Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение
Кундуйскаясредняя общеобразовательная школа
Доклад
натему
«Кистокам духовности»
Выполнила:учитель истории и обществознания
МалюшеваГалина Ивановна
С.Кундуй 2023г
К истокам духовности
«Дитя как сундук: что в негоположишь,
то потом и достанешь»
(поговорка)
«Человекначинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра», — заметилСергей Михалков. И только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожимиили сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас — сделать так, чтобыпроросли семена добра, которые были заложены нашими родителями, близкими,родными, воспитателями, учителями.
Каждый человек, хотя бы раз в жизни начинает задумываться надсмыслом своего существования и духовного развития. Человек, его дух и егокультура — венец и цель мироздания… Человек становится человеком только в процессекультуры, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления ивозможности. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашегоЯ, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния,отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Онимогут и не осознаваться во всей полноте, но забота о душе является сущностьюличностного развития. Человек вступает в общество, обладающее определеннымдуховным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развитияличности бесконечен…
Духовность– проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Этикачества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силытворца. В понятие духовности входит и вера в Бога, и приобщение к культурнымценностям, и любовь к родному краю.
Духовно-нравственноевоспитание складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма игражданственности, привитие семейных, духовных ценностей, воспитание любви ксвоей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитаниестремления к здоровому образу жизни.
Основная миссия курса ОДНК НР — обогатить процесс в общеобразовательной школеновым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплавнациональных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основавсех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным вдиалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственностьуходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку сскорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакиеюридические законы не возместят утрату общества и человеком нравственногоначала».
Во время встречив режиме видеосвязи с лауреатами и финалистами всероссийского конкурсаУчитель года в День учителя Владимир Владимирович Путин дал понять,чего ожидать педагогам в 2023 году.Россия была и будет суверенной. Дляэтого сейчас на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира нужноукреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитанияподрастающего поколения – цитата (В.В. Путин).
Преждевсего нужно передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа.Исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкованиеистории.
Будут введеныединые обязательные подходы к организации воспитательной работы с подрастающимпоколением. А также к преподаванию общественно значимых предметов таких какрусский язык, литература, история, обществознание, география. Но сколько часову нас отводится на такие темы, как духовность, нравственность. МИЗЕР. Где,откуда нам взять ещё часы необходимые на такие важные и нужные вопросы? И вотздесь нам на помощь приходит внеурочное время. Да и новых ФГОС (3поколения) большая роль отводится на воспитание подрастающего поколения.
Наформирование духовного мира человека благотворно влияет познание имобщечеловеческих ценностей, заложенных в религиозных учениях. Конечно, нетолько церковь способствует предупреждению коррозии души, но ее роль в этом,несомненно, огромна. Иначе чем объяснить непреходящий интерес всех поколений крелигии на протяжении нескольких тысячелетий?
Вмногонациональном Российском государстве доминирующим является православие.Более десяти веков оно оказывало и вновь начинает оказывать влияние на духовнуюжизнь российского общества. До 1917 года христианская религия служилафундаментом, на котором строилась просветительская работа. Она во многомопределяла организацию народного просвещения. Во всех уголках необъятной страныдействовали церковные учебные заведения, где наряду с основами христианскойрелигии преподавались другие учебные предметы.Петр I, ограничиваягосударственные притязания церкви, вместе с тем ценил нравственную рольрелигии, серьезно относился к ее этическим принципам.
Так зарождалосьдуховное единение народов, которое помогало нам выносить самые тяжелые ударысудьбы, невзгоды, не раз потрясавшие русское общество на протяжении всеймноговековой истории.
Чем определяютсятенденции духовной жизни современного общества?
Уровень развитиякультуры и духовности общества можно определить:
по объёмусоздаваемых в нём культурных ценностей,
по границам их распространённости,
по степенивосприятия их людьми.
Одной из ключевыхособенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране являетсяколоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов спровинцией, что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков иучёных.
Ещё одним из важныхаспектов развития общества считается возможность необходимых условий дляреализации творческих способностей и талантов.
Духовная жизнь в21 веке в России имеет другие особенности. Жизнь современного общества в Россиихарактеризуется также резким снижением социально-экономического состояниярядовых работников культуры. Большое количество специалистов уходит в другиесферы, некоторые покидают страну.
В современной такназываемой культурной и духовной сфере сформировались две направленности:
Отсутствиедуховности, лицемерие и фальшь.
Проявлениенедовольства и протеста практически по любому поводу.
Навязываниеаморальных, бессмысленных направлений.
Всё это формируетбездуховный, интеллектуально ограниченный социум, который со временем начинаетсчитать нормой пошлость и глупость, при этом высмеивая благородство, честностьи порядочность.
Классическуюкультуру заменяют западным суррогатом, в основе которого лежит унижение тех,кто имеет низкий социальный статус и восхищение теми, кто богат. Фактическидуховность, человечность заменяется на культ денег. Сама личность не важна,главное — получение выгоды.
ПОЭТОМУВозрождение классической культуры -важнейшая задача для общества как в России,так и в остальном мире. Необходимо сохранить и возродить классическое инародное культурное наследие, оставленное нам нашими предками, в которомглавенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, честность ипорядочность — вот некоторые классические духовные и культурные составляющие.
На фонетотального засилия нашего медиа- и интернет-пространства западным суррогатомкультуры (низкопробные фильмы, бессмысленные выставки, программы, транслирующиев общество глупость) всё больше проявляется потребность человека в настоящей,истинной духовной культуре.
Возрождаетсяинтерес к собственной истории, культуре, литературе, национальным традициям. Вшколах в том числе и нашей начинают всё больше уделять внимание этомунаправлению.
Духовно-нравственное просвещение на сегодняшний день задачапервостепенной важности не только церкви и образовательных учреждений, но иучреждений культуры.
И это не случайно. Слова «библиотека» и«Библия» происходят от греческого biblion — книга. И это глубоко символично. ВПисании сказано: «В начале было Слово». Слово — материальное воплощение духа,человеческой мысли, духовных плодов человеческого разума, основа общения. Словородило язык. Язык родил книгу. Книга родила библиотеку. Следуя этой логическойцепи, можно сказать, что библиотекам самим Богом предначертано быть хранительницамии проповедницами духовности во всех ее проявлениях, дабы внести свой вклад всохранение связи времен, а значит и самого человека. И мы с ребятами проводимдостаточно много времени в нашей сельской библиотеке.Библиотека стала тем местом, где можно найти ответ практически на любой вопросв сфере нравственности, духовности, эстетики, творчества. Именно в ней «Каждыйиз нас может обрести спокойствие духа, нравственное обновление и счастье». Черезкниги школьники изучают историю, пишут творческие работы на тему духовнойжизни России в прошлом, настоящем и будущем. «Да не погаснет в душах свет»,Посиделки
« От рождества докрещения». «Династия Романовых в свете Христовой истины» . Час информации.«ПодвигКирилла и Мефодия»(ко Дню славянской письменности и культуры).Познавательный час «Вера. Духовность. Возрождение». «Пасхальное эхо». «Троица!Земля травой покроется». Праздник семьи «Знамя семьи — ЛЮБОВЬ».
Итак, человек ХХIвека не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом.Ведь духовность — это та область в жизни общества, которая связана с созданиеми распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовныхнужд человека. Наши дети и внуки должны уяснить, что без фундамента, состоящегоиз духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможнодальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западныхценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе.
Оченьточны и правильны слова знаменитого педагога А.С. Макаренко:
«Правильноевоспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущеегоре, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Все мыродом из детства. А детство и школа — во многом тождественные понятия. А ведьименно школа — это место, где дети получают не только образование, но и гдепроходит духовно-нравственное формирование ребенка. Чему учить и каквоспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру,самобытность и традиции своего народа?. Каждый день мы задаем эти вопросы себе.И если мы их задаем, мы на верном пути.
«Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без человека — нет народа».
Владимир Абрамович Караковский