X-PDF

Доклад Использование современных технологий при формировании познавательных интересов учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на ШМО учителей гуманитарногоцикла на тему:

«Использование современныхтехнологий при формировании познавательных интересов учащихся специальнойкоррекционной школы VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Колесник Д.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щелково 2023г.

 

 

 

 

 

                             

Проблема формирования и развитияпознавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, стоиточень остро в дефектологии.

Согласно педагогическим учениямпрошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процессаобучения.

К.Д. Ушинский именно в интересе виделосновной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенноевсякого интереса, отбивает охоту учиться.

Практика же показывает, что убольшинства учащихся нашей школы слабо сформировано умение учиться, отсутствуетинтерес к учению. Учитель создает среду обучения, способную развивать уучащихся познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.

Средством развития познавательнойсамостоятельности учащихся является игра, загадки, диалог, творческие задания,кроссворды и т.д.

Игра служит как бы переходныммостиком к учебе, той средой, в которой легче и интереснее проходитпознавательная деятельность. Игра при изучении темы «Травы» по предмету «Миррастений» — «Узнай по описанию».

·       «Я растуу дорог, лесных тропинок, на лугах, в садах и огородах. Я похож на маленькоесолнце с золотыми лепестками – лучиками. Узнали меня? Кто я?» (одуванчик).

·       «Я оченьполезная травка. Мои душистые листочки кладут во многие блюда. В моих корнях илистьях содержится много витаминов». Как называется эта трава? /На доскенаглядность: картинки петрушки, укропа, сельдерея, ромашки, подорожника,одуванчика и др./

Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

Способствует развитию интереса кучению ребусы. При изучении темы «Суффиксы» по русскому языку можноиспользовать ребус /на доске изображение гриба, напечатанное на карточке слово«Гриб» и напечатанные на карточках суффиксы –чек, — ок и т.д/

Учащиеся образуют однокоренные словапри помощи суффиксов.

В процессе решения данного ребусаучащиеся повторяют и закрепляют слова, однокоренные слова, знакомятся созначением слов.

В игре отрабатываются навыкипродуктивного мышления, развивается желание решать проблемы. Чтобы правильноорганизовать игру, необходимо определить ее цель, порядок проведения, используемоеоборудование, правильную и четкую инструкцию проведения игры и механизмоценивания работы.

Учащиеся моего класса очень любятигры на уроках русского языка.

Игра «Найди ошибки»: учителем записан текст сошибками на доске (ошибки на пройденные орфограммы). Учитель читает текст(предложения) и задает вспомогательные вопросы, активизируя познавательный опытучащихся: «На какие правила допущены ошибки, найдите их и докажите, что здесьдопущена ошибка».

 Текст: «По территории россиипротикают большие реки: москва, волга, нева, лена.По бирегам рек расположены города. Много городов расположено по берегам волги:Кострома, самара, волгограт и другие.»

Учитель предлагает учащимся списатьтекст, оформив предложения по правилам.

Учитывая, что каждое качество личностиразвивается в процессе соответствующей деятельности, основное внимание науроках русского языка я уделяю организации самостоятельных работ, которыетребуют умственного напряжения, актуализации знаний и умений, необходимых впознавательной деятельности.

Задание №1. Учитель предлагает прочитатьслова и составить из них предложения, разные по цели высказывания и поинтонации.

Одуванчиков, на, желтеют,лугу, головки.

Летом, луг, как, красив.

Цветы, любишь, ты, полевые,ли.

Природу, береги, и, родную,охраняй.

Задание №2. Учитель записывает на доскенебольшой дифференцированный текст и предлагает расположить предложения так,чтобы получится связный рассказ.

Пахло грибами и листвой.

Ребята шли по леснойтропинке.

В небе летел большой косякжуравлей.

Наступила осень.

Стайка птиц слетела с рябины.

Затем задания для самостоятельнойработы усложняются.

Отдельные учащиеся работают понастроению и часто не справляются с заданиями: у них не хватает усидчивости,пропадает интерес после первых же трудностей. В связи с этим стараюсьорганизовать процесс обучения так, чтобы каждый ученик стремился довести работудо конца и получил желаемый результат.

На уроках русского языка, чтения яшироко использую загадки, которые активизируютпознавательный интерес и мыслительную деятельность учащихся. В основе загадоклежит сравнение (найти слова, которые косвенно называют предмет, объяснить,почему он так назван, какое сходство он имеет с загаданным предметом).

Разносторонняя работа над загадкойформирует у учащихся умение сравнивать, сопоставлять явления окружающейдействительности, желание найти суть явления, т.е. способствует активностиличности ребенка, развивает познавательный интерес.

Учитель может дать загадку в началеурока, отгадка к которой будет найдена на уроке, при работе с новым материалом.Эта отсроченная отгадка, которая способствует развитию познавательногоинтереса. Иногда загадку можно дать в конце урока.

«Разгадайте, ребятки, такуюзагадку:

Я- и тучка, и туман, я – рекаи океан.

Я летаю и бегу, и стекляннойбыть могу.» (Вода)

(урок по природоведению по теме«Свойства воды»).

Для развития познавательного интересаможно использовать стихотворные образы. Они помогаютзаинтересовать учащихся, научить их понимать, любить и охранять природу. Прииспользовании стихотворных образов учащиеся легче усваивают природоведческийматериал.

В ходе экскурсии. Наблюдая засостоянием погоды, особенностями снежного покрова, можно рассмотреть отдельныеснежинки, обратить внимание на то, сколько у них лучиков, все ли снежинкиодинаковые, как они выглядят, и прочитать стихотворение Р. Рождественского:

«Белая, узорная

Звездочка – малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке»

Формирование познавательнойдеятельности учащихся может происходить в ходе:

·       Самостоятельногосочинения предложения любого рассказа по чтению;

·       Проведенияисследования, например, на тему «Как вырастить растение из семени»;

·       Подготовкинебольших сообщений или докладов по природоведению, географии, биологии,истории;

·       Выступлениеучащихся (с докладами, сообщениями) перед классом.

Активизация познавательнойдеятельности учеников без развития их познавательного интереса не толькотрудна, но и практически невозможна.

Вот почему в процессе обучениянеобходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательныйинтерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, мощным средствомвоспитывающего обучения, повышения его качества.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет