…»,«Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.

Однойиз распространённых технологий обучения на современном уроке является — игра.Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала вего различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здоровогосоревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминатьизвестное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее,отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.  В ходе игры, как правило,ученики, отличающиеся леностью ума, желающие все получать в готовомвиде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов, начинаютразмышлять, так как положение последнего в игре мало когоустраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, атот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать,  подмечать,  быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации,  ктоне просто располагает хорошей кладовой памятью, но может с умомпользоваться ее богатствами. Для того, чтобы продуктивность этой формы былавысока, учитель должен стать не только организатором игры,  но и ееучастником,  так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей) невызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческойработе учащихся, умело ввести ребят в игру. По мере того, как историческая играстановится более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как быотходит на задний план. При составлении игры следует помнить:

— исторические игры ни в коем случае недолжны преследовать такую цель, как механическое заучивание фактов, безлогического осмысления.

— при отборе исторических фактов, имен идат для изготовления игр приходится ориентироваться на материал, включенный вучебные книги.

— главное, к чему надо стремиться, этоуметь не только вызвать интерес учащихся к игре, но и добиться того,  чтобы онбыл устойчивым и не ослабевал,  а наоборот,  нарастал по ходу игры.

— если в играх ребята не будут находитьнового, если все в них будет известно, эти игры не будут пользоваться успехом.

  В своей практике я использую игровые технологии основанные на методологическихподходах теоретиков и практиков имитационных игр: Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн,В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров, М.М. Крюков,А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С.Шмаков, Г.П.Щедровицкий.
Существуют игры различной ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений,навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений инавыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формированиеопределенных  подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческихустановок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, уменийсравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческихспособностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитиемотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучениеобщению.

В любой игре можно выделить этапы.Рассмотрим их на примере деловой игры: «Светский салон XIXвека», «Интервью с историческими героями»:

1.      Введение в игру:участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом,осуществляется консультирование, инструктаж. 

2.      Распределениеслушателей на группы (5-7 человек): выбор лидера в каждой группе, принеобходимости, распределение игровых ролей.   

3.      Погружение в игру:учащиеся получают игровое задание.  

4.      Изучение и системныйанализ ситуации или проблемы: участники анализируют предлагаемуюситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы,договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правиламиигры.

5.      Игровой процесс:поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальныхпроблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретныхдействий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснованиепроекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.

6.      Общая дискуссия(межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование;обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальныхролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.

7. Подведение итогов игры:оценивание решений, проектов, знакомство с разными стратегиями, определение ихэффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительныхочков, выявление лучших команд, игроков, проектов.

8. Рефлексия:личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.

9. «Выгружение» из игры:разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов,возникающих после игры и др.

Этапы проведения ролевой игры:

—  Введение в ролевую игру.

—  Предъявление ситуации и распределениеролей по сценарию.

—  Разыгрывание ситуаций.

—  Послеигровое обсуждение, рефлексия.

Эффективностьреализации игровой технологии   определяется уровнями сформированностиментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели — это можетбыть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего,средний, низкий.

     На входномконтроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся,который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 4% учащихся;выше среднего -23%; средним — 43%; низким -30% учащихся. В результатеиспользования технологии получены следующие показатели: высоким уровнемментального опыта владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%;низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опытаучащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего егообогащения.   
Игрыпри изучении нового материала.

Игра«Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделениюглавного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигаетсяпосредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Безнего нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа спечатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждаеттот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта играпозволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра«Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемомуматериалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы стекстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса.После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются,оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости».(красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики«срывают» плод или лист и отвечают.

Игра«Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений являетсясложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либоисторическую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на«доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, восновном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания,получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие рядырусской интеллигенции».

Помимо этих игрпри изучении нового материала используются игры «Оживи картину»,«Экскурсия», «Историческая гостиная», кроссворды и т.д.

Игрына закрепление и обобщение исторического материала.

Игра«Аукцион». Эта игра поводится после изучения одного из историческихпериодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятампредлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Дляэтого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV. Любойдругой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другогосовременника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имязаписывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов.Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленноударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. Послетретьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можнопровести аукцион дат, понятий и т.д.

Игра«Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) поизучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несетсамостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так,чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются ипомещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверкипредложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоскинаписать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалосьбы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра«Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которыхвписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическомпорядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, илисвязанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате,необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто болееточно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута,значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра«Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, напримерпо теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слевапишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушенпорядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимовосстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычнымсловом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполненоправильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название ещеодного города этой страны.

КУВУР__________________ *  *         Ответ:Урук        В

АШАГАЛ________________*   *                    Лагаш      А

РЭВУДЭ_________________ *    *                  Эруду      В

ИРИАМ_________________*   *                   Мари       И

ШРУШАЛ_______________*    *                    Ашшур   Л

ИНЕЯВИНО_____________*   *                    Ниневия  О

НУР___________________*   *                     Ур             Н

Эта игра вувлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевыеигры

Ролевая игратребует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источниковэпохи.

Игры– импровизации. Например, при изучении темы «Либеральные реформы1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится нанесколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или инойтеме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницыучебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал.Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военнаяреформа.

Сюжет: Крестьянепрослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньшетоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всехмолодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают,как быть…»

Роли: сельскийстароста, крестьяне

2.Судебная реформа.

Сюжет: Заседаниеокружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальникаСанкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свойпоступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнутьтелесному наказанию политического заключенного.

Роли:судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседателиобвиняемая, свидетели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся жизнь – игра, а люди в нейактеры.

 

      Необходимость снятия напряжения и боязни перед предстоящей

деятельностьюи жизнью, предоставление каждому ребенку возможности

индивидуальнопроявить себя – все это стимулирует нас на игровое оформление

       Игровая деятельность вовлекает школьника в урок, заставляет самостоятельно идтиза знаниями. А эффективность обществоведческого курса зависит от степенисамостоятельности учащихся в его изучении.           Первыми в походе зазнаниями должны идти дети – сами читать, искать, наблюдать, находить, размышлять,творить. Таким путем развиваются умения критически мыслить, анализироватьпрошлое и настоящее, делать выводы.

        Возможности самореализации, ответственного личного выбора в различных областяхсоциальной деятельности развиваются только в процессе самостоятельной работы, вкоторую включается не только память ученика, но и мышление

         В процессе игрового моделирования на уроках истории и обществознания ребенокпринимает и исполняет роли, адекватные человеческой деятельности в определеннойобстановке и времени, воспринимает и играет роли в соответствии с поставленнойзадачей, а значит он учится жить. В деловой игре развитие самосознания детейстимулируется операциями, направленными на осмысление ими дела как события ихжизни, их участия в нем – как совершение поступка.

         Использование игровых технологий в системе развивающего обучения

способствуетформированию на уроках истории и обществознания ключевых

компетентностей,которые воплощают следующие компоненты общепредметного содержания образования:реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемойдействительности; общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Происходитпроцесс социализации ученика, т.е. формируется модель выпускника, способногоосуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность поотношению к объектам реальной действительности, принимать решения, изменятся иизменять окружающую действительность. Поэтому мы можем говорить о личностномстановлении и росте детей и подростков.

Опытиспользования игровых технологий на уроках истории и

обществознания.

Какповысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех

учителей.Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной

дисциплины,сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усугубляться,

когдаиспользуются однообразные приемы и методы, и наоборот, изучение

предметаможет стать увлекательным, и даже радостным, если в этот процесс

привносятсяигра, состязательность и другие нетрадиционные формы подачи

ипроверки знаний. Основная задача учителя – оживить процесс обучения,

активизироватьпознавательную деятельность учащихся, осуществить над

нейи ее/ результатами эффективный, и в то же время ненавязчивый контроль,

научитьшкольника работать самостоятельно, помочь ему освоить основные

уменияи навыки. Практика показывает, что использование в процессе

обученияисторических задач, кроссвордов, тестов, викторин, игровых

моментовповышает эффективность усвоения материала и интерес к учению,

снимаетпсихологическое напряжение.

Даннаятема весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в

школе.Основной задачей любого педагога является развитие познавательной

имыслительной деятельности обучаемого, через положительную мотивацию

кпредмету. Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках

историии обществознания являются игровые технологии.

Цельработы: Повышение мотивации учащихся на уроках истории и

обществознанияс применением игровых технологий в обучении.

Чтобыдостичь цели были поставлены задачи:

— позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения

термины,названия, имена;

— развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания

учащихся;

— позволить осуществить связь времен — прошлой и настоящей эпохи;

— развивать логическое мышление;

— развивать историческое воображение, способствовать творческому

применениюполученных знаний и обретенных умений.

Яс интересом изучаю игры, применяю их в своей работе.

Намой взгляд, тема очень актуальна. Посмотрим на учащихся сегодня:

–низкая мотивация учения;

–нет активности обучения;

–нет потребности, усваивать знания и умения.

Игровыетехнологии способствуют повышению мотивации учащихся на

урокахистории и обществознания. Игра порождает радость и бодрость,

воодушевляет,обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать

назойливойназидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна

пополнятьзнания, быть средством всестороннего развития ребенка, его

способностей,вызывать положительные эмоции, наполнять процесс

познанияинтересным содержанием. Игра наряду с трудом и учением – один

изосновных видов деятельности человека. Значение игры невозможно

исчерпатьи оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит

феномен,что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в

обучение,в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности.

Игра– специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех

этапахего жизненного пути.

Вотличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическимрезультатом, который характеризуется учебно-

познавательнойнаправленностью. В процессе игрового обучения происходит

живоеотображение черт исторической реальности, по – особому строится

взаимодействиеучастников образовательного процесса. Обучение истории

становитсядля учащихся эмоционально более привлекательным, обращение

кисторическому материалу становится не обязанностью, а перерастает в

увлечение.В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся

налаживаниекультурно-смысловых связей, позволяющих обрести

личностныйсмысл при изучении истории, осознать свою сопричастность

богатомуи разнообразному миру истории.

Всовременной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного

процесса,игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

дажераздела учебного предмета;

— как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления,упражнения, контроля);

кактехнология внеклассной работы (КТД и др.)

Дидактическаяигра может быть проведена как повторительно-

обобщающийитоговый урок, неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные

мероприятия.Игру можно разбить на несколько этапов:

1Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической

задаче,которую надо решить в учебном процессе), придает игре

познавательныйхарактер, предъявляет участникам игры требования в

отношениизнаний.

2правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры.

Правилаигры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила

разрабатываютсяс учетом цели урока и индивидуальных особенностей

учащихся.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

3Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают

возможностьучащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся

знанияи умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель

направляетигру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру

вводятсядополнительные люди: жюри, зрители.

4Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые

применяютсяпри решении учебной программы, поставленной игрой.

5Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные

технологии,раздаточный, контролирующий, обучающий материал.

6Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи.

Итогомявляется для учащегося – моральное и умственное удовлетворение;

дляпреподавателя – результат игры является показателем уровня

достиженийучащихся, или в усвоении знаний и их применений.

Ролеваяигра—это форма организации учебной деятельности, при которой

каждыйученик выступает в роли участника событий прошлого. История —

специфическаянаука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать

участникомсобытий, которые давно прошли.

Цели:

1Изучить, повторить, закрепить или обобщить материал.

2Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или

специальнымиумениями и навыками.

3Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.

4Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать

возможностьпроявить себя каждому.

Положительныйэффект:

1В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические

знанияучащихся, расширяется круг источников постижения истории.

2Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-

окрашенными,так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.

3Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет

мыслительнуюдеятельность учащихся.

4Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика

иучителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли

зрителя.

5Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи,

поддержки,лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

6Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт

публичныхвыступлений.

7Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему

хорошимизнаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя

итоварищей по классу.

8Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный

материалдля последующих уроков.

Приемы,которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

1Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как

помощникучителя, консультант, член жюри и др.

Примеры.Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи –

оцениваетситуации с позиций своих законов.

Урокповторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность

группвоинов, земледельцев, писцов т др.

2Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической

эпохи.

Урок«Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи?

Занималисьли обманом на турнирах? Что получал победитель?

3Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в

Шампани».Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в

Шампань,рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.

4Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок

«Индияв средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингисхана. Я

завоевалсеверную Индию и создал огромное могучее государство.

Посоветуй,как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память».

(Бабур,Империя Великих Моголов). Ученики не только угадывают, но и

самипишут письма от имени исторических персонажей или историческим

персонажам(Жанне Д Арк, М.Ломоносову, Лжедмитрию 1 и т.д.)

5Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь?

Например,«Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не

убитьего.» (Древляне о князе Игоре).

6Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).

7Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы

можнобыло легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки

здесьмогут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же

неточности,касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только

память,но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук

«Интеллектуальныеигры для школьников. История». Если не все ошибки

будутнайдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может

обратитьсяк обучающимся с вопросами, пожеланиями.

8Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.

Примерыигровых моментов на уроках истории и обществознания

Игра-лото«География Смутного времени»

урокистории по теме «Смутное время» (7 кл.)

Этуигру лучше проводить между двумя командами. Каждая команда

получаетигровой лист, на котором в полях написаны названия городов. У

каждойкоманды свой игровой лист, города на котором не повторяют города

наигровом листе другой команды. У ведущего карточки карточки с характеристикой

какого-либогорода, по которым надо определить его название. Та команда, у

которойна игровом листе «присутствует» этот город, не называя его,

забираеткарточку с характеристикой у ведущего и закрывает

соответствующееполе на своем игровом листе. Победительницей становится

команда,которая быстрее закроет свой игровой лист, не допустив при этом

ошибок.

1Первый русский город, куда направился в 1604 году Лжедмитрий I.

Путивль.

2Город, вблизи которого находился Ипатьевский монастырь. Кострома.

3Город, занятый шведами и заявивший о своем отделении от России.

Новгород.

4Город, героическая оборона которого в течение почти 2 лет сковывала

основныесилы польских войск. Смоленск.

5Город, в котором началось формирование Второго ополчения. Нижний

Новгород.

6«Резиденция» самозванца Лжедмитрия II. Тушино.

7В этом городе объявился новый самозванец Лжедмитрий III. Псков.

8Город, в котором правил Лжедмитрий I. Москва.

9Город, жители которого выступили инициаторами создания Первого

ополчения.Рязань.

10Город, в котором был создан временный правительственный орган

«Советвсей Земли». Ярославль.

11Место гибели Лжедмитрия II. Калуга.

12Место загадочной смерти царевича Дмитрия. Углич.

Игра«Крестики-нолики»

урокобществознания по теме «Потребитель и его права» (9 кл.)

Навопросы предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да»

обозначается«х», ответ «нет» обозначается «0» Учащиеся записывают

ответыв таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток.

Поокончанию игры учитель демонстрирует ученикам правильно

заполненнуютаблицу и, при необходимости, проводит работу над ошибками.

Желательнозаранее оговорить условия (например, в игре обязательно

должныбыть «победители», т.е. — «х» или «0», занявшие всю линию

(горизонтальную,вертикальную или диагональную).

1Потребитель – человек, заказывающий или приобретающий товары и (или)

услугидля нужд, связанных с осуществлением предпринимательской

деятельности(нет).

2Продавец не обязан предоставить потребителю полную информацию о

товаре(нет).

3Потребитель имеет право на возмещение убытков, вызванных

предоставлениемнедостоверной информации (да).

4Срок годности товара устанавливается на все виды товаров (нет).

5Информация о товаре должна быть предоставлена на русском языке (да).

6За упаковку товара весового товара продавец имеет право взять с вас

оплату(нет).

 

7Потребитель, которому был продан товар с недостатком, вправе

потребоватьуменьшения цены товара или замены товара (да).

8Продавец освобождается от ответственности, если вред, причиненный

потребителю,был ему нанесен вследствие нарушения потребителем

установленныхправил эксплуатации товара (да).

9Некоторые виды товаров при соблюдении определенных условий могут быть

возвращеныпродавцу в срок 14 дней со дня покупки (да).

 

 

 

 

Литература:

1.     БорзоваЛ.П. Игры на уроках истории. М.:Владос-пресс,2001.

2.     ВаженинА.Г. Конспекты уроков для учителя истории. М.: Владос-пресс,2001.

3.     КовальТ.В. . Конспекты уроков для учителя истории. М.: Владос-пресс,2002.

4.     КоротковаМ.В.Методические разработки и сценарии уроков к курсу

5.     отечественнойи зарубежной истории. М.: Центр гуманитарного образования, 1999.

6.     КулагинаГ.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.

7.     МацкайловаО.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков// Преподавание истории вшколе.1999.№8.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет