X-PDF

Доклад Использование возможностей различных педагогических технологий для формирования познавательной деятельности школьников

Поделиться статьей

 

 

 

 

Использование возможностей различныхпедагогических технологий для формирования познавательной деятельностишкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

Использование возможностей различных педагогическихтехнологий для формирования познавательной деятельности школьников. 4

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос об эффективности той или инойобразовательной среды для развития интеллектуально одаренных детей остаетсяоткрытым по данным как зарубежных, так и Шумакова Н.Б. Познавательнаяактивность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальнымиспособностями в разных образовательных средах отечественных исследователей [5].

Несколько десятилетий активныхисследований в области обучения одаренных детей, выполненных главным образом в психологии,фактически свидетельствуют о ее кризисе. Такое заключение можно сделать, исходяиз результатов мета анализа исследований в области обучения одаренных детей,выполненного весьма авторитетными специалистами. Согласно этим результатам, мыдо сих пор не располагаем убедительными, научно обоснованнымиэкспериментальными данными, позволяющими сделать заключение о положительном илиотрицательном влиянии тех или иных программ поддержки детей с высокимиспособностями [9]. Сделанное заключение можно отнести и к состоянию этойпроблемы в отечественной психологии. При всей очевидности влиянияобразовательной среды на познавательную активность школьников [2] до сих поротсутствуют достоверные данные, показывающие влияние тех или иных параметровобразовательной среды на разные аспекты проявления и развития познавательнойактивности учащихся [2]. Наиболее ярким показателем познавательной активностидетей является их вопросительная активность [5].

Цель  работы – раскрыть использованиевозможных педагогических технологий для формирования познавательной активностишкольников.

Работа состоит из введения, основнойчасти, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованиевозможностей различных педагогических технологий для формированияпознавательной деятельности школьников

 

Педагогическая технология (ПТ) –структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строитсяна основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и впространстве. Главной целью данной технологии является достижение намеченныхрезультатов с помощью специальных методов и средств.

Структура содержания педагогическойтехнологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютнойуправляемости образовательного процесса. А также в планировании ивоспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.Технология строится на следующих трех аспектах: Научный – изучение и разработкацелей, методики, структуры обучения и планирование образовательных процессов.Процессуально-описательный – воссоздание процесса, который приведет кдостижению запланированных результатов, поиск способов введения разработаннойметодики в педагогическую деятельность. Процессуально-действенный –осуществление образовательного процесса.

Структура понятия педагогической технологиисостоит из трех взаимосвязанных уровней: Общий – включает элементыпедагогической системы (цели, средства и содержание процесса обучения,построение алгоритма деятельности). Частный (предметный) – планируется в рамкахтолько одного из методов преподавания (обучение математике, истории,естествознанию). Локальный – специализируется на решении частной задачи(проведение урока, итоговой контрольной работы, повторения пройденногоматериала).

Технологический подход в педагогикепозволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так ипроектировочной. Он дает возможности:

со значительной определенностьюпланировать результаты и управлять образовательными процессами;

производить анализ исистематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научнойоснове;

разносторонне решать проблемы в сфереобразования и воспитательного обучения;

создавать благоприятные условия дляличностного развития;

минимизировать эффект воздействияотрицательных обстоятельств на участников процесса;

эффективно использовать ресурсы,имеющиеся в наличии;

применять передовые методы длярешения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.

 Однако нужно отметить, что вструктуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подходдополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но неможет применяться отдельно. Критерии технологичности Разработанная технологиядолжна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериямитехнологичности, к которым относятся: управляемость; системность;воспроизводимость; эффективность; концептуальность. Управляемость в структурепедагогической технологии предполагает возможности предварительногопланирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методикидля достижения результатов.

Системность подразумевает, чторазработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапногопроцесса, целостность, связь между всеми его частями. Воспроизводимостьпредоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипныхучебных заведениях. Эффективность предполагает, что на сегодняшний деньпедагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должныпоказывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, атакже гарантировать достижение стандарта обучения.

