ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДНОВЫЙ УРЕНГОЙ
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 18»
|
Выступление
на методическом объединении
учителей начальной школы(УО)
«Использованиересурсов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила: педагог-психолог
ХайрулинаРасима Фаргатовна
2022г.
Сенсорнаякомната – специально оборудованное пространство, в котором человек, внезависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычныеощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает отнегативных воздействий внешней среды.
Сенсорнаякомната предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно –развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющимиразличные трудности в развитии и поведении.
Кабинеторганизован в соответствии со спецификой деятельности психолога в школе. В кабинете имеется уголок для снятия агрессии и психологической разгрузки. Он оснащёнмягким креслом, фитбол — мячами. Ребёнок при необходимости может стучать,кричать, прыгать, снимая, таким образом, скопившееся напряжение.
Релаксационныйсектор – зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психологаслужит местом эмоциональной разгрузки детей. Выполнение этой функциипредполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. В данном секторетакже имеются мягкий ковер, пуфик – кресла. Это позволяет снять излишнююнапряженность, успокоиться, принять удобную позу. А поверхность пуфика способствуеттактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкиепенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуютлучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа.
Световыепроекторы проецируют разнообразнейшие световые эффекты на все пространствокомнаты. Дозированное использование развивает воображение, ирреальныеобразы-представления, стимулирует внимание, зрительное восприятие.
Применение сенсорнойкомнаты:
Психоневрологическиенарушения; задержка психомоторного и речевого развития; адаптационныерасстройства; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; развитиедвигательных функций.
Занятияв сенсорной комнате развивают адаптивные функции учащихся и повышаютих познавательную активность.
В работе сенсорнойкомнаты мной применяются такие методы как:
1. Игры иигровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия,памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
2.Дыхательные упражнения;
3.Коммуникативные игры;
4. Релаксационныеупражнения;
5.Наблюдения, беседы;
6.Песочная терапия;
7.Музыкотерапия со звуками природы и животных.
Занятияимеют следующую структуру:
Вводнаячасть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка)
Основнаячасть – игровое задание на развитие психических процессов; релаксационноеупражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональноенапряжение;
Завершающаячасть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).
Длительностьзанятия – 20 – 25 минут в подгруппе.
Если цельюзанятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального,физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, тозанятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить кболее релаксирующим упражнениям. После активационного блока занятияпродолжаются в спокойном темпе, используется песочная терапия, которая снимаетмышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звукиприроды или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладаетцелительными свойствами.
Занимающиесяна занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткамтрудно адаптироваться к условиям школы, сложности вызывает общение с взрослымии сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляютребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, длякоторых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорнойкомнаты заложено разнообразие стимулов.
В процессезанятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов,ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус,снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемыэмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливаети сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическоеразвитие.
Самымважным и уникальным, в моей работе в сенсорной комнате, является то, чтонезависимо от направлений работы и планируемых результатов, сложностинарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повыситьфункциональные и адаптивные возможности организма и активизироватьиндивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможностьуспешной интеграции в социуме.
Врезультате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы сдетьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществахналичия такого оборудования в арсенале педагога-психолога. Понятно,что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологическоговоздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтвержденаэффективными результатами совершенствования сенсорных представлений ипознавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей,что делает сенсорную комнату незаменимой в школе.