Концептуальность подразумевает, чтокаждая технология должна опираться на одну из научных концепций, котораявключает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

Критерии технологичности являютсяосновой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогическихтехнологий входят: содержание обучения; концепция обучения; технологическийпроцесс. Содержание обучения включает цели — общие и частные, а также системуучебного материала. Концепция обучения — это научно-исследовательская базатехнологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу. Процессуальнаячасть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь,совокупностью нижеперечисленных элементов: организация процесса обучения;методика образовательной деятельности учащихся; методика работы преподавателя;управление процессом запоминания и усвоения материала; диагностика процессаобучения.

Горизонтальная структура педагогическойтехнологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

Научный. Технология представляется ввиде научно разработанного решения какой-либо проблемы. Она основывается надостижениях науки предыдущих поколений и передовой практики;

Дескриптивный. Педагогический подходпредставляется наглядной моделью, описанием целей, средств и методов.Предоставляется также алгоритм действий, необходимых для достиженияпоставленных целей;

Процессуально-деятельностный.Педагогическая технология является самим процессом реализации деятельностиобъектов и субъектов.

Каждая педагогическая технологиязатрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в своюочередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта областьсама может являться составной частью деятельности высокого уровня. Элементыэтой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий.

Всего их четыре:

Метатехнологии описывают процессобучения на уровне осуществления социальной политики в образовательной области.К ним можно отнести воспитание дошкольников, технологию управления качествомобучения в районе, технологию воспитания в антиалкогольном направлении.

Макротехнологии (отраслевыетехнологии) охватывают деятельность внутри образовательной области или учебнойдисциплины. Например, технология преподавания одного из учебных предметов.

Мезотехнологии (модульные технологии)являются технологиями реализации отдельных частей образовательного процесса. Кним можно отнести разработку подходов к изучению одной темы или урока,повторения знаний в составе одного модуля.

Микротехнологии направляют своюдеятельность на решение оперативных задач и на индивидуальное взаимодействиесубъектов процесса обучения и воспитания. Например, технология получениянавыков письма, тренинги по личностному развитию индивида.

К одной из составляющих структурыпедагогических технологий можно отнести методы обучения — формы упорядоченнойдеятельности преподавателя и обучающихся. Успех обучения, как правило, вбольшой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся,от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровеньсамостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важнымикритериями для определения главного метода обучения. Для каждой следующей формывозрастает степень самостоятельности выполнения задания.

В описании структуры педагогическойтехнологии выделяют пять методов обучения: Объяснительно-иллюстративный – методобучения, при котором обучающиеся приобретают знания на лекции, в учебниках иметодичках посредством готовых материалов. Воспринимая и осмысливая информацию,студенты находятся в рамках воспроизводящего мышления. Данный метод являетсянаиболее распространенным для передачи большого количества информации в высшихучебных заведениях. Репродуктивный — метод, при котором применение изученногона практике демонстрируется на примере наглядного образца. Деятельностьстудентов в данном случае основывается на алгоритме и осуществляется согласноправилам действий в аналогичных ситуациях.

Метод проблемного изложения — подход,при котором преподаватель перед изложением материала показывает проблему иформирует задачу, которую необходимо решить. Затем с помощью предоставлениясистемы доказательств и сравнения различных точек зрения и подходов, указываетпути решения проблемы. Студенты, таким образом, являются участниками научногоисследования.

Частично-поисковый метод обученияпоказывает организацию поиска решения выдвинутых задач или под руководствомпреподавателя, или на основе предоставленных правил и указаний. Процесс поискаответов носит продуктивный характер, но при этом время от времениконтролируется преподавателем. Исследовательский – метод обучения, где послепроизведения анализа информации, постановки проблемы и краткого инструктажа вустной или письменной форме, студенты изучают литературу, различные источники,производят наблюдения и занимаются поиском другими возможными методами. В такойработе наиболее полно проявляются инициативность, самостоятельность, творческийподход. Методы учебной деятельности становятся способами проведения научногоисследования.

Таким образом, структурапедагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука оназанимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения.Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельностивнедряется непосредственно в процесс образования. Педагогическая технология,таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научнойконцепции и проекта, или как описание программы действий, или как реальнореализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.

Актуальность развития познавательнойактивности учащихся обусловлена требованиями современного общества, которыенацелены на формирование личности школьника, на развитие его творческихспособностей, интереса к учению. Известно, что познавательная активностьявляется социально значимым качеством личности и развивается у школьников впроцессе учебной деятельности. В общем смысле активность – это интенсивнаяумственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активностьвыступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний,умений и навыков [4].

В педагогическом словаре«познавательная активность» определяется как деятельное состояние личности,которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению ипроявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [1, с. 8].

Э.А. Красновский познавательнуюактивность рассматривает как проявление всех сторон личности школьника, ккоторым относит интерес к новому, стремление к успеху, радость познания,установку на разрешение учебных и жизненных проблем, готовность к решениюзадач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения [2].

Таким образом, одной из важнейшихзадач, которые необходимо решать в процессе обучения – это стимулированиеучебно-познавательной активности обучающихся, в котором большую роль играетумение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изучениинового материала [6, с. 19].

Для того, чтобы пробудить у учащихсяинтерес к изучаемой дисциплине, учителю необходимо использовать в своей работеувлекательные факты, сведения, примеры, применять на практике наглядные пособияи технические средства, также вовлекать учащихся в практическую деятельность поприменению полученных знаний [4].

Известно, что для развитияпознавательной активности учащихся, педагогами в учебном процессе применяютсяразнообразные средства обучения – объекты, которые представляют собойматериальные или духовные ценности, необходимые для достиженияучебно-воспитательных целей. Наглядные средства обучения являются одними изважнейших материальных средств обучения. Они предназначены для: ознакомления сявлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в кабинете;ознакомления с внешним видом объекта; получения наглядного представления обизмерении, характеристиках и параметрах явления; изготовления илипроектирования изделия и др. [5].

Важную роль в обучении и развитиипознавательной активности учащихся играет макет, который относится к нагляднымсредствам обучения. Макет – изделие, являющееся изображением объекта вустановленном масштабе [3].

Рассмотрим использование макета каксредства развития познавательной активности учащихся на примере изученияизобразительного искусства и других графических дисциплин, в том числе и вусловиях профильного обучения. Зада-ния с применением макетов направлены напобуждение интереса к изучаемой дисциплине, формирование у учащихся воображения,конструктивного и образного мышления, развитие способности анализировать формуобъекта в трехмерном пространстве.

На начальном этапе изучениягеометрических тел, необходимо предложить учащимся сравнить геометрическиетела, выявить характерные особенности их поверхности, выявить общие признаки иразличия (рис. 1).

Рис. 1 Анализ воспринятых внешнихсвойств и существенных признаков геометрических тел позволит учащимся выполнитьгеометрический анализ объемнопространственной композиции (рис. 2): назватьгеометрическое тело, входящее в композицию; отнести его к многограннику илителу вращения.

Рис. 2 Использование в учебномпроцессе макетов узнаваемых объектов (рис. 3) для анализа их геометрическойформы, позволит сделать обучение привлекательным, и тем самым будетспособствовать развитию познавательной активности учащихся.

Рис. 3

Таким образом, развиваяпознавательную активность, учитель воспитывает у учащихся интерес и стремлениек знаниям, формирует его личность, которая способна мыслить и применятьтеоретические знания на практике.

Перевод обучения насубъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая быобеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта,самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлятьсамоуправление учебно-познавательной деятельностью. В связи с этим передшкольной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющейрешить эту задачу. Анализ педагогического опыта по обучению учащихся наопределенную тему позволяет сделать вывод об эффективности использованияприемов проблемного диалога с опорой на выполнение дифференцированных заданий.

Выделим основные положенияпредлагаемой технологии обучения:

1. Планируемые обязательныерезультаты обучения по базисному плану (базовому уровню образования) должныбыть посильны и доступны учащимся, следовательно, реально выполнимыбольшинством из них, а также заранее известны и понятны школьнику (начиная откурса, раздела и кончая конкретной темой).

2. Минимальный уровень требований кзнаниям и умениям учащихся определяет стандарт химического образования.

3. Процесс обучения происходит отпростого к сложному, от абстрактного к конкретному и наоборот, определяетсяпреимущественно глубиной содержания образования.

4. Проблемное обучение предполагаетбольшую долю самостоятельной работы ученика. Самостоятельная работа как методобучения может иметь место не только при проблемном подходе (например,самостоятельное изучение какого-то раздела по учебнику, когда ученик получаетготовую информацию и ему остается лишь запомнить те или иные факты) [3; 4].

5. Отличительной чертой проблемногоподхода является то, что здесь учащийся вынужден находить новое путем поиска,через ряд мыслительных операций, логических рассуждений и умозаключений.Учитель может использовать для активизации познавательной деятельности учащихсяследующие взаимосвязанные методы организации обучения: ‒ проблемное изложениезаданий учителем; ‒ применение системы познавательных задач; ‒ исследование.

На первом этапе учитель,руководствуясь общедидактическим принципом «от легкого к трудному», не требуетот учащихся самостоятельного решения проблемы. Он учит ходу и логике мышленияпри поиске. Ученики следят за развитием мысли учителя от вопроса к выводу, отпроблемы к ее разрешению. Первый этап соответствует первым двум уровнямпроблемности [1].

 Первый уровень проблемностихарактеризуется возникновением проблемной ситуации, независимо от методовработы учителя. Степень активизации самая низкая, поскольку внимание учащихсяне направляется на проблему, а возникшее затруднение снимается информационнымобъяснением учителя.

В процессе изучения новой темы,задавая один вопрос за другим и отвечая на них, учитель объясняет всю тему иформулирует вывод. Второй уровень проблемности определяется преднамереннымсозданием проблемной ситуации учителем и направлением внимания учащихся навозникшую перед ними проблему. Однако и здесь проблему формулирует и решает самучитель. Ученик усваивает логику проблемного мышления, следуя по пути решенияее учителем [2].

Учащиеся при помощи учителяформулируют ответ и записывают его как вывод в тетради. Таким образом, на урокебыла создана и поставлена проблема. Сначала учащиеся следовали за учителем попути ее решения, и пришли к научному выводу в конце урока. Степеньсамостоятельности учеников здесь еще очень низка [5].

Третий уровень проблемностихарактеризуется тем, что учитель создает проблемную ситуацию, указываетучащимся на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей ее решения.Проблемная ситуация направит учащихся на создание гипотезы, поиск способов решенияпроблемы и на экспериментальную проверку правильности решения.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, анализ вопросительнойактивности позволяет понять интенсивность, широту, глубину познания ребенкомокружающего мира, инициируемого самим ребенком. Способность человека кпостановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве.Корни этой способности лежат в природной любознательности ребенка и в техситуациях общения и деятельности, в которых осуществляется его развитие.Поэтому не случайно, что интерес к изучению детских вопросов вновь и вновьпривлекает внимание исследователей [3].

Известно, что первоначально вопросыребенка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретаютпознавательную направленность [1]. В разные возрастные периоды вопросы детейотличаются по своему характеру и содержанию. Начало систематического школьногообучения, первые годы обучения в школе являются критическим периодом в развитиипознавательной активности детей. Исследователи отмечают снижение спонтаннойвопросительной активности у младших школьников относительно предшествующегопериода детства, что обусловлено рядом причин, среди которых значимое местозанимает образовательная среда [1].

Тем не менее, отечественныхисследований, направленных на изучение влияния тех или иных параметровобразовательной среды на разные аспекты проявления и развития познавательнойактивности учащихся, практически нет в настоящее время, хотя переход к новымстандартам ФГОС обусловил значительные изменения в типичной школьнойобразовательной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                Азаров, Ю.П. Семейная педагогика.Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. — М.: Эксмо,2015. — 496 c.

2.                Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.

3.                Гуревич, П.С. Психология и педагогика:Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 479 c.

4.                Гусейнова, А.С. Психология и педагогикавоспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С.Гусейнова. — М.: Ленанд, 2014. — 320 c.

5.                Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика:Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. — Люберцы: Юрайт,2016. — 440 c.

6.                Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. -М.: Вузовская книга, 2016. — 872 c.

7.                Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник дляакадемическогобакалавриата / Г.М. Коджаспирова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 719c.

8.                Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика.Краткий курс / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.

9.                Кравченко, А.И. Психология и педагогика:учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2015. — 400 c.

10.           Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник ипрактикум для академическогобакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. -Люберцы: Юрайт, 2015. — 364 c.

11.           Самойлов, В.Д. Педагогика и психологиявысшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ,2015. — 207 c.

12.           Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика:Учебник. Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — Люберцы:Юрайт, 2015. — 509 c.

13.           Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник длябакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.

14.           Цукасова, Л.В. Театральная педагогика:Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. — М.: КД Либроком,2014. — 192 c.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет